kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: Русская народная сказка "Каша из топора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  литературного чтения. НА УРОКЕ ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С БЫТОВОЙ СКАЗКОЙ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: Русская народная сказка "Каша из топора"»

Тема: Русская народная сказка "Каша из топора"

Цели: познакомить с новым видом сказки (бытовая) на примере сказки «Каша из топора»; совершенствовать навык правильного, осознанного чтения целыми словами; учить сравнивать героев произведения; характеризовать героев с точки зрения автора; учить извлекать необходимую информацию из прослушанного текста; развивать связную речь обучающихся; обогащать словарный запас; развивать умение аргументировать свою точку зрения; логическое мышление; личностную оценку; воспитывать интерес к устному народному творчеству; трудолюбие; сострадание к ближнему; уважение к защитнику отечества; щедрость.


Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.


Оборудование: : аудиозапись сказки;

выставка книг с русскими народными сказками;

рисунки и поделки на тему сказок;

учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь»


Ход урока


1. Организационный момент.


Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путь наш будет неблизкий. И чтобы отправиться в дорогу нам нужно познакомиться.


- А как люди знакомятся?


А ещё можно познакомиться глазами. Внимательно посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба, а она поможет преодолеть все трудности.


2. Сообщение темы.


А сейчас внимание! Послушаем музыкальное послание и скажем, куда же мы отправимся в путешествие. (Звучит песня “Сказки гуляют по свету”)


Итак, мы отправляемся в сказку.


Перед дальней дорогой всегда звучит напутствие и сейчас мы послушаем стихотворение и подумаем, какая строчка в нем самая важная.


Читает ученик:


Если очень захотеть

В сказке можно очутиться.

У героев старых сказок

Можем мы всю жизнь учиться!

Как прекрасно добрым быть,

Как со злом бороться надо,

Как в житейском море плыть,

Чтоб в конце ждала награда!


-Сегодня мы будем учиться у героев сказок. Ну что же! В путь!


3. Проверка домашнего задания.


- Вы любите сказки?

-А что такое сказка?


-Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?

- О чём рассказывают бытовые сказки? (в бытовых сказках говорится о бедных или богатых людях)


- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.


-Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают? ( Сказки интересные, они увлекают нас в волшебный мир)


“Сказка - ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!”


- Чему может научить сказка?


(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)


- Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)


4. Сегодня мы познакомимся со сказкой “Каша из топора”.


-Посмотрите на выставку книг. В разные годы издавалась эта книга для детей, разные художники иллюстрировали её. Эти книги читали ваши родители и даже бабушки и дедушки.


Слушание записи сказки


- Какое чувство вызвала у вас эта сказка?


- Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку?


- А кто автор этой сказки? (народ)


Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.


- Назовите героев сказки. (Солдат, старуха)


- Как солдат обратился к хозяйке? Каким голосом нужно читать эти слова?


- А дальше в сказке как называют старуху? Почему?


- Как же автор относится к старухе? За что он ее осуждает?


- Какой вам показалась старуха? На кого она похожа?


Обратили ли вы внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат

и как лицемерно отвечает ему старуха?


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз, два - мы считаем

И шагаем, и шагаем.

Три – четыре, три – четыре

Руки в стороны пошире.

А теперь все потянулись,

Оглянулись, улыбнулись.

Потом встали, полетели,

Вместе дружно все присели.


5. Чтение по цепочке, по ходу чтения словарная работа

ПОБЫВКА – короткий отпуск


ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.


СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат


ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела


ПРИМЕТИЛ – обратил внимание


СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса


ДИВИТСЯ – удивляется


- Почему в сказке так много устаревших слов? ( Сказка живёт в народе много десятилетий)


- Давайте подберём слова, которые характеризуют героев. (На доске прикреплены слова, их надо сгруппировать) Солдат, старуха, умный, хитрая, находчивый, жадная, скупая, сообразительный, жизнерадостный, глупая, неунывающий)


6. Работа у доски:


СОЛДАТ БАБА

находчивый хитрая

умный жадная

сообразительный скупая

жизнерадостный глупая

неунывающий



- Кто вам больше понравился? Почему?


- Какая это сказка? (Бытовая)

- Что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.


(В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.)


- Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?


7. Работа в группах.


Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках. К нам на урок прибыли три пословицы, но в пути слова перепутались и без вашей помощи мне не обойтись. (Каждая команда составляет пословицу из отдельных слов)


Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.


Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.


Доброе дело без награды не останется.


Проверка


- По адресу ли приехали пословицы?


8. Итог урока.

-Что в сказке фантастического, а что действительно могло случиться?


-Добился ли солдат своего? Что ему помогло?


-Прав ли солдат?


- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?


-Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да посмеивается»

-Победило ли добро?

Домашнее чтение: проинсценировать сказку.




Каша из топора.



За столом сидят Старик, Старуха и Внучка. Они ужинают.


Старуха.

Ешьте, ешьте пироги,

Пироги из кураги,

Пейте молоко и чай…

Внучка. Мне конфетку к чаю дай!

Старуха.

Тише, Маша, не кричи,

Ешь-ка лучше калачи Звучит песня , поёт солдат

Раздаётся стук в дверь


Старик. Кто же к нам пришёл?

Старуха.

А у нас тут полный стол…

Этот поздний гость не зван,

Отнесу еду в чулан.


Старуха убирает еду со стола. Старик отворяет дверь. Входит Солдат.


Солдат. Вечер добрый добрым людям!

Старик. Проходи, вечерять будем.

Старуха. Вот, солдат, чайку попей…

Солдат.

Мне б сейчас горячих щей!

И краюшку хлеба с салом

Тоже бы не помешала.

Старуха.

И, служивый, где там сала,

Хлеба нынче не видала.

Старик. Бабка, ну а калачи?

Старуха. Что ты, старый? Уж молчи…

Внучка. Ну а может, пироги?

Старуха.

Шутишь, Машенька? Беги,

Принеси лучше водицы,

Чтоб служивому умыться.

Солдат.

Не печалься, я сейчас

Кашу наварю для вас.

Где тут мой стоит мешок?

Старуха. Что в мешке-то?

Солдат.

Котелок.

Печку, бабка, разжигай

Да чуток водицы дай.

Кашу сварим на ура!

Старуха. Из чего?

Солдат (посмеивается)

Из топора…

Уж топор-то есть у вас?

Старуха. Принесу его сейчас….


Приносит топор. Солдат кладёт топор в котелок.


Солдат (помешивает в котелке).

Пусть поварится немножко,

Я пока взгляну в окошко…

Ветер за окном шумит…

Бабка, каша уж кипит!

Ишь ты, как она бурлит,

Её б малость подсолить.


Старуха. На, служивый ложку соли.

Внучка. Доварили кашу, что ли?

Солдат.

Всё, уже почти готова…

Маслица б сюда какого.

Каша вышла бы на славу!

Старуха.

Ну, не знаю даже, право,

Сальца там кусочек был…

Солдат (помешивает в котелке).

Ах ты, чуть не позабыл!

Прихвати чуток пшена!

Ай да каша, ай чудна!

А теперь прошу всех сесть,

Сейчас будем кашу есть!

Старик (смеясь)

Ох, служивый и хитрец

Бабку обобрал вконец:

И крупу, и соль, и сало

Из чулана всё достала!

Внучка.

Ты, бабуля, не ворчи:

Всё, что есть на стол мечи:

Щи, сметану, хлеб и сало

Пироги и калачи…

Старуха.

Ну, служивый, ты и плут!

Так старушку обмануть!

Старик. Видно вышел тут прокол.

Старуха.

Что ж, солдат, садись за стол,

Угощайся, чем богаты,

Мы такому гостю рады!



Литература:

1.Учебник Родная речь 2 класс Москва «Просвещение» 2009 год

С. В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению»

к учебнику Л.Ф.Климановой Москва «Вако» 2009 год

2.Материал инсценировки взят из журнала «Начальная школа» (дата выпуска и номер журнала не установлены)







МБОУ «Новоромановская СОШ»

Мглинского района









Разработка урока чтения во 2 классе на тему:

Русская народная сказка «Гуси лебеди»















Разработала:

Кузьмицкая Надежда Ивановна











2020 год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока на тему: Русская народная сказка "Каша из топора"

Автор: Кузьмицкая Надежда Ивановна

Дата: 02.10.2020

Номер свидетельства: 559015


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства