Просмотр содержимого документа
«Разработка технологической карты по окружающему миру. Тема: "Гражданин и государство"»
Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе «Гражданин и государство"
Разработала учитель начальных классов филиала МОУ «СОШ с. Вязовка» в с. Большая Каменка
Трепалина Анастасия Александровна
Тема урока: Гражданин и государство
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Обучающая:
-формировать у учащихся представление о России, научиться приводить примеры синонимов к слову «Родина», объяснять значение пословиц о Родине.
- формировать представления обучающихся о том, что значит быть гражданином Российской Федерации; первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации;
Развивающая:
- овладевать навыками объяснять понятия «граждане России», «Права и обязанности граждан России».
-повторить символику государства.
Воспитательная: -формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности. -воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
-развивать внимание, читательский интерес учащихся.
Планируемые результаты урока
Предметные
- научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России.
Метапредметные
Регулятивные:
целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Познавательные:
общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен выполнять свои обязанности.
Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задать вопросы, слушать и отвечать вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные
-будут сформированы: проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности, понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности; учитывать интересы, наклонности, способности и потребности других учеников при совместной работе, оценивать результаты своих достижений, испытывать чувство гордости за свою Родину.
Межпредметные связи урока: с литературой, музыкой.
Ход урока
1.Мотивация познавательной деятельности
Звучит красивая лирическая музыка без слов. На экране высвечивается карта расселения древних славян в 9 веке, затем карта Руси, СССР и России в разные исторические эпохи.
2. Актуализация необходимых знаний
Более тысячи лет насчитывает история нашей страны. Её имя «Русь» пришло из глубины веков.
Работа с контурной картой.
1.Найдите и отметьте на исторической карте города, где жили племена восточных славян.
2.Новгородский князь Олег объединил земли Новгорода и Киева и столицу перенёс из Великого Новгорода в … . Отметьте на карте. (Киев).
3.Подпишите на карте как именовали в конце 9 века Древнерусское государство (Киевская Русь).
Давайте вспомним, что вы изучали на прошлых уроках?
Экспресс-тестирование обучающихся.
1.В каком веке нашу Родину стали называть Россией? (в середине 16 века).
2.Во времена правления какого царя нашу Родину стали называть Россией? (Ивана Грозного).
3.При каком царе в первой половине 18 века «царствующим градом» стал город Санкт-Петербург? (При Петре Великом).
Слово учителя.
За многие века не один раз менялись границы, названия, государственная символика нашего Отечества – флаг, герб, гимн, его столица.
Но испокон веков на его территории жили и живут разные народы. Щедро отдавали наши предки на благо Отечества свои силы, знания и даже жизнь. В трудные времена Минина и Пожарского, грозные дни Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов общая беда сближала всех россиян. Все поднимались на защиту Отечества. Оно ведь одно для всех: русских, татар, башкир, чувашей, чеченцев, ненцев, удмуртов, бурят, мордвы… У каждого государства есть свои символы, свой Основной закон страны.
4. Проверка домашнего задания (устно).
- Что такое конституция?
- Что такое законы?
- Главный документ, защищающий права человека?
- Когда отмечаем День прав человека?
- Какой документ защищает права ребенка?
- Кто берет на себя заботу о ребенке, если он остался без родителей?
- До какого возраста человек считается ребенком?
5.Изучение нового материала.
Чтение художественного стихотворения.
Здесь тёплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов. Сюда златокрылые ангелы Божьи По лучикам света сошли с облаков. И землю водою святой оросили, И синий простор осенили крестом. И нет у нас Родины, кроме России — Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
Правильно! Тема сегодняшнего урока: " Гражданин и государство ".
О чём мы сегодня поговорим? О родине. Будем разговаривать о родине, о гражданах нашей страны.
8.Организация познавательной деятельности
Давайте поставим цель, перед собой чему мы должны научиться. -
Обучающиеся самостоятельно формулируют цели урока.
-Давайте из пазлов соберём пословицы. Прочитайте получившиеся пословицы, объясните, как Вы их понимаете? (Человек без Родины , что соловей без песни. Одна у человека мать, одна у него и Родина. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.)
9. Работа с учебником
10.Первичное закрепление:
- А вы являетесь гражданами России?
- А что это значит - быть гражданином?
- А какие права вы еще имеете?
- Узнаем подробнее об этом из текста учебника.
- О каких новых правах вы узнали?
- А какие у гражданина есть обязанности?
- Выясним, что относим к правам, а что к обязанностям, выполнив задание 85 на странице 45. Что из перечисленного относится к правам?
- Что из перечисленного относится к обязанностям?
Работа в парах.
Перед Вами на столах - пустая таблица, разделенная на две колонки и маленькие карточки, которые нужно распределить. Догадайтесь, на какие группы их нужно классифицировать, обсудите решение в парах. ( Для более слабых детей можно сразу подписать графы: «Права» и «Обязанности»). Ответы детей. Распределение следующих предложений:
Участие в культурной жизни страны
Образование; посещение детского сада, школы..
Помощь врача при заболевании
Выходные дни, отпуск.
Носить фамилию своих родителей
Жить и воспитываться в семье
Общение с родственниками и родителями
Сохранять природу и окружающую среду
Защищать Отечество
Забота о близких и стариках
Соблюдать законы государства.
Физкультминутка.
- Кто является главой нашего государства?
- Кто является Президентом Российской Федерации?
- Прочитайте от президенте и о Правительстве нашего государства на странице 115-116. Что нового вы узнали из текста?
- Кто является главой нашего государства?
- Как называется парламент нашей страны?
- Из каких двух палат он состоит?
11. Фронтальный опрос.
1. Какие права у нас есть?
2. А какие обязанности есть у вас?
3. Кого выбирают граждане России?
4. Когда вы получите право быть избранным на государственный пост?
5. Кто является главой нашего государства?
6. Чем он занимается?
7. Президент приносит народу присягу. Что это значит?
8. Из каких палат состоит состоит Федеральное собрание?
9. Чем они занимаются?
10. Когда закон вступает в силу?
11. Кто решает важные вопросы жизни страны?
Обучающиеся с помощью учебника и учителя заполняют сканворд по ответам на эти вопросы.
12.Подведение итогов урока.
-А теперь давайте подведем итоги нашего занятия.
В начале урока мы с вами поставили цель. Все ли цели, поставленные в начале урока, мы достигли?
- С какой темой мы познакомились?
- Где можно применить новые знания?
13. Откройте дневники и запишите домашнее задание:
14. Самоанализ. Самооценивание. Рефлексия.
На столе у вас лежат цветы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Оцените себя на уроке. Если вы были активными, поняли материал, вы разбираетесь в изученных вопросах, то вы прикрепите на рисунок земного шара цветок зеленого цвета, если вам было трудно и вам нужна помощь учителя, то – цветок желтого цвета, если вам было ничего не понятно и требуются дополнительные упражнения, то цветок красного цвета.
И наша планета раскрасится яркими цветами для счастья людей! Спасибо за урок!