Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения Н.Носов "Огурцы", 3 класс»
Литературное чтение 3 класс
Тема: Н.Носов «Огурцы»
Цели: Развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; развитие скорочтения, развитие критического мышления.
Задачи:
Формирование умения определять и анализировать композицию произведения;
Умение анализировать характер и поступки героев;
Умение составлять вопросы к тексту.
Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
Совершенствовать навыки выразительного чтения;
Воспитание нравственных качеств личности.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Урок литературный,
А мы народ культурный.
Будем работать и отвечать,
Наши знания пополнять.
2. Мотивация.
1)Начнём нашу работу. Работа в парах по карточке.
Из строк составить стихотворение.
--- Стих это будет, сказка, рассказ – 3
--- Литературное чтение – прекрасный урок, 1
--- Много полезного в каждой из строк. 2
--- Вы учите их – они учат вас! 4
2) Работа над дикцией и выразительностью. Чтение в разном темпе.
3. Подготовка к восприятию текста
1)Чтение загадки по рабочему листу:
Я забрался в огород,
Зонт зелёный там растёт.
Кто-то хитрый под зонтом
Отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову,
Разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец –
Вкусный спелый ______________.
- Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?
- Какую цель вы перед собой поставите?
4. Работа по теме урока.
А)Предугадывание текста. Восстановление последовательности текста.
Работа в группах.
1
2
3
4
5
6
7
Контроль
1
4
7
3
5
6
2
1группа
2группа
3группа
4группа
5группа
1)___ Набрали полные карманы огурцов.
2)___ На душе у него было радостно.
3)___ Он шёл по улице и плакал.
4)___Мама, я тебе огурцов принёс!
5)___Дедушка, я принёс огурцы обратно.
6)___ Давай огурцы и иди домой.
7)___ Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.
Б) Первичное чтение. Читает выразительно учитель.
Учитель читает до слов: «Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице.»
Дальше самостоятельное чтение для себя.
5.Проверка первичного восприятия.
-Понравился ли вам рассказ?
– Кто главный герой этого произведения?
-Когда вы слушали, какие чувства у вас вызвал поступок мальчика?
– Каким был дедушка-сторож?
– В чём вы почувствовали его строгость?
– В чём проявилась доброта дедушки?
6. Физкультминутка
Отдохнём. И поиграем в игру «Да» или «Нет». Если верный ответ – хлопнуть в ладоши, если нет – подпрыгнуть вверх.
1.Павлик и Котька ходили на рыбалку. +
2.Павлик отдал Котьке все огурцы. +
3. Котька пришёл домой радостный. +
4. Мама дома засолила огурцы. -
5.Котька не пошёл отдавать огурцы. -
6. Сторож спокойно поговорил с мальчиком. +
7.Котька шёл домой радостный. +
7. Проверка задания групп.
Подтвердились ли наши предположения?
Запись в таблице правильного выбора предложений текста.
8. Составление шкалы эмоционального состояния Котьки.
-Давайте пронаблюдаем эмоциональное состояние Котьки на протяжении всей истории рассказа. Что же испытывал мальчик?
-Выберите нужные таблички и разместим их в нужной последовательности:
ДОСАДА
РАДОСТЬ
ЧУВСТВО УДИВЛЕНИЯ
РАСТЕРЯННОСТЬ
ПЛАЧ
СТРАХ
СТЫД
ЧУВСТВО ОБЛЕГЧЕНИЯ
9. Составление вопросов к тексту. Работа в группах. Ромашка Блума.
1.Знание – простые вопросы (Что? Где? Почему?)
Понимание – уточняющие (Правильно ли мы вас поняли, что…?)
Применение – практические (Как бы вы поступили…?)
Анализ – интерпретационные (Почему же…?)
Синтез – творческие (Что было бы, если….?)
Оценка – оценочные (Что хорошо..? Что плохо..?)
На доске лепестки в виде ромашки. Каждая группа получает один вид вопросов.
Свой вопрос группа пишет на стикерах, зачитывают вопрос и прикрепляют стикер на лепесток.
10. Подведение итогов
-Какова главная мысль произведения? (Тайное всегда становится явным, чувство вины – самое тяжелое чувство, а радость раскаяния и прощения – самое легкое и приятное чувство. Никогда не надо врать, скрывать что-то. Лучше сразу во всем признаться, если совершил ошибку). А людям надо быть великодушными к тем, кто признал свою ошибку.
Из трёх пословиц выберите одну, которая выражает главную мысль этого произведения:
Стыдно сказать, а грех утаить.
Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
Правда дороже золота.
11. Домашнее задание
Перечитать рассказ. Подготовиться к чтению по ролям.