Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения " Про щуку зубастую"»
МОУ « Розовская школа»
Конспект урока
литературного чтения 1 класс.
Русская народная сказка « Про щуку зубастую»
Подготовила
учитель начальных классов
Жирнова Е.С
с. Розы Люксембург, 2018 г.
Тема урока: Русская народная сказка « Про щуку зубастую»
Цель: познакомить обучающихся с русской народной сказкой « Про щуку зубастую»
Задачи:
- расширять словарный запас учащихся;
- формировать устную речь учащихся;
- обучать умению отвечать на вопросы по содержанию произведения,
- умению работать с текстом,
- прививать любовь к чтению,
- воспитывать любовь к окружающему миру.
- воспитывать положительное отношение к учёбе.
Оборудование: книга « Русские народные сказки», таблица, иллюстрации.
Ход урока:
I. Психологический настрой.
Не позволяй душе лениться, Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться. И день, и ночь, и день, и ночь.
II. Упражнение для речевого аппарата.
1.Артикуляционная разминка « Рыбка» : губы сомкнуть, на вдохе носом втянуть щёки внутрь, затем медленно выдохнуть, приоткрыв рот и округлив губы.
2.Дыхательная гимнастика «Самовар»: сделать глубокий вдох носом, выдыхать также через нос порциями, имитируя шум пыхтящего самовара: пых-пых-пых.
III. Актуализация знаний.
1.Упражнения для совершенствования навыков быстрого чтения.
а) « Кто быстрее» На доске записано предложение. Найдите это предложение в текстах, которые лежат на партах.
б) Тренажёр « Составляем слова»
IV. Сообщение темы, цели и задач урока.
1.Прослушайте мелодию. Скажите, что сегодня мы будем читать на уроке? ( Звучит мелодия « В гостях у сказки»)
2. Составление кластера.
Приключения
Чудеса
Добро
Сказка
Зло
Волшебство
- Что такое сказка? Подберём однокоренные слова: сказка, сказывать, рассказывать. Получается сказка - это устный рассказ о чем-либо.
Чем же отличается рассказ от сказки и всякий ли рассказ является сказкой? (Выслушать мнения учащихся).
Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название “басень”- от слова “баять”, “говорить”) - это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны. Если собеседнику не верят, ему так и говорят: “Не рассказывай мне сказки”. Получается, что сказки говорят не правду, обманывают. А нас с детства учат, что обманывать нехорошо.
- Почему же мы любим, читать и слушать сказки?
- В чем секрет долголетия сказки? (Выслушать мнения учащихся).
Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень... Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Вспомним пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ”.
На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”.
3.Предположите по иллюстрации, о ком будет идти речь?
( предположение детей)
4. Краткие сведения о щуке.
Щука— рыба семейства щуковых. Распространена в пресных водах Евразии и Северной Америки. Живёт обычно в прибрежной зоне, в водных зарослях, в непроточных или слабопроточных водах. Может также встречаться и в Финском, Рижском и Куршском заливах Балтийского моря, в Таганрогском заливе . При снижении содержания кислорода наступает угнетение дыхания, поэтому в заморных водоёмах щука зимой часто погибает.
Длина до 1,5 м, масса до 35 кг (обычно до 1 м и 8 кг). Голова большая, пасть широкая. Окраска изменчивая, зависит от окружения: в зависимости от характера и степени развития растительности может быть серо-зеленоватая, серо-желтоватая, серо-бурая, спина темнее, бока с крупными бурыми или оливковыми пятнами, которые образуют поперечные полосы. Кормится преимущественно рыбой. В некоторых озёрах встречаются серебристые щуки.
V. Физкультминутка.
Зима
У зимы в лесу изба:
Во все стороны резьба.
И столбы хрустальные
У избы поставлены.
Ледяные окна скрыты
Ледяными ставнями.
На заборе ледяном
Ворон ходит ходуном.
Строго смотрит сверху вниз:
Все ли за руки взялись?
VI. Работа по теме урока.
Прослушивание аудиозаписи сказки « О щуке зубастой»
О щуке зубастой.
Русская народная сказка
В ночь на Иванов день родилась щука в Шексне, да такая зубастая, что боже упаси. Лещи, окуни, ерши собрались глазеть на нее и дивовались такому чуду:
- Экая щука уродилась зубастая!
И стала она расти не по дням - по часам: что ни день, то на вершок прибавится.
И стала щука в Шексне похаживать да лещей, окуней полавливать: издали увидит леща и хватит его - леща как не бывало, только косточки на зубах хрустят. Экая оказия случилась на Шексне!
Что делать лещам да окуням? Тошно приходится: щука всех приест, прикорнает.
Собралась вся мелкая рыбица, и стали думу думать: как перевести щуку зубастую да такую тороватую.
Пришел Ерш Ершович и так наскоро проговорил:
- Полно думу думать да голову ломать, а вот послушайте, что я буду баять. Тошно нам всем теперь в Шексне, переберемтесь-ка лучше в мелкие речки жить - в Сизму, Коному да Славенку, там нас никто не тронет, будем жить припеваючи.
И поднялись все ерши, лещи, окуни из Шексны в мелкие речки - Сизму, Коному да Славенку.
По дороге как шли, хитрый рыбарь многих из ихней братьи изловил на удочку и сварил ушицу.
С тех пор в Шексне совсем мало стало мелкой рыбицы. Много наделала хлопот щука зубастая, да после и сама несдобровала.
Как не стало мелкой рыбицы, пошла щука хватать червяков и попалась сама на крючок. Рыбарь сварил из нее уху, хлебал да хвалил: такая уха была жирная.
Я там был, вместе уху хлебал, по усам текло, да в рот не попало.
2.Первичное восприятие .
- Кто главные герои сказки?
- С чего начинается сказка?
- Как вы думаете, до щуки какие-то рыбы в реке жили? Как вы догадались об этом — ведь сказка начинается со слов «Однажды родилась в реке Шексне щука»…
- А кто запомнил, какие рыбки собрались посмотреть на щуку?
- Чему остальные рыбы удивлялись?
-Я говорю, что рыбы «удивлялись», а кто помнит, какое слово было в сказке?
3. Словарная работа.
Дивовались – удивлялись
Рыбари – рыбаки.
4. Продолжение работы над содержанием сказки.
-И как же стала щука себя в реке вести?
-Что бы случилось, если бы она и дальше продолжала всех рыбок поедать?
-Кто решение предложил? Что Ерш Ершович предложил сделать?
-- Куда рыбки мелкие решили перебраться?
- Удалось им всем спастись?
- А что же случилось, когда ушла мелкая рыба из Шексны?
- А почему щука на крючок попалась?
- А чем сказка закончилась?
- Почему щука попалась на крючок?
- А могла ли щука сразу попасться на крючок?
5.Решение диалектической задачи с помощью схемы замыкания.
- Давайте мы щуку недовольную, голодную, обозначим черным квадратом, а щуку довольную, сытую, обозначим белым квадратом.
- Посмотрите на картинку, на которой нарисована щука в окружении рыбок.
- Как вы думаете, какой квадрат тут щуке подходит?
-Почему щука была голодной (она росла, поэтому ей все время хотелось есть). Выставляю черный квадрат.
- Посмотрите на следующую картинку: щука охотится за рыбками.
-И вот начала щука охоту — только косточки на зубах похрустывают! Как вы думаете, а тут какой квадрат щуке подходит — теперь она сыта?
Выставляю белый квадрат.
Посмотрите на картинку, где щука крючок заглатывает.
-А тут щука какая? Каким квадратом ее стоит обозначить? Почему?( Щука именно от голода на червяка позарилась. Голодная щука снова обозначается черным квадратом.
В результате на доске появляется ряд из трех квадратов:
- Смотрите, щука у нас сначала была голодной, потом стала сытой, а потом стала опять голодной — и на крючок попалась! Как вы думаете, могла щука сразу на крючок попасть?
- Может быть, к сказке могла бы подойти и вот такая схема? (Вывешиваю два черных квадрата.) Она означает, что щука приплыла в озеро голодная, да от голода и на крючок попалась. Первый черный квадрат будет обозначать щуку, приплывшую в озеро голодной, а второй — щуку, с голоду набросившуюся на червяка.
6.Доказательство противоположных суждений.
Если дети выбирают первую схему, воспитатель возражает: «Ну да, щука в середине сказки была сытая, а в конце опять оголодала. Но разве конец с серединой связан? Щука с самого начала была голодной, вполне могла и сразу на крючок попасть!»
Если кто-то поддерживает идею взять вторую схему, педагог обращает внимание на то, что есть согласившиеся с этой точкой зрения, а потом задает контрвопрос: «А щука вообще-то кого больше любит — рыбок или червяков? Кто помнит, как в сказке сказано — когда она начала на червяков внимание обращать?» Возвращение к тексту покажет, что только когда в реке не стало мелкой рыбки, щука начала на червяков бросаться.
Вывод: Действия самой щуки привели к ее бесславному концу.
7.Работа над пословицами.
- Выберите ту пословицу, которая подходит к этой сказке?
а) Не рой другому яму — сам в нее попадешь
б) Без труда не вытащишь рыбку из пруда Как аукнется — так и откликнется
в) Как аукнется — так и откликнется.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Вывод: Не следует готовить неприятности кому-либо. Можешь сам попасть в такую же ситуацию.
9. Чтение сказки обучающимися:
- выборочное чтение
- «цепочкой»
10.Пересказ сказки по иллюстрациям.
VIII. Итог урока.
-С какой сказкой вы познакомились?
- Чему учит нас сказка?
Список литературы:
1. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edvc.wikireading.ru