Поурочный план по самопознанию
Класс: 2 Урок№ 17
Тема урока: УЧИМСЯ УВАЖАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ
Цель: раскрыть значение понятий «уважение», «самоуважение», «уважаемый человек"; развивать умение видеть положительные качества в себе и других; воспитывать уважительное отношение к народным традициям, к людям старшего поколения, родным, близким, друзьям.
Круг радости
Учитель приглашает детей в круг и предлагает спеть песенку «Рыжий, рыжий, конопатый» вместе с героем мультфильма.
Понравилась вам песенка? Вам было весело?
Как чувствовал себя герой этой дразнилки? Почему он на всех обижался?
Я хочу напомнить вам слова, которые мы произносили на прошлом занятии:
Я могу быть маленьким (-ой),
Могу быть большим (-ой),
Могу быть худеньким (-ой),
А могу быть полненьким (-ой),
Могу быть ловким (-ой),
Могу быть неуклюжим (-ой),
Но я такой (-ая), к а к о й (-ая) есть,
И я уважаю окружающий м и р
И хочу, чтобы мир уважал м е н я ! (1-й слайд)
Далее учитель предлагает детям просмотреть отрывок из м/ф «Попугай Кеша» (начало 1-й части). Обсуждается поведение попугая. ( Уважал ли он своего хозяина?)
Т в о р ч е с к а я деятельность.
Подготовленные учащиеся разыгрывают сценку:
Данияр (вызывающе). Наргиз, дай списать домашнее задание по русскому языку! (Бьёт девочку по плечу).
Наргиз (грустно). Зачем?
Данияр Я забыл его выполнить!
Наргиз Да у меня почерк мелкий, грязно написано! Ты не поймёшь.
Данияр. А ты объяснишь, чтоб мне всё понятно было.
И на математике дашь списать контрольную работу! (Смеётся).
Дима (спокойно). На математике у вас будут разные варианты.
Данияр О! Тогда ты мне всё решишь! Понятно?
Дима (спокойно). Ничего не понятно, и решать ничего не буду.
Данияр Чего? Ты что, мне грубишь?
Дима (спокойно). Нет, просто не хочу ничего за тебя решать.
Ответьте на вопросы.
- Как бы вы отнеслись к «просьбе» Данияра?
- Кто из героев уважает себя, а кто не проявил уважение к себе?
- Какие советы можно дать Наргиз, чтобы воспитать уважение к себе?
Из приведённых высказываний выберите те, которые характеризуют Диму, Наргиз и Данияра.
( имена записаны на маркерной доске, ребята в группах выбирают номера тех высказываний, которые подходят каждому герою).
• Стремится во всем быть главным.
• Предпочитает не брать на себя ответственность.
• Готов выслушать и понять.
• Ведет себя вызывающе.
• Хочет, чтобы в любой ситуации все остались довольны.
• Спокойно объясняет свою точку зрения.
• Никому ничего не уступает.
• Отказывается от своего мнения, всем уступает.
• Пытается понять мнение других людей, посмотреть на проблему их глазами. (2-й слайд)
Учитель еще раз напоминает о том, что
уважение начинается с себя. Уважающий себя человек никогда не позволит, чтобы к нему относились с пренебрежением, и никогда не будет неуважительно относиться к другим.
У в а ж а т ь себя - значит любить себя, не давать себя в обиду,
вести достойно, а также уважать других людей. (3-й слайд)
Рассматривание картинок, обсуждение поступков. (4-й слайд)
Р а з м ы ш л я е м над ситуацией
Каждой группе выдается карточка с описанием ситуации. Надо определить, как бы поступил уважающий себя и других человек.
Карточка 1.
У Сауле за стеной жила пожилая соседка. Она часто жаловалась, что Сауле играет на пианино именно тогда, когда ей необходимо отдохнуть.
- Вот вредная, - говорила Сауле,- каждый раз ложится отдыхать в два часа дня. А для меня это самое удобное время.
Карточка 2.
В класс пришел новенький. Он был худенький, маленький и на носу у него висели большие очки. В них мальчик выглядел очень смешно. На перемене к нему подошел забияка и силач
Карточка 3.
Света шла домой после занятий. Вдруг, откуда ни возьмись, подбежал рослый мальчик и вырвал её портфель из рук. Хулиган забросил его на крышу беседки и убежал. Рядом
проходили два друга, Марат и Костя.
Карточка 4.
Учитель попросил Алёшу и Каната остаться после уроков и помочь своему однокласснику
Тимуру выполнить домашнее задание по математике. Но и Канату, и Алёше нужно
было скорее идти домой.
После заслушивания решений ситуаций, предложенных каждой группе, и их обсуждения учитель обобщает, акцентируя внимание на том, что думая над своими словами, поступками, надо стараться понять, к а к они будут восприняты другими людьми, к а к повлияют на них. Необходимо помнить, что в основе уважения —доброта и любовь.
Далее учитель предлагает вспомнить
Золотое правило уважения — относись к людям так,
как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
(5-й слайд)
Игра «Волшебный лучик»
Учитель проводит игру с целью обучения детей видеть положительные качества в других.
– «Волшебный лучик» помогает видеть в людях только положительные качества. Сейчас мы посветим «волшебным» фонариком. На кого упадет лучик, тот сядет на наш «волшебный стул», чтобы узнать, какие у (Маши, Керима и т.д.) есть качества, достойные уважения.
Учитель предлагает детям назвать качества, достойные уважения, у одноклассника. На лучиках солнышка он записывает называемые детьми качества. После этого ребенку дарится солнышко с «волшебными лучиками». Игру проводят не более трех раз.
Упражнение. Учащимся предлагается написать на лепестках цветка те качества, которые они уважают в себе. Данное упражнение направлено на развитие саморефлексии и самооценки. В процессе учебной деятельности у детей появляется желание формировать положительные качества, чтобы заслужить уважение окружающих людей.
Обобщение
Учитель обращается к детям с вопросом: Что значит проявлять уважение к людям?
Совместно делается вывод: уважение проявляется в вежливой
манере разговаривать, в бережном отношении к чужим вещам. Уважительно
относиться к людям - значит ценить их, вести себя с ними
Круг «От сердца к сердцу»
Пригласив детей в круг, учитель зачитывает вместе с детьми стихотворение.
Есть в каждом то, за что он может
Быть уважаем и любим.
Ведь мы себя не уважаем
Неуважением к другим.
Друзья! Во всем, во всех пытайтесь
Дух доброй воли распознать.
Ум, почву мысли, уваженьем
Всегда стремитесь удобрять.