Первичное закрепление | Зрительный диктант. Работать не покладая рук. Утром мальчик бил баклуши. Водить за нос приятеля. Какие ещё фразеологизмы со словом нос вы можете назвать? Сейчас я предлагаю поработать в группах и соединить фразеологизмы с их значениями. задирать нос | потерпеть неудачу | водить за нос | близко | клевать носом | хорошо знать | остаться с носом | обманывать | встретиться нос к носу | гордиться | зарубить на носу | спать | Работа с текстом. Прочтите стихотворение. Вставьте из слов для справок недостающие фразеологизмы. - Дом мой больше, чем берлога. В доме места очень много. В нем люблю, - сказал Барсук, - Проводить я свой досуг. У Лисицы же нора, Как собачья конура. И поэтому Лисица На соседа очень злится. - Мне в норе ужасно тесно! Разве это, братец, честно?! - Не разбрасывай объедки! – Говорит барсук соседке. А лиса ему в ответ: -______________, сосед, (Не сочти за труд) Загляни скорее в норку – Я затеяла уборку! Вышел из дому Барсук, А Лиса-плутовка вдруг Из норы________(Бежит бегом) К Барсуку в просторный дом. На замок закрыла дверь: - Это все мое теперь! Возмущен лесной народ: - Жить плутовка не дает! В Африку Гиппопотаму Посылают телеграмму. «Просим помощи, дружище: Заняла Лиса жилище Не свое, а Барсука. Ждем. Надеемся. Пока». Прилетел Гиппопотам: Я _______(в обиду) вас _____(не дам)!- Из норы прогнал Лису И остался жить в лесу. Крот заметил: - Много лет изучал я этикет. НЕВОСПИТАННАЯ ДАМА ПОСТРАШНЕЙ ГИППОПОТАМА! Слова для справок: бежит бегом, не сочти за труд, в обиду не дам. Расшифруйте фразеологизм, пользуясь кодом. 6, 1, 10, 2, 7, 3 8, 3, 9, 3, 5, 6, 8, 3, 4 Код: И | О | А | Я | Н | С | Т | К | З | Р | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Игра «Четвёртый лишний». Найти четвёртый лишний фразеологизм: - Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть. - Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока. - Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт. Динамическая пауза: Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг – скок, прыг – скок, Сели травушку покушали, Тишину послушали. Отметь карандашом правильное значение фразеологизма. ЗАДАТЬ ГОЛОВОЛОМКУ: а) работать горячо, со старанием; б) сильно отругать. ИГРАТЬ В БИРЮЛЬКИ: а) заниматься пустяками, ерундой; б) искусно выполнять самую трудную работу. ЗАРУБИТЬ НА НОСУ: а) одержать полную победу; б) запомнить крепко-накрепко. НА КРАЮ ЗЕМЛИ: а) совсем рядом; б) где-то очень далеко. | На доске записано 3 предложения. Закрываем доску, а затем открываем первое предложение. Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложения. Предлагаем ученикам закрыть глаза и представить, как записаны предложения. Снова закрываем слова и предлагаем ребятам записать то, что они запомнили. Выполняют задание. Распределяют фразеологизмы по группам. Дети внимательно читают стихотворение и вставляют недостающий фразеологизм. Ребята, вам необходимо расшиф- ровать фразеологизм, при помо- щи предложенного кода. Мы продолжаем работу с фразеологизмами. В следующем задание нужно найти и подчерк- нуть четвертый лишний. Внимательно прочитать фразеологизмы и определить их значение. | Дети проговаривают про себя тексты зрительного диктанта. Дети распределяют фразеологизмы с их значением. Дети пробуют определить значение фра зеологизмов. Вписанные в стихотворении фразеоло- гизмы означают следующее. просьба что- нибудь сделать. тро. Дети при помощи кода расшифровывают полученный фразеологизм. Ответ: сирота казанская. (Человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие, жалость). В цепочке фразеологизмов дети убирают лишнее. При возникнове- нии сложности в определении значения фразеологизмов, необходимо обратиться к словарю. Учащиеся выполняют задание. |