kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературного чтения " Про щуку зубастую"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маленькая и, вроде бы, незатейливая сказка оборачивается притчей о том, каким эхом оборачивается в мире любое зло.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения " Про щуку зубастую"»

МОУ « Розовская школа»











Конспект урока

литературного чтения 1 класс.



Русская народная сказка « Про щуку зубастую»



Подготовила

учитель начальных классов

Жирнова Е.С









с. Розы Люксембург, 2018 г.

Тема урока: Русская народная сказка « Про щуку зубастую»



Цель: познакомить обучающихся с русской народной сказкой « Про щуку зубастую» 

Задачи: 

- расширять словарный запас учащихся;

- формировать устную речь учащихся;

- обучать умению отвечать на вопросы по содержанию произведения,

- умению работать с текстом,

- прививать любовь к чтению,

 - воспитывать любовь к окружающему миру.

- воспитывать положительное отношение к учёбе.

Оборудование: книга « Русские народные сказки», таблица, иллюстрации.



Ход урока:

I. Психологический настрой.

Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться. 
И день, и ночь, и день, и ночь.

II. Упражнение для речевого аппарата.

1.Артикуляционная разминка « Рыбка» : губы сомкнуть, на вдохе носом втянуть щёки внутрь, затем медленно выдохнуть, приоткрыв рот и округлив губы.

2.Дыхательная гимнастика «Самовар»: сделать глубокий вдох носом, выдыхать также через нос порциями, имитируя шум пыхтящего самовара: пых-пых-пых.



III. Актуализация знаний.

1.Упражнения для совершенствования навыков быстрого чтения.

а) « Кто быстрее» На доске записано предложение. Найдите это предложение в текстах, которые лежат на партах.

б) Тренажёр « Составляем слова»




IV. Сообщение темы, цели и задач урока.

1.Прослушайте мелодию. Скажите, что сегодня мы будем читать на уроке? ( Звучит мелодия « В гостях у сказки»)

2. Составление кластера.

Приключения



Чудеса

Добро

Сказка





Зло

Волшебство











- Что такое сказка? Подберём однокоренные слова: сказка, сказывать, рассказывать. Получается сказка - это устный рассказ о чем-либо.

Чем же отличается рассказ от сказки и всякий ли рассказ является сказкой? (Выслушать мнения учащихся).

Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название “басень”- от слова “баять”, “говорить”) - это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны. Если собеседнику не верят, ему так и говорят: “Не рассказывай мне сказки”. Получается, что сказки говорят не правду, обманывают. А нас с детства учат, что обманывать нехорошо.

- Почему же мы любим, читать и слушать сказки?

- В чем секрет долголетия сказки? (Выслушать мнения учащихся).

Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень... Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Вспомним пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ”.

На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”.



3.Предположите по иллюстрации, о ком будет идти речь?

( предположение детей)





4. Краткие сведения о щуке.

Щука— рыба семейства щуковых. Распространена в пресных водах Евразии и Северной Америки. Живёт обычно в прибрежной зоне, в водных зарослях, в непроточных или слабопроточных водах. Может также встречаться и в Финском, Рижском и Куршском заливах Балтийского моря, в Таганрогском заливе . При снижении содержания кислорода наступает угнетение дыхания, поэтому в заморных водоёмах щука зимой часто погибает.

Длина до 1,5 м, масса до 35 кг (обычно до 1 м и 8 кг). Голова большая, пасть широкая. Окраска изменчивая, зависит от окружения: в зависимости от характера и степени развития растительности может быть серо-зеленоватая, серо-желтоватая, серо-бурая, спина темнее, бока с крупными бурыми или оливковыми пятнами, которые образуют поперечные полосы. Кормится преимущественно рыбой. В некоторых озёрах встречаются серебристые щуки.

V. Физкультминутка.

Зима

У зимы в лесу изба:

Во все стороны резьба.

И столбы хрустальные

У избы поставлены.

Ледяные окна скрыты

Ледяными ставнями.

На заборе ледяном

Ворон ходит ходуном.

Строго смотрит сверху вниз:

Все ли за руки взялись?

VI. Работа по теме урока.

  1. Прослушивание аудиозаписи сказки « О щуке зубастой»

О щуке зубастой.

Русская народная сказка

В  ночь на Иванов день родилась щука в Шексне, да такая зубастая, что боже упаси. Лещи, окуни, ерши собрались глазеть на нее и дивовались такому чуду:

- Экая щука уродилась зубастая!

И стала она расти не по дням - по часам: что ни день, то на вершок прибавится.

И стала щука в Шексне похаживать да лещей, окуней полавливать: издали увидит леща и хватит его - леща как не бывало, только косточки на зубах хрустят. Экая оказия случилась на Шексне!

Что делать лещам да окуням? Тошно приходится: щука всех приест, прикорнает.

Собралась вся мелкая рыбица, и стали думу думать: как перевести щуку зубастую да такую тороватую.

Пришел Ерш Ершович и так наскоро проговорил:

- Полно думу думать да голову ломать, а вот послушайте, что я буду баять. Тошно нам всем теперь в Шексне, переберемтесь-ка лучше в мелкие речки жить - в Сизму, Коному да Славенку, там нас никто не тронет, будем жить припеваючи.

И поднялись все ерши, лещи, окуни из Шексны в мелкие речки - Сизму, Коному да Славенку.

По дороге как шли, хитрый рыбарь многих из ихней братьи изловил на удочку и сварил ушицу.

С тех пор в Шексне совсем мало стало мелкой рыбицы. Много наделала хлопот щука зубастая, да после и сама несдобровала.

Как не стало мелкой рыбицы, пошла щука хватать червяков и попалась сама на крючок. Рыбарь сварил из нее уху, хлебал да хвалил: такая уха была жирная.

Я там был, вместе уху хлебал, по усам текло, да в рот не попало.



2.Первичное восприятие .

- Кто главные герои сказки?

- С чего начинается сказка?

- Как вы думаете, до щуки какие-то рыбы в реке жили? Как вы догадались об этом — ведь сказка начинается со слов «Однажды родилась в реке Шексне щука»…

- А кто запомнил, какие рыбки собрались посмотреть на щуку?

- Чему остальные рыбы удивлялись?

-Я говорю, что рыбы «удивлялись», а кто помнит, какое слово было в сказке?

3. Словарная работа.

Дивовались – удивлялись

Рыбари – рыбаки.

4. Продолжение работы над содержанием сказки.

-И как же стала щука себя в реке вести?

-Что бы случилось, если бы она и дальше продолжала всех рыбок поедать?

-Кто решение предложил? Что Ерш Ершович предложил сделать?

--  Куда рыбки мелкие решили перебраться?

- Удалось им всем спастись?

- А что же случилось, когда ушла мелкая рыба из Шексны?

- А почему щука на крючок попалась?

- А чем сказка закончилась?

- Почему щука попалась на крючок?

- А могла ли щука сразу попасться на крючок?

5. Решение диалектической задачи с помощью схемы замыкания.

- Давайте мы щуку недовольную, голодную, обозначим черным квадратом, а щуку довольную, сытую, обозначим белым квадратом.

- Посмотрите на картинку, на которой нарисована щука в окружении рыбок.

- Как вы думаете, какой квадрат тут щуке подходит?

-Почему щука была голодной (она росла, поэтому ей все время хотелось есть). Выставляю черный квадрат.

- Посмотрите на следующую картинку: щука охотится за рыбками.

-И вот начала щука охоту — только косточки на зубах похрустывают! Как вы думаете, а тут какой квадрат щуке подходит — теперь она сыта?

Выставляю белый квадрат.

Посмотрите на картинку, где щука крючок заглатывает.

-А тут щука какая? Каким квадратом ее стоит обозначить? Почему?( Щука именно от голода на червяка позарилась. Голодная щука снова обозначается черным квадратом.

В результате на доске появляется ряд из трех квадратов:





- Смотрите, щука у нас сначала была голодной, потом стала сытой, а потом стала опять голодной — и на крючок попалась! Как вы думаете, могла щука сразу на крючок попасть?

- Может быть, к сказке могла бы подойти и вот такая схема? (Вывешиваю два черных квадрата.) Она означает, что щука приплыла в озеро голодная, да от голода и на крючок попалась. Первый черный квадрат будет обозначать щуку, приплывшую в озеро голодной, а второй — щуку, с голоду набросившуюся на червяка.







6.Доказательство противоположных суждений.

Если дети выбирают первую схему, воспитатель возражает: «Ну да, щука в середине сказки была сытая, а в конце опять оголодала. Но разве конец с серединой связан? Щука с самого начала была голодной, вполне могла и сразу на крючок попасть!»

Если кто-то поддерживает идею взять вторую схему, педагог обращает внимание на то, что есть согласившиеся с этой точкой зрения, а потом задает контрвопрос: «А щука вообще-то кого больше любит — рыбок или червяков? Кто помнит, как в сказке сказано — когда она начала на червяков внимание обращать?» Возвращение к тексту покажет, что только когда в реке не стало мелкой рыбки, щука начала на червяков бросаться.

Вывод: Действия самой щуки привели к ее бесславному концу.


7.Работа над пословицами.

- Выберите ту пословицу, которая подходит к этой сказке?


а) Не рой другому яму — сам в нее попадешь

б) Без труда не вытащишь рыбку из пруда Как аукнется — так и откликнется

в) Как аукнется — так и откликнется.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Вывод: Не следует готовить неприятности кому-либо. Можешь сам попасть в такую же ситуацию.

9. Чтение сказки обучающимися:

- выборочное чтение

- «цепочкой»

10.Пересказ сказки по иллюстрациям.

















VIII. Итог урока.

-С какой сказкой вы познакомились?

- Чему учит нас сказка?



Список литературы:

1. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edvc.wikireading.ru

(05.01.2018)






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока литературного чтения " Про щуку зубастую"

Автор: Жирнова Елена Сергеевна

Дата: 23.01.2018

Номер свидетельства: 452019


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства