Тема урока «Невидимые нити в весеннем лесу» 2 класс УМК "Перспектива"
  Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком  
  Планируемые результаты:  
   учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;
  научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;
  читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.
 
  Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
   формирование уважительного отношения к иному мнению;
  формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы
 
  Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
   Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
   формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) (познавательные УУД).
  формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).
  формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).
  формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).
  формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
  формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
   
   Содержание урока
  1 Оргмомент. Эмоциональный настрой.
  Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.  Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом и наш урок пройдет успешно.  
  2. Проверка домашнего задания.
  - Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?
  - Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)
  Я хотел чтобы на нашей планете — Земля всегда было: (чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи, чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду, чтобы всегда светило солнышко , чтобы на планете был мир)
  - Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете? Конечно, от человека и его отношения к природе.
  - Какие знаки охраны природы вы придумали дома? (Ответы детей)
  - Молодцы! Вы очень хорошо знаете правила охраны природы. Поэтому мы смело можем отправиться с вами в лес.
  3. Объявление темы и целей урока.
  - Как вы думаете, что интересного можно увидеть в весеннем лесу? Можно ли увидеть невидимое?
  - Какая будет тема нашего урока? (Невидимые нити в лесу) Что для этого нам нужно сделать? (Цели: узнать, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ, научиться находить связи в природе, между природой и человеком, научиться изображать изученные связи с помощью схем).
  4. Актуализация знаний
 Когда ты идешь по тропинке лесной,  
  Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
  Одно «почему» меж деревьями мчится,
  Летит по пятам за неведомой птицей.  
  Другое – пчелой забралось на цветок,  
  А третье – лягушкою скок в ручеек.  
  «Что» мышкой шныряет под листьями в норах,  
  «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,  
  Сидит «отчего» на зеленом листке,
  «Куда» полетело верхом на жуке,  
  «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
  Вопрос за вопросом, и так – целый день.  
  Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем  
  Ответы искать под зеленым шатром.
  (Загадки)
  1. Как это скучно – Сто лет без движенья В воду глядеть на свое отраженье. Свесила ветки с обрыва нежная, тихая, грустная ... ива
  интересные факты (выступают подготовленные ученики)
  Когда ива зацветает, значит – конец зиме. Ива, символ солнца и весны, — одно из первых деревьев, распускающих свои пушистые почки под лучами весеннего солнца.
Первые пчелки спешат к иве. Ведь цветы и другие деревья еще не спешат зацветать. Деревья, с которых пчелы собирают нектар и затем делают мед, называются «медоносы».  
  2. От цветка к цветку летает,
Ярких бабочек пугает
Крупный, яркий и пушистый,
Хоботок чуть серебристый.
А гудит, как будто дрель
Полосатый добрый ... .
  интересные факты (выступают подготовленные ученики)
  Шмели — одни из самых холодостойких насекомых. Они способны, ускоренно разогреть своё тело до необходимых 40 °C. Это позволяет им вылетать рано утром и собирать первый нектар, когда воздух ещё недостаточно прогрелся, и даёт шмелям преимущество перед другими насекомыми. Шмели  в отличие от ос и пчел, миролюбивые насекомые, их можно широко использовать на садово-дачных участках. Более того – имеется даже такая малоизвестная отрасль как шмелеводство. Эта отрасль занимается разведением шмелей для опыления сельскохозяйственных культур с целью повышения урожайности последних. 
  3. Встреча с ней - одна беда,
Нос - как острая игла,
В щель забьется, вроде спит,
Только тронешь - зажужжит.
  интересные факты (выступают подготовленные ученики)
  Грозные насекомые с полосатым желто-черным брюшком, которые в солнечные дни кружат в парках, садах и нередко залетают в наши квартиры - это осы. Осы живут большими семьями и совместно заботятся о подрастающем поколении. Взрослые насекомые питаются нектаром и соком фруктов, а личинок они кормят насекомыми. Осы единственные на свете насекомые, которые регулярно жалят людей. Но обычно они нападают на человека только поблизости от своего гнезда. С помощью ярких желто-черных полосок на брюшке осы предупреждают людей и хищников, что они вооружены ядовитым жалом и могут дать достойный отпор любому врагу.  
  4. Шевелились у цветка 
Все четыре лепестка. 
Я сорвать его хотел - 
Он вспорхнул и улетел. 
 
  интересные факты (выступают подготовленные ученики)
  Бабочки – чешуекрылые насекомые. Это означает, что на их крыльях располагается множество небольших чешуек, которые, преломляя солнечный свет под разными углами, образовывают характерный рисунок. Нередко дети путают чешуйки с пыльцой. Пытаются стряхнуть, почистить крылья насекомому. На самом деле так поступать ни в коем случае нельзя. Крылья бабочки помнутся, она не сможет летать и погибнет.  
  -- Как вы думаете, есть ли связь между этими живыми существами?
  (Ответы детей)  
  5.Самоопределение к деятельности  
  Чтение текста Н.Сладкова "Ивовый пир"
  - Как ива привлекает, зовет к себе насекомых? (Ива цветет первой, пока все деревья голые. Привлекает насекомых ярким цветом, запахом)
  - Расскажите, кто прилетел на ивовый пир.
  - Значит, для всех этих насекомых ива - это... (кормилица)
  - А что дают насекомые иве? (Насекомые опыляют растение. Они невольно переносят с женского на мужской цветок цветочную пыльцу. Для растения это очень важно: без опыления у него не будет плодов и семян.
  Составьте схему связи. Какая группа связей получилась? (между растениями и животными)
   
 
   
 растения животные  
  
 
  6. Физминутка
  7.Работа по учебнику
  - Мы только что видели, что насекомые очень полезны для цветущих растений. А гусеницы, которые питаются листьями, цветами и семенами растений, полезны для растений?
  - Что будет, если гусениц станет слишком много?
  - Кто поможет деревьям? Взгляните на схему. Какую связь между растениями и животными видите?  
  

 растение
  ж
ивотные животные
  
 
  8. Работа в группах
    |    1 группа   Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?   Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.  
          |  
  |    2 группа   Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?   Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.    
          |  
  |    3 группа   Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?   Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни - в строительстве, другие - для изготовления украшений.  
          |  
  |    4 группа   Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?   Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.    
          |  
 
   
  
   природа
  ж
ивая неживая животные животные  
  
 
  п


рирода человек 
 растения животные  
  
 
  
 
  Вывод:
   Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи.
    Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!»
  Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
  Ответы на вопросы
  ( После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос)
  1.Докажите, что на Земле нужны мошки?
  2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников.
  3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки ?
  4. Почему ошибкой окажется, если кто — нибудь лишним окажется?
  - А какие невидимые нити существуют в нашем классе? (учитель-ученики)
  Подведём итог урока.
 - Какие перед нами стояли учебные задачи? ( На экране по мере ответов учеников появляется слайд « Итог урока».)
 -Справились мы с ними? (Узнали… , научились…)
  узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ,
 научились находить связи в природе, между природой и человеком,  
 научились изображать изученные связи с помощью моделей.
 
 - Оцените свою работу на уроке, заполнив «Карту знаний».  
  Окончен урок и выполнен план, 
Спасибо, ребята, огромное вам, 
За то, что упорно и дружно трудились, 
Что мне и друг другу вы так пригодились.