Разработка урока литературного чтения для 4 класса В.Ю Драгунский "Что любит Мишка"
Разработка урока литературного чтения для 4 класса В.Ю Драгунский "Что любит Мишка"
В ходе урока дети учатся понимать позицию автора и выражать свою точку зрения о произведении, его героях и их поступках.Продолжается работа по воспитанию нравственных качеств личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Ребята, мы начинаем урок литературного чтения. Эпиграфом к нашему уроку будут слова С.В.Михалкова
к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Целеполагание – эвристическая беседа на стадии вызова.
Учитель:
-На сегодняшнем уроке литературного чтения мы познакомимся с В.Ю.Драгунским. Это детский писатель. (слайд1)
-Я предлагаю вам ответить на вопрос «Верите ли вы, что…»:
Верите ли вы, что В.Ю Драгунский - писатель, автор популярных рассказов для детей…
Верите ли вы, что В.Ю Драгунский работал актером и даже какое-то время работал в цирке…
Верите ли вы, что В.Ю Драгунский писал книги о войне…
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский пишет весёлые рассказы про вымышленного мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова…
Верите ли вы, что «Денискины рассказы» пользовались особой популярностью…
Верите ли вы, что имя Дениска было выбрано неслучайно — так звали сына Драгунского…
Знакомство с творчеством В. Драгунского
Виктор Юзефович рано начал работать в театре, как актер. А вот писать для детей начал поздно, в возрасте 32-ух лет. И связано это с появлением у него сына Дениски. В
Вечерами Виктор Юзефович рассказывал Дениске и его друзьям веселые истории, которые очень нравились детям. Так и появились юмористические рассказы для детей, прототипом которых является его сын.
4.Сценка
– Сегодня на уроке познакомимся с рассказом этого писателя.
– А с каким, мы узнаем, посмотрев сценку. (Заранее подготовленные учащиеся – инсценирование отрывка из рассказа В.Драгунского "Надо иметь чувство юмора".
– Написал?
– Уже.
– Ты мою тетрадку проверь, а я – твою.
– Ты чего, Мишка, покатываешься?
– Я покатываюсь, что ты неправильно списал!
– А ты чего?
– А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: "Наступили мозы". Это кто такие – "мозы"?
– Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: "Натала зима". Что это такое?
– Да не "натала", а настала. Ничего не поделаешь, надо переписывать.
Предугадывание
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В.Ю Драгунского «Что любит Мишка». (слайд2)
-Как вы считаете, о чем этот рассказ?
-Перед вами 4 отрывка из рассказов Драгунского соотнесите их с названием данного рассказа.
-Какой отрывок подходит к нему?
1). .«…Когда мы шли домой,Мишка сказал:
Я на карнавале буду гномом. Мне вчера купили накидку от дождя и капюшон. Я только лицо чем-нибудь занавешу, и гном готов. А ты кем нарядишься?
Там видно будет.
вдруг неожиданно прибегает Мишка и прямо с порога кричит:
Идешь ты или нет?
спрашиваю:
Куда?
Мишка кричит:
Как - куда? В школу! Сегодня же утренник, и все будут в костюмах! Ты что, не видишь, что я уже гномик?
И правда, он был в накидке с капюшончиком.»
2). И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил,как давным-давно я с этим Мишкой нина минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той жекашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства.
3).«И столбик,и Мишка,и качели,и домоуправление-все мелькало передо мнойдовольно долго, и все было очень хорошо, только ногу, которая висела, как макаронина, стали немножко колоть мурашки... И еще мне вдруг стало как-то не по себе, и ладони сразу стали мокрыми, и очень захотелось остановиться.
Я доехал до Мишки и крикнул:
Хватит! Останавливай!»
4)Варёную колбасу люблю,люблю прямо безумно,если докторская,-на спор,что съемцелое кило! И столовую люблю , и чайную, и зельц, и копчёную, и полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех.
Стадия осмысления. Словарная работа (слайды 3-4-5)
Учитель:
-В тексте вам встретятся незнакомые слова , прочтите значение данных слов на слайде.
Лань-это животное семейства оленей,отличающееся быстротой бега и стройностью.
-В процессе чтения подберите синонимы к слову "надулся".
-Как понимаете выражение «Поведай тайну души своей»?
7.Чтение с остановками и прогнозирование ситуации.
Учитель:
-Читаем рассказ. О каком композиторе говорит учитель? (слайд6)
Ребята, как смотрел на Мишку Борис Сергеевич?
С какой целью писатель делает паузу? Это кульминационный момент рассказа. Дальнейшее чтение с остановками , прогнозирование ситуации.
Учитель:
Ребята, как вы считаете, а чего они ждали друг от друга? Давайте узнаем.
Почему учитель пения не похвалил Мишку?
Почему Мишка покраснел?
Учитель:
На что обратил внимание учитель?
Учитель:
Какой вывод можем сделать?
Учитель:
Оказывается, Мишка любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное.
Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?
Как к героям относится сам автор?
Учитель:
А может ли Мишка измениться?
Учитель:
Какой совет вы бы дали Мишке?
Физминутка ( под вальс Ф. Шопена )
8.Работа в группах. Составление кластера по характеристике главных героев.
Мишка
Ленивый
Глупый
Хвастливый
Никого не
любит
Учитель
Увлеченный
Умный
С чувством
Внимательный
юмора
Любит
музыку
Дениска
Внимательный
Воспитанный
Любит Любознательный окружающих
Выборочное чтение.
– Как понимаете «Поведай тайну души своей»?
– Что такое «разные разности»?
– Что любит Мишка? Прочитайте по цепочке.
– Какими словами автор описывает характер Мишки во время его рассказа о любви?
– О чем говорят эти слова?
– Прочитайте, как слушал Мишку Борис Сергеевич.
– Почему?
– Зачем автор делает паузу?
– Прочитайте.
– Для чего пауза?
– Когда вспомнил Мишка о любви к людям?
– Прочитайте, как он отреагировал.
– Как автор относится к Мишке
– Сравните, что любят мальчики.
– Посмотрите, сколько слов Мишка употребил, чтобы описать свою любовь к пище, и сколько, чтобы описать любовь к людям.
– Какое чувство у вас возникло в этот момент?
– Прочитайте еще раз последние слова Мишки. Можно ли сказать, что он осознал свою ошибку? Докажите.
– Давайте подумаем, можно ли это произведение отнести к юмористическим?
– Почему?
– В каком жанре написан рассказ?
– Почему так считаете? (
– Что такое сатира?
– О чем мы должны задуматься, читая этот рассказ?
Подпись рисунков (слайд 7)
11.Установление последовательности событий (слайд 8)
Работа в парах. Заполнение таблицы.
Название
«Что любит Мишка»
Автор
В. Драгунский
Жанр
Мягкая сатира
Главные герои
Борис Сергеевич
Мишка
произведения
Дениска
Характер героев
Борис Сергеевич – насмешливый
Мишка – беззаботный
произведения
Дениска – мечтатель, любознательный
Отношение автора к
Борис Сергеевич – с уважением, пример
Мишка – иронично, с сожалением
героям произведения
Дениска – по-доброму
Свое отношение к
героям произведения
13. Рефлексия.
– На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.
Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…
Читая произведения, я испытывал…
Особенно меня тронуло…
14.Домашнее задание.
Выполните иллюстрацию к произведению и подпишите ее цитатой из текста. А для этого вам нужно будет дома еще раз прочитать произведение В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».