Разработка учебного занятия по литературному чтению на тему: «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»
Разработка учебного занятия по литературному чтению на тему: «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Используемые технологии (методы): технология использования в обучении игровых методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка учебного занятия по литературному чтению на тему: «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»»
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
МКОУ «ГИМНАЗИЯ № 5 ГОРОДА КИЗИЛЮРТ»
Разработкаучебногозанятияполитературномучтению
натему: «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»
Учитель начальных классов МКОУ «Гимназия № 5 г. Кизилюрт»
Хайбулаева Муъминат Алимхановна
2017 год
Открытый урок литературного чтения 4 классе по программе курса литературного чтения
Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Используемые технологии (методы): технология использования в обучении игровых методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: печатные (учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями), аудиовизуальные (презентация), наглядные (доска-экран).
Цель урока: создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД)
-Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок»
-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки
-Сформировать у учающихся умение сравнивать народные и литературные сказки
Развивающие (формирование регулятивных УУД)
-Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках
-Продолжить работу по развитию общего и литературного
-Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)
-Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание
-Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат
-Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме
Планируемые результаты:
Предметные
- находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;
-называть основные события сказочного текста;
-знать основные особенности народной волшебной сказки;
-сравнивать народную и литературные сказки.
Метапредметные
-определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
-самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.
Личностные
-проявлять интерес к чтению литературных и народных сказок;
-понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, русский язык, математика
Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» , аудиоприложение сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок».
Ход урока
1. Организационный момент.
(Запустить приложение 1 «Презентация к уроку»).
-Прочитайте пословицу и предположите, как можно её закончить?
Мало уметь читать, надо уметь ……..(думать). (Слайд )
- Как понимаете смысл этой пословицы?
-Пусть эта пословица будет девизом нашего урока.
Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:
– С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? Напомните, какое произведение мы изучаем и кто его автор.
– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок». (Слайд )
- Кто-нибудь вспомнит годы его жизни?
– Каков жанр этого произведения?
– Эта сказка.
-Давайте вспомним по каким признакам мы определяем, что произведение является сказкой? (Зачин, повторы)
-А какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных, авторские или литературные, народные)
А из каких частей состоят сказки? (Зачин, основная часть, концовка)
Учитель: Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:
– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль?
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
-Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью (Слайд)
Анализировать литературное произведение.
Давать характеристику героям.
Выстроить сюжетную композицию сказки
Определить основную мысль
Слушать и уважать мнение своих товарищей.
Рассуждать, думать и высказывать своё мнение.
Работать в паре или группе
Ориентироваться в тексте
Давать оценку своей работе. (Слайд )
4.Физминутка для глаз.
5.Исследовательская работа
-Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.
1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок
Вид сказки
Главный герой
2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках
Вид сказки
События
3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события
Вид сказки
Завершение
события
Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.
4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?
5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?
- Подводим итоги работы групп 4 и 5.
Мозговой штурм. Постановка проблемного вопроса.
- Подумайте и скажите
- Какова основная мысль сказки
6.Физминутка.
7.Работа над темой. Осмысление.
– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»? (Слайд )
- Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова
– По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. (Слайд )
- Назовите положительных героев сказки.
- Назовите отрицательных героев сказки.
- Назовите героев-помощников.
(С помощью гиперссылки открывается видеоролик сказки)
- Прослушайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?
- Нет, не связаны, это присказка).
(Слайд )
-В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? (Обучающиеся зачитывают часть сказки )
Учитель: Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.
(Слайд )
- С появлением какого животного все начинается в сказке? (С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка.»)
Учитель: Такое событие в литературе называется завязкой.
(Слайд )
- Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? (Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне)
-Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.
(Слайд )
- В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. (Учающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу)
(Слайд )
-Это кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.
(Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком)
-Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? (Сказка учит нас не унывать)
8.Выступление групп по данному алгоритму.(Слайд )
Вступление Место героя в произведении.
Основная часть Характеристика героя.
Внешний облик;
Социальное и материальное положение героя;
Интересы героя:
профессия, занятия героя;
цель в жизни;
уровень развития героя.
Мир чувств героя:
отношения с окружающими людьми;
внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
Какие черты личности выявляются в произведении:
с помощью портрета;
в речевой характеристике героя;
через поступки героя / героев;
9.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах)
Группа 1 Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия
Группа 2 Составьте коллективное панно «Сказочная поляна»
Группа 3 Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться? Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.
( Выступления групп)
Вывод:
– Чему учит эта сказка?
– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Какова основная мысль сказки?
– Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.
– Понравилась ли вам сказка?
– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.
10. Итог. Рефлексия
-Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали?
-Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет?
-Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (Быть всегда вместе, держаться друг за друга.
Прием «Чемодан. Корзина. Мясорубка»
Чемодан - знания уносим и используем.
Корзина – информация нам не нужна, в жизни нигде не пригодиться.
Мясорубка – материал необходимо прокрутить снова, если что-то не понятно, надо еще подумать.