kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока по литературному чтению «Сказки Шарля Перро»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  обобщить знания произведений великого сказочника.

Задачи: привить любовь к чтению; сохранить особый сказочный настрой; повышать творческий интерес детей; совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения; учить находить в тексте ответы на вопросы; восстановить вместе с детьми ход сказки; развивать память, внимание, мышление, речь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по литературному чтению «Сказки Шарля Перро»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КБР

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, №5 с.п. Нартан»

(ГКОУ «ШИ № 5 с.п. Нартан» Минобрнауки КБР)



Методическая разработка урока литературного чтения

во 2 классе







Учитель: Карежева Агнесса Герихановна


2016г



«Сказки Шарля Перро»

Цель урока:  обобщить знания произведений великого сказочника.

Задачи: привить любовь к чтению; сохранить особый сказочный настрой; повышать творческий интерес детей; совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения; учить находить в тексте ответы на вопросы; восстановить вместе с детьми ход сказки; развивать память, внимание, мышление, речь.

Ход урока

  1. Самоопределение учебной деятельности.

Чтение детьми текста для речевой разминки.

Известны сказки с давних пор.

Не верь тому, кто скажет,

Что это выдумки и вздор,

Его не слушай даже.

Скорее сказки почитай,

Запомни их лучше

И мудрость древнюю узнай-

Они всему научат.

-В каком жанре написан текст? (стихотворение)

-Тема стихотворения. (О сказках)

-Главная мысль. (Сказки учат нас мудрости)

-Что такое мудрость? Найдите по словарю Ожегова.

-Что такое сказка?

- Закончим кластер. (Жанр литературы с установкой на вымысел)

Сказка

(Жанр литературы с установкой на вымысел)


Народные Литературные

(Те, которые придумал народ) (Те, которые имеют автора)

Волшебные сказки

Сказки о животных

Бытовые сказки

- Какие бывают сказки? (Народные, литературные)

-Какие виды сказок вы знаете? (О животных:»Лиса и журавль», «Семеро козлят», «Кошкин дом» ; волшебные: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «по щучьему веленью»; бытовые: «Каша из топора». «Репка», «Иванушка-дурачок»)

-Могут ли бытовые сказки иметь сюжет? Что такое сюжет? (Ряд событий , происходящих в произведении)

-Разгадав загадку в картинках, вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке.

Дети. Эти предметы из сказок Ш. Перро. Будем говорить о сказках Шарля Перро.


Учитель. Вы определили цель урока. То есть обобщим знания о произведениях великого сказочника.

(Звучит музыка)

Учитель.

Как бы мне хотелось

Жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки,

Как стихи в альбоме,

Где старушки-стены

Сплетничают ночью

Обо всём, что в сказках

видели воочию,

Где огонь в камине

Создает уют

И на книжной полке

Чудеса живут,

Где в старинном кресле,

Чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки

Друг наш – Шарль Перро.

2. Работа с портретом

-Ребята посмотрите на портрет писателя. Обратите внимание на его глаза, одежду, черты лица. Парик, завитый по моде, высокий лоб, голова немного откинута. На лице гордое надменное выражение. Еще бы – он известный адвокат, архитектор, признанный ученый, поэт, член французской академии.

Но стал известен на весь мир не государственными делами, а чем?

Дети. Своими сказками.

  1. Актуализация знаний.

-Где родился Ш.Перро?

- Когда он стал писать сказки?

-Сколько сказок он написал? (11сказок)

4. Работа в группах.

Собери названия сказок, соединяя стрелками слова первого столбика со словами из второго столбика.

Кот Шапочка

Красная с пальчик

Спящая шкура

Рикке в сапогах

Ослиная с хохолком

Мальчик красавица

Учитель. Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки.

-Угадайте, о каком герое идет речь?

Его придумал Шарль Перро.

Есть шпага, шляпа и усы.

На шляпе у него перо,

Усы невиданной красы.

Да, он известный «хитрован»,

И великана слопать смог.

Он оказался очень крут.

Скажите: как его зовут?

Дети. Сказка "Кот в сапогах".

Учитель. Какая это сказка?

Дети. Волшебная.

Учитель. (На доске) Найдите к иллюстрациям отрывки и зачитайте их.

Учитель. Расскажите сюжет сказки. Что такое сюжет?

Дети. Ряд событий, происходящих в произведении.

(Краткий пересказ сказки)

Учитель. Назовите трёх сестёр сюжета.

Дети. Завязка. Кульминация. Развязка.

5. Работа в парах. (Выборочное чтение)

Учитель. Прочитайте предложения, соответствующие завязке, кульминации, развязке.

6. Работа в группах.

Игра "Собери мозаику".

Сказка "Рикки Хохолок". (волшебная)

Подумайте, что важнее: быть некрасивым и умным или быть красивым, но глупым? Почему? Как вы считаете, что автор хотел донести нам с помощью этой сказки? Какова главная мысль сказки?

Сюжет сказки:

Завязка- у одной королевы родился сын уродливый, но очень умный. А у другой королевы -две дочери: одна красивая , но глупая, другая- некрасивая. но умная.

Кульминация - встречается через год красавица умная, но позабыла про обещание, данное Рике. По желанию красавицы Рике становится красивым.

Развязка - Они поженились.

Сказка "Подарки Феи".(волшебная)

Кто из сестёр получили, какие дары от волшебницы? (У младшей, когда говорила изо рта появлялись цветы и алмазы, а у старшей- змеи, жабы)

Почему волшебница одарила сестёр разными дарами?

Подарки феи - сказка Шарля Перро о том, что каждому человеку воздается по его заслугам. В некоторых переводах эту сказку ещё называют Волшебница. Сюжет сказки построен на доброте и красоте младшей дочери и на злобе старшей дочери. Они обе встречают фею, сами того не зная, и она награждает их дарами. Младшая дочь роняет с каждым словом драгоценности и лепестки роз, а старшая - лягушек и змей.

Учитель: Мораль

Хотя высоко ценят в свете

Звон золота и серебра,

Дороже, чем металлы эти,

Сокровище речей, исполненных добра.


Сказка "Мальчик с пальчик"(волшебная)

Кто из мальчиков был самым умным?

Основная мысль этой сказки в том, что главное в любом человеке не его внешние данные, а его ум и находчивость. Казалось бы, мальчик с пальчик был самым слабым звеном среди своих шести братьев, но именно он оказался самым находчивым и самым храбрым. Он придумал, как обмануть людоеда, он придумал, как утащить у него сапоги и, наконец, благодаря этим сапогам сделал карьеру при дворце короля. То есть, не надо отчаиваться ни при каких обстоятельствах. У каждого человека есть какое-то свое достоинство, своя сильная сторона, и если научиться ее правильно использовать, то все в жизни получится и все будет хорошо.

Ну и наконец, следует всегда помнить, что мир полон добрыми людьми, а злые людоеды в нем - меньшинство.

7. Видеофрагмент из балета «Золушка» С.С. Прокофьева.

-Что вы смотрели?

Дети: Отрывок из балета «Золушка» Прокофьева.

– Какими чертами характера обладает Золушка? (добрая, отзывчивая, милая, трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая)

– Что объединяет названные качества(то, что они положительные

Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести Золушку? (Золушка – положительный герой сказки)

б) «…сварливая, высокомерная, бессердечная гордячка» (мачеха)

в) «… ленивые, заносчивые злюки, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером» (сестры)

– А как одним словом можно назвать эти черты характера? (отрицательные)  Cделаем вывод: к какой группе героев относятся мачеха и сёстры?

(мачеха и сестры – отрицательные герои сказки)

Сравните два столбика, что вы можете сказать об этих качествах 

(они противоположны друг другу)

– Какой прием использует автор, противопоставляя характеры Золушки и матери с дочками? (прием контраста)

– Что этим хотел показать автор? (борьбу добра и зла)

– Чем покорила Золушка принца? 

(добротой, искренностью, кротостью, изяществом)

И сегодня мы ещё раз побывали в волшебном мире сказок Шарля Перро. И вот уже многие– многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.



9. Инсценировка сказки "Золушка".

Мачеха: Золушка, мы сегодня собираемся на бал во дворец. Ты сделала всё, что я тебе велела?

Золушка: Да, матушка.

Виталина: А ты сшила нам платья для бала?

  Золушка: Да, сестрица.

 Люсинда: А выбрала мне шляпу к моему наряду?

 Золушка: Да, сестрица. (отдает шляпу)

  Люсинда: Какая безвкусица! Я её не одену!

 Виталина: Отдай мне!

 Люсинда: Нет, не отдам!

  Мачеха: Не ссорьтесь, мои девочки! Я возьму эту шляпку себе!

Золушка:  Матушка, позвольте мне хоть одним глазком посмотреть королевский знатный бал!

 (Все трое смеются, хватаясь за животы. Золушка закрывает лицо руками).

Мачеха: Почему бы и нет! Собирайся на бал, милая.

Золушка: Спасибо, матушка!

Мачеха: Но сначала в доме прибери, наведи в саду порядок, перебери 5 мешков фасоли и 5 мешков гороха и вычисть золу из печки. А потом можешь собираться на бал.

 Золушка: Матушка, но я с этим и за год не управлюсь!

 Мачеха: А ты поторопись, дорогая, поторопись !Девочки мои, за мной!

 (Играет музыка. Мачеха с сестрами уходят. Золушка плачет – закрывает лицо руками).

(Золушка перебирает зерна. Вдруг появляется Фея)

Фея: Милая Золушка, ты очень хочешь попасть на королевский бал? Ты давно заслужила награду – сегодня ты туда поедешь! 

 Золушка: Как я доберусь до дворца? И в чём же я поеду? Ведь моё платье в золе и заплатках.

  Фея: Я превращу тыкву в прелестную золотую карету, мышей – в быстроногих коней, ящериц - в толстого кучера. 

Золушка: И в чём же я поеду? Ведь моё платье в золе и заплатках.

Фея: Твои лохмотья я превращу в роскошное бальное платье и подарю тебе хрустальные туфельки.

Но помни – ты должна покинуть бал ровно в полночь. Как только часы пробьют двенадцать, твоя карета превратится в тыкву, лошади опять станут мышами, кучер – ящерицей, а твое роскошное бальное платье – грязными лохмотьями.

Не забудь об этом.


Принц:

Добро пожаловать, принцесса!
Из какого королевства
К нам приехали на бал?
Раньше я вас не встречал.

Золушка:

Нет, я в вашем королевстве
Проживаю, но признаться,
Я впервые на балу,
Хотя я танцевать люблю.

Принц:

Очень рад, тогда позвольте
Вас на танец пригласить.

Золушка:

С удовольствием, извольте.
Не заставлю вас просить.

Песня «Золушка».


Рассказчик:

Весёлой свадьба их была.
В конце сказать вам должен я:
Вот так добро, пусть каждый знает,

Все:
Всегда и всюду побеждает!









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка открытого урока по литературному чтению «Сказки Шарля Перро»

Автор: Карежева Агнесса Герихановна

Дата: 20.12.2016

Номер свидетельства: 371593


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства