kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка учебного занятия по литературному чтению на тему: «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Используемые технологии (методы): технология использования в обучении игровых методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка учебного занятия по литературному чтению на тему: «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»»












РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

МКОУ «ГИМНАЗИЯ № 5 ГОРОДА КИЗИЛЮРТ»



Разработка учебного занятия по литературному чтению


на тему: «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»
























Учитель начальных классов МКОУ «Гимназия № 5 г. Кизилюрт»

Хайбулаева Муъминат Алимхановна

2017 год



Открытый урок литературного чтения 4 классе по программе курса литературного чтения


Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»


Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений


Используемые технологии (методы): технология использования в обучении игровых методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.


Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Средства обучения: печатные (учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями), аудиовизуальные (презентация), наглядные (доска-экран).

Цель урока: создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД)

-Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок»

-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки

-Сформировать у учающихся умение сравнивать народные и литературные сказки

Развивающие (формирование регулятивных УУД)

-Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках

-Продолжить работу по развитию общего и литературного

-Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное

 Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)

-Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание

-Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат

-Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме


Планируемые результаты:


Предметные

- находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;

-называть основные события сказочного текста;

-знать основные особенности народной волшебной сказки;

-сравнивать народную и литературные сказки.


Метапредметные

-определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

-самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.


Личностные

-проявлять интерес к чтению литературных и народных сказок;

-понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, русский язык, математика


Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» , аудиоприложение сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок».



Ход урока


1. Организационный момент.

(Запустить приложение 1 «Презентация к уроку»).

-Прочитайте пословицу и предположите, как можно её закончить?

Мало уметь читать, надо уметь ……..(думать). (Слайд )

- Как понимаете смысл этой пословицы?

-Пусть эта пословица будет девизом нашего урока.


Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро! (Слайд )

- С этой мажорной нотки и начнем наш урок.


2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

– С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?  Напомните, какое произведение мы изучаем и кто его автор.

– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок». (Слайд )

- Кто-нибудь вспомнит годы его жизни?

– Каков жанр этого произведения?

– Эта сказка.

-Давайте вспомним по каким признакам мы определяем, что произведение является сказкой? (Зачин, повторы)

-А какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных, авторские или литературные, народные)

А из каких частей состоят сказки? (Зачин, основная часть, концовка)

Учитель: Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:

– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль?

 

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

-Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью (Слайд)

  • Анализировать литературное произведение.

  • Давать характеристику героям.

  • Выстроить сюжетную композицию сказки

  • Определить основную мысль

  • Слушать и уважать мнение своих товарищей.

  • Рассуждать, думать и высказывать своё мнение.

  • Работать в паре или группе

  • Ориентироваться в тексте

  • Давать оценку своей работе. (Слайд )


4.Физминутка для глаз.


5.Исследовательская работа


-Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.

1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок

Вид сказки




Главный герой




2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках

Вид сказки




События




3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события

Вид сказки




Завершение

события




Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?

5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?

- Подводим итоги работы групп 4 и 5.


Мозговой штурм. Постановка проблемного вопроса.

- Подумайте и скажите

- Какова основная мысль сказки 


6.Физминутка.


7.Работа над темой. Осмысление.

– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»? (Слайд )

- Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова

– По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. (Слайд )

- Назовите положительных героев сказки.

- Назовите отрицательных героев сказки.

- Назовите героев-помощников.

(С помощью гиперссылки открывается видеоролик сказки)

- Прослушайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?

- Нет, не связаны, это присказка).


(Слайд )

-В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? (Обучающиеся зачитывают часть сказки )

Учитель: Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.

(Слайд )

- С появлением какого животного все начинается в сказке? (С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка.»)

 Учитель: Такое событие в литературе называется завязкой.








(Слайд )


- Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? (Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне)

-Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.


(Слайд )

- В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. (Учающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу)








(Слайд )



-Это кульминация.  В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. 

(Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком)

 -Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? (Сказка учит нас не унывать)


8.Выступление групп по данному алгоритму. (Слайд )

  1. Вступление
    Место героя в произведении.

  2. Основная часть
    Характеристика героя.

    1. Внешний облик;

    2. Социальное и материальное положение героя;

    3. Интересы героя:

      • профессия, занятия героя;

      • цель в жизни;

      • уровень развития героя.

    4. Мир чувств героя:

      • отношения с окружающими людьми;

      • внутренние переживания, чувства, эмоции героя.

    5. Какие черты личности выявляются в произведении:

      • с помощью портрета;

      • в речевой характеристике героя;

      • через поступки героя / героев;

9.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах)


Группа 1  Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия 


Группа 2  Составьте коллективное панно «Сказочная поляна»


 Группа 3  Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться? Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.

( Выступления групп)

Вывод:

 – Чему учит эта сказка?

– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Какова основная мысль сказки?

– Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.

– Понравилась ли вам сказка?


– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.


10. Итог. Рефлексия

 -Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали?

-Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет?

-Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (Быть всегда вместе, держаться друг за друга.


Прием «Чемодан. Корзина. Мясорубка»

Чемодан - знания уносим и используем.

Корзина – информация нам не нужна, в жизни нигде не пригодиться.

Мясорубка – материал необходимо прокрутить снова, если что-то не понятно, надо еще подумать.


11.Оцените свою работу. Самооценка.


-В завершении урока прошу заполнить листы самооценки.



Листы самооценки

Сказка «Конек-горбунок» вызвала у меня чувства ________________________________

Сказка помогла понять __________________________________________________

На уроке мне понравилось______________________________________________



- 2-3 человека зачитывают листы самооценки.


12.Домашнее задание.

- Прочитать сказку, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки. - Проинсценировать один из отрывков сказки (по желанию)

 

- Всем большое спасибо. Вы меня сегодня очень порадовали своей работой.

Урок закончен.









12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хайбулаева Муминат Алимхановна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 383030


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства