Цель проекта: собрать информацию о животных, обитающих в Теллермановском лесу и оформить эту информацию в виде книжки-малышки.
Срок проекта: среднесрочный.
Участники проекта: ученики 4 класса, учитель, родители.
УУД:
Поисковые умения (самостоятельно находить информацию в различных источниках, анализировать и передавать ее в соответствии с задачами учебного предмета).
Исследовательские: выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы.
Менеджерские: проектировать изделие, планировать процесс, анализировать собственную деятельность.
Умения и навыки работать в сотрудничестве: оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы.
Коммуникативные: умения вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Рефлексивные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?».
Презентационные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности
Подготовительный этап
Для реализации проекта была проведена следующая работа:
После изучения раздела «Природа России» проведен классный час «Природа Воронежской области. Теллермановский лес» с использованием электронной презентации.
Выяснили, какую тему не затронула данная презентация, какую информацию можно в нее добавить. (Животный мир Теллермановского леса).
Провели актуализацию знаний учащихся о животных, обитающих в лесу.
Сформулирована задача: изучить по литературным и другим источникам, какие животные обитают в Теллермановском лесу по вопросам:
- насекомые Теллермановского леса;
- птицы Теллермановского леса;
- звери Теллермановского леса.
Сформированы проектные группы (с распределением ролей: генератор идей – тот, кто придумывает, эрудит – тот, кто много знает, критик – тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет, оратор – тот, кто будет защищать проект), распределены задания, спланирована деятельность по решению задач.
Обсужден и решен вопрос, что будет служить продуктом проекта (книжка-малышка).
Предложены источники получения информации:
- Экосистемы Теллермановского леса / отв. ред. В. В. Осипов ; Ин-т лесоведения. — М. : Наука, 2004. — 340 с.
- Лесная энциклопедия: В 2-х т./Гл.ред. Воробьев Г. И.; Ред.кол.: Анучин Н. А., Атрохин В. Г., Виноградов В. Н. и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.-563 с., ил.
- Теллермановский лес. Постоев М. — Воронеж,1951.
- В краю дубрав и золотистых нив / Под ред. Ф. Н. Милькова. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 1987. – 160 с.
- Воронежская энциклопедия: В 2т. / Гл. ред. М.Д. Карпачев. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008. – Т.2: Н-Я. – С. 267.
- Заповедная природа Воронежского края / Сост. Л.Ф. Попова, Л.И. Зимина. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009. – 280 с. - Заповедные уголки Воронежской области / Под ред. П. А. Положенцева. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 1983. – 175 с.
- Чубурин П.Ф. Земля Воронежская. Рассказы об истории и природе Воронежской области для учащихся 4-х классов / П.Ф. Чубурин. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984. – 80 с.
- Интернет-ресурсы.
Информационно-операционный этап
Работа учащихся по поиску необходимой информации, пользуясь книгами, интернет-ресурсами. Полученную информацию анализируют и систематизируют.
Консультации учащихся по мере необходимости с учителем, специалистами по теме проекта, родителями.
Ненавязчивый контроль учителя о ходе работы по сбору необходимых материалов.
Проведение «круглого стола», целью которого является обсуждение подготовленного фото и информационного материала. Единогласно принято предложение оформить последнюю страничку книжки рубрикой «Правила друзей животных».
«Доработка» недостающих знаний.
Обсуждение (в группах) проекта будущего продукта (книжки-малышки): формат, внешний вид, используемый материал, оформление.
Изготовление продукта проекта (книжка-малышка). Перед тем как приступить к изготовлению, учащиеся просматривают электронную презентацию о технике безопасности работы с инструментами при изготовлении книжки-малышки.
Подготовка презентации. Выбор формы презентации (небольшой рассказ-выступление).
Презентация проекта была приурочена к Всемирному дню животных, отмечаемому 4 октября и проводилась на уроке «Окружающего мира» в 3 классе.
На презентации проекта представитель каждой группы кратко и убедительно представлял свою работу, давал ответы на вопросы публики. Книжки-малышки пополнили фонд классной библиотеки учеников 3 класса в качестве подарков.
Заключительный этап
1. После презентации состоялось ее обсуждение с учителем, в ходе которого дети рассказали с какими трудностями столкнулись при подготовке проекта, кто помогал в подготовке, задавали вопросы и высказывали критические замечания другим группам, дали взаимооценку деятельности и ее результативности.
2. Завершающим моментом работы над проектом стала рефлексия. Для формирования умения самостоятельной работы ученикам было предложено проанализировать свою деятельность на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. Детьми был проведен самоанализ работы, всех причин удач и неудач. Понимание ошибок проявилось в желании продолжить проектную деятельность.