kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка конспекта урока к элективному курсу "Основы смыслового чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Основы смыслового чтения". Фразеологизмы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока к элективному курсу "Основы смыслового чтения"»

Технологическая карта урока.

Ф.И.О. учителя:  Абишева Р.О.

Класс: 2

Урок: 7

Дата: 

Предмет: основы смыслового чтения.

Тема урока: Фразеологизмы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока: познакомить с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, их ролью в обогащении речи.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся  находить в тексте фразеологизмы, получат возможность научиться определять значение фразеологизмов, понимать и объяснять их роль в тексте, умение употреблять их в речи.

Метапредметные:

познавательные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений.

регулятивные:  выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и формулировать

цель деятельности на уроке с помощью учителя, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

коммуникативные:  слушать и понимать речь других, учёт разных мнений и умение обосновать собственное, учиться работать в группе,

выполнять различные роли (исполнителя, лидера), проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и

познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

личностные: осознанность учения, адекватное реагирование на трудности,  развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Задачи урока:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

  2.  Развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологизмов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;

  3.  Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.


Оборудование: карточки с текстами, презентация на тему «Фразеологизм».

Ход урока:


Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  1. Речевая разминка.

Создать эмоциональный

настрой на урок.

Читай считалку ясно, чётко.

Тары – бары

Растабары!

У Варвары

Куры стары!


Ребята, мы вместе с вами проговариваем считалку.

Дети вместе с учителем проговаривают

считалку.

2.Мотивационный

этап.

Ставит проблемный вопрос.

На слайде.


Повторение выученных строк

из стихотворения К.Чуковского

«Муха - Цокотуха».

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

Сегодня мы продолжаем знакомиться со следующими 6 строками из стихотворения:

«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»

А начну я с шуточного стихотворения


Приветствуют учителя, настраиваются  на на урок.









3. Освоение новых знаний.

Глеб у доски повесил нос, краснеет до корней волос
Он в этот час как говорится, готов сквозь землю провалиться,
О чём же думал он вчера, когда баклуши бил с утра?


Раскодирование значений фразеологизмов («повесил нос», «краснеет до корней волос»,

«сквозь землю провалить

ся», «бить баклуши»).

После прочтения задается вопрос

-Ребята, как вы думаете, что это за выражения, выделенные жирным шрифтом?

Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?


Ребята отвечают, аргументируя свою точку зрения.

«Повесил нос» – был в плохом настроении, расстроился).

«Краснеет до корней волос» –  испытывает чувство стыда.

«Сквозь землю провалиться» - испытывает сильную неловкость, стыд.

«Бить баклуши» - бездельничать.


  1. Первичное закрепление

  1. Зрительный диктант.

Работать не покладая рук.
Утром мальчик бил баклуши.

Водить за нос приятеля. 










  1. Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы можете назвать? Сейчас я предлагаю поработать в группах и соединить фразеологизмы с их значениями.

задирать нос

 потерпеть неудачу

водить за нос

близко

клевать носом

хорошо знать

остаться с носом

обманывать

встретиться нос к носу

гордиться

зарубить на носу

спать


  1. Работа с текстом. Прочтите стихотворение. Вставьте из слов

для справок недостающие фразеологизмы.

- Дом мой больше, чем берлога.

В доме места очень много.

В нем люблю, - сказал Барсук, -

Проводить я свой досуг.

У Лисицы же нора,

Как собачья конура.

И поэтому Лисица

На соседа очень злится.

- Мне в норе ужасно тесно!

Разве это, братец, честно?!


- Не разбрасывай объедки! –

Говорит барсук соседке.

А лиса ему в ответ:

-______________, сосед, (Не сочти за

труд)

Загляни скорее в норку –

Я затеяла уборку!


Вышел из дому Барсук,

А Лиса-плутовка вдруг

Из норы________(Бежит бегом)

К Барсуку в просторный дом.


На замок закрыла дверь:

- Это все мое теперь!


Возмущен лесной народ:

- Жить плутовка не дает!

В Африку Гиппопотаму

Посылают телеграмму.


«Просим помощи, дружище:

Заняла Лиса жилище

Не свое, а Барсука.

Ждем. Надеемся. Пока».


Прилетел Гиппопотам:

Я _______(в обиду) вас _____(не дам)!-

Из норы прогнал Лису

И остался жить в лесу.


Крот заметил:

- Много лет изучал я этикет.

НЕВОСПИТАННАЯ ДАМА
ПОСТРАШНЕЙ ГИППОПОТАМА!

Слова для справок: бежит бегом, не сочти за труд, в обиду не дам.


  1. Расшифруйте фразеологизм, пользуясь кодом.

6, 1, 10, 2, 7, 3

8, 3, 9, 3, 5, 6, 8, 3, 4


Код:

И

О

А

Я

Н

С

Т

К

З

Р

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Игра «Четвёртый лишний».

Найти четвёртый лишний фразеологизм:

- Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

- Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.

- Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

Динамическая пауза:

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок,

Сели травушку покушали,

Тишину послушали.

  1. Отметь карандашом правильное значение фразеологизма.

ЗАДАТЬ ГОЛОВОЛОМКУ:

а) работать горячо, со старанием; б) сильно отругать.

ИГРАТЬ В БИРЮЛЬКИ:

а) заниматься пустяками, ерундой; б) искусно выполнять самую трудную

работу.


ЗАРУБИТЬ НА НОСУ:

а) одержать полную победу; б) запомнить крепко-накрепко.


НА КРАЮ ЗЕМЛИ:

а) совсем рядом; б) где-то очень далеко.

На доске записано 3 предложения. Закрываем доску, а затем открываем первое предложение. Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложения. Предлагаем ученикам закрыть глаза и представить, как записаны предложения. Снова закрываем слова и предлагаем ребятам записать то, что они запомнили.


Выполняют задание. Распределяют фразеологизмы по группам.


















Дети внимательно читают стихотворение и вставляют недостающий фразеологизм.






















































Ребята, вам необходимо расшиф-

ровать фразеологизм, при помо-

щи предложенного кода.







Мы продолжаем работу с фразеологизмами. В следующем

задание нужно найти и подчерк-

нуть четвертый лишний.
























Внимательно прочитать фразеологизмы и определить их значение.


Дети проговаривают про себя тексты зрительного диктанта.











Дети распределяют фразеологизмы с их значением.



















Дети пробуют определить значение фра

зеологизмов.

Вписанные в стихотворении фразеоло-

гизмы означают следующее.

  • Не сочти за труд – вежливая

просьба что- нибудь сделать.


  • Бежать бегом – бежать очень быс

тро.

  • Не дать в обиду – заступиться за кого-либо.











































Дети при помощи кода расшифровывают

полученный фразеологизм.

Ответ: сирота казанская.

(Человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие, жалость).



В цепочке фразеологизмов дети убирают лишнее. При возникнове-

нии сложности в определении значения фразеологизмов, необходимо обратиться к словарю.






















Учащиеся выполняют задание.







































  1. Творческое зада-

ние

Творческое задание «Шуточная картинная галерея»:

  • С помощью шуточных рисунков передать толкование фразеологизмов: как селедки в бочке, втирать очки, на нём лица нет, попасть в переплёт, на воре шапка горит, кипеть от негодования.


Ребята, давайте выполним твор-

ческую работу.

Рисуют к данным фразеологиз-

мам шуточные рисунки.










  1. Рефлексия.

- Что нового сегодня вы узнали на уроке?

- Все было понятно?

- Какие вопросы возникли при выполнении заданий?

- А что такое фразеологизм?

- Для чего их используют в речи?

- Вам понравился урок?

Оценки за урок.

Ребята, ответьте на вопросы.

Дети отвечают на вопросы. «Те

перь я могу…, «Я научился…»,

«Теперь я попробую»…

  1. Домашнее задание.

Выпишите из каждой строки только русские буквы. Разделите их на слова. Прочтите и запишите получившийся фразеологизм.



=

П

О

@

Ж

Е

&

Л

$

А

#

$

Т

$

+

Ь

%

-

П

О

П

У

Т

&

Н

О

$

О

Г

=

В

Е

Т

Р

А

Ответ: Пожелать попутного ветра (пожелать удачи).

Внимательно прочитать, выпол

нить задание.















Выполняют задание.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Разработка конспекта урока к элективному курсу "Основы смыслового чтения"

Автор: Абишева Роза Октябревна

Дата: 17.12.2017

Номер свидетельства: 444839


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства