Разработка открытого урока по литературному чтению «Сказки Шарля Перро»
Разработка открытого урока по литературному чтению «Сказки Шарля Перро»
Цель урока: обобщить знания произведений великого сказочника.
Задачи: привить любовь к чтению; сохранить особый сказочный настрой; повышать творческий интерес детей; совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения; учить находить в тексте ответы на вопросы; восстановить вместе с детьми ход сказки; развивать память, внимание, мышление, речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
оставшихся без попечения родителей, №5 с.п. Нартан»
(ГКОУ «ШИ № 5 с.п. Нартан» Минобрнауки КБР)
Методическая разработка урока литературного чтения
во 2 классе
Учитель: Карежева Агнесса Герихановна
2016г
«Сказки Шарля Перро»
Цель урока: обобщить знания произведений великого сказочника.
Задачи: привить любовь к чтению; сохранить особый сказочный настрой; повышать творческий интерес детей; совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения; учить находить в тексте ответы на вопросы; восстановить вместе с детьми ход сказки; развивать память, внимание, мышление, речь.
Ход урока
Самоопределение учебной деятельности.
Чтение детьми текста для речевой разминки.
Известны сказки с давних пор.
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай,
Запомни их лучше
И мудрость древнюю узнай-
Они всему научат.
-В каком жанре написан текст? (стихотворение)
-Тема стихотворения. (О сказках)
-Главная мысль. (Сказки учат нас мудрости)
-Что такое мудрость? Найдите по словарю Ожегова.
-Что такое сказка?
- Закончим кластер. (Жанр литературы с установкой на вымысел)
Сказка
(Жанр литературы с установкой на вымысел)
Народные Литературные
(Те, которые придумал народ) (Те, которые имеют автора)
Волшебные сказки
Сказки о животных
Бытовые сказки
- Какие бывают сказки? (Народные, литературные)
-Какие виды сказок вы знаете? (О животных:»Лиса и журавль», «Семеро козлят», «Кошкин дом» ; волшебные: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «по щучьему веленью»; бытовые: «Каша из топора». «Репка», «Иванушка-дурачок»)
-Могут ли бытовые сказки иметь сюжет? Что такое сюжет? (Ряд событий , происходящих в произведении)
-Разгадав загадку в картинках, вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке.
Дети. Эти предметы из сказок Ш. Перро. Будем говорить о сказках Шарля Перро.
Учитель. Вы определили цель урока. То есть обобщим знания о произведениях великого сказочника.
(Звучит музыка)
Учитель.
Как бы мне хотелось
Жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки,
Как стихи в альбоме,
Где старушки-стены
Сплетничают ночью
Обо всём, что в сказках
видели воочию,
Где огонь в камине
Создает уют
И на книжной полке
Чудеса живут,
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером,
Сочиняет сказки
Друг наш – Шарль Перро.
2. Работа с портретом
-Ребята посмотрите на портрет писателя. Обратите внимание на его глаза, одежду, черты лица. Парик, завитый по моде, высокий лоб, голова немного откинута. На лице гордое надменное выражение. Еще бы – он известный адвокат, архитектор, признанный ученый, поэт, член французской академии.
Но стал известен на весь мир не государственными делами, а чем?
Дети. Своими сказками.
Актуализация знаний.
-Где родился Ш.Перро?
- Когда он стал писать сказки?
-Сколько сказок он написал? (11сказок)
4. Работа в группах.
Собери названия сказок, соединяя стрелками слова первого столбика со словами из второго столбика.
Кот Шапочка
Красная с пальчик
Спящая шкура
Рикке в сапогах
Ослиная с хохолком
Мальчик красавица
Учитель. Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки.
-Угадайте, о каком герое идет речь?
Его придумал Шарль Перро.
Есть шпага, шляпа и усы.
На шляпе у него перо,
Усы невиданной красы.
Да, он известный «хитрован»,
И великана слопать смог.
Он оказался очень крут.
Скажите: как его зовут?
Дети. Сказка "Кот в сапогах".
Учитель. Какая это сказка?
Дети. Волшебная.
Учитель. (На доске) Найдите к иллюстрациям отрывки и зачитайте их.
Учитель. Расскажите сюжет сказки. Что такое сюжет?
Дети. Ряд событий, происходящих в произведении.
(Краткий пересказ сказки)
Учитель. Назовите трёх сестёр сюжета.
Дети. Завязка. Кульминация. Развязка.
5. Работа в парах. (Выборочное чтение)
Учитель. Прочитайте предложения, соответствующие завязке, кульминации, развязке.
6. Работа в группах.
Игра "Собери мозаику".
Сказка "Рикки Хохолок". (волшебная)
Подумайте, что важнее: быть некрасивым и умным или быть красивым, но глупым? Почему? Как вы считаете, что автор хотел донести нам с помощью этой сказки? Какова главная мысль сказки?
Сюжет сказки:
Завязка- у одной королевы родился сын уродливый, но очень умный. А у другой королевы -две дочери: одна красивая , но глупая, другая- некрасивая. но умная.
Кульминация - встречается через год красавица умная, но позабыла про обещание, данное Рике. По желанию красавицы Рике становится красивым.
Развязка - Они поженились.
Сказка "Подарки Феи".(волшебная)
Кто из сестёр получили, какие дары от волшебницы? (У младшей, когда говорила изо рта появлялись цветы и алмазы, а у старшей- змеи, жабы)
Почему волшебница одарила сестёр разными дарами?
Подарки феи - сказка Шарля Перро о том, что каждому человеку воздается по его заслугам. В некоторых переводах эту сказку ещё называют Волшебница. Сюжет сказки построен на доброте и красоте младшей дочери и на злобе старшей дочери. Они обе встречают фею, сами того не зная, и она награждает их дарами. Младшая дочь роняет с каждым словом драгоценности и лепестки роз, а старшая - лягушек и змей.
Учитель: Мораль
Хотя высоко ценят в свете
Звон золота и серебра,
Дороже, чем металлы эти,
Сокровище речей, исполненных добра.
Сказка "Мальчик с пальчик"(волшебная)
Кто из мальчиков был самым умным?
Основная мысль этой сказки в том, что главное в любом человеке не его внешние данные, а его ум и находчивость. Казалось бы, мальчик с пальчик был самым слабым звеном среди своих шести братьев, но именно он оказался самым находчивым и самым храбрым. Он придумал, как обмануть людоеда, он придумал, как утащить у него сапоги и, наконец, благодаря этим сапогам сделал карьеру при дворце короля. То есть, не надо отчаиваться ни при каких обстоятельствах. У каждого человека есть какое-то свое достоинство, своя сильная сторона, и если научиться ее правильно использовать, то все в жизни получится и все будет хорошо.
Ну и наконец, следует всегда помнить, что мир полон добрыми людьми, а злые людоеды в нем - меньшинство.
7. Видеофрагмент из балета «Золушка» С.С. Прокофьева.
-Что вы смотрели?
Дети: Отрывок из балета «Золушка» Прокофьева.
– Какими чертами характера обладает Золушка? (добрая, отзывчивая, милая, трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая)
– Что объединяет названные качества? (то, что они положительные
Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести Золушку? (Золушка – положительный герой сказки)
в) «… ленивые, заносчивые злюки, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером» (сестры)
– А как одним словом можно назвать эти черты характера? (отрицательные) Cделаем вывод: к какой группе героев относятся мачеха и сёстры?
(мачеха и сестры – отрицательные герои сказки)
– Сравните два столбика, что вы можете сказать об этих качествах
(они противоположны друг другу)
– Какой прием использует автор, противопоставляя характеры Золушки и матери с дочками? (прием контраста)
– Что этим хотел показать автор? (борьбу добра и зла)
– Чем покорила Золушка принца?
(добротой, искренностью, кротостью, изяществом)
И сегодня мы ещё раз побывали в волшебном мире сказок Шарля Перро. И вот уже многие– многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.
9. Инсценировка сказки "Золушка".
Мачеха: Золушка, мы сегодня собираемся на бал во дворец. Ты сделала всё, что я тебе велела?
Золушка: Да, матушка.
Виталина: А ты сшила нам платья для бала?
Золушка: Да, сестрица.
Люсинда: А выбрала мне шляпу к моему наряду?
Золушка: Да, сестрица. (отдает шляпу)
Люсинда: Какая безвкусица! Я её не одену!
Виталина: Отдай мне!
Люсинда: Нет, не отдам!
Мачеха: Не ссорьтесь, мои девочки! Я возьму эту шляпку себе!
Золушка: Матушка, позвольте мне хоть одним глазком посмотреть королевский знатный бал!
(Все трое смеются, хватаясь за животы. Золушка закрывает лицо руками).
Мачеха:Почему бы и нет! Собирайся на бал, милая.
Золушка:Спасибо, матушка!
Мачеха: Но сначала в доме прибери, наведи в саду порядок, перебери 5 мешков фасоли и 5 мешков гороха и вычисть золу из печки. А потом можешь собираться на бал.
Золушка: Матушка, но я с этим и за год не управлюсь!
Мачеха: А ты поторопись, дорогая, поторопись !Девочки мои, за мной!
(Играет музыка. Мачеха с сестрами уходят. Золушка плачет – закрывает лицо руками).
(Золушка перебирает зерна. Вдруг появляется Фея)
Фея: Милая Золушка, ты очень хочешь попасть на королевский бал? Ты давно заслужила награду – сегодня ты туда поедешь!
Золушка: Как я доберусь до дворца? И в чём же я поеду? Ведь моё платье в золе и заплатках.
Фея: Я превращу тыкву в прелестную золотую карету, мышей – в быстроногих коней, ящериц - в толстого кучера.
Золушка: И в чём же я поеду? Ведь моё платье в золе и заплатках.
Фея: Твои лохмотья я превращу в роскошное бальное платье и подарю тебе хрустальные туфельки.
Но помни – ты должна покинуть бал ровно в полночь. Как только часы пробьют двенадцать, твоя карета превратится в тыкву, лошади опять станут мышами, кучер – ящерицей, а твое роскошное бальное платье – грязными лохмотьями.
Не забудь об этом.
Принц:
Добро пожаловать, принцесса! Из какого королевства К нам приехали на бал? Раньше я вас не встречал.
Золушка:
Нет, я в вашем королевстве Проживаю, но признаться, Я впервые на балу, Хотя я танцевать люблю.
Принц:
Очень рад, тогда позвольте Вас на танец пригласить.
Золушка:
С удовольствием, извольте. Не заставлю вас просить.
Песня «Золушка».
Рассказчик:
Весёлой свадьба их была. В конце сказать вам должен я: Вот так добро, пусть каждый знает,