г.Набережные Челны, 2021 г.
- Ученики знают, что такое права ребенка и основные документы, регламентирующие права ребенка.
- Высказывать свою версию решения и пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий из учебника);
- Развитие умения обосновывать и доказывать собственное мнение.
- Проводить самооценку своих действий, поступков.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Сейчас все тихо сели, карточки, которые лежат у вас на столах вы не трогаете, пока я не скажу, отложите их на край стола, спинки выпрямили и внимательно слушаем. - Прежде чем начать урок, проверьте все ли у вас готово. У вас на партах должен лежать учебник, тетрадь, дневник и пенал. - Ребята, для того, чтобы наш урок прошёл активно, и чтобы у всех всё получилось, я предлагаю вам хором прочитать девиз нашего урока. «Мы сможем, мы сумеем, мы научимся!» - На протяжении всего урока мы будем придерживаться данного девиза. | Приветствуют учителя. Читают | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. | - У вас на столах лежат сигнальные карточки: красного и зелёного цветов. После выполнения каждого задания вам будет необходимо оценить себя красным цветом, если задание для вас было трудным, и вы не смогли с этим справиться и зелёным цветом, если у вас все получилось и вам было легко. - Ребята, сейчас я вам предлагаю вспомнить знания прошлых занятий. - Откройте учебник на странице 16 и ответим на вопросы по прошлой теме. - Кто желает прочитать вопросы вслух? 1) Как называется Основной закон Российской Федерации? 2) Какие права и свободы человека он гарантирует гражданам России? 3) Каковы обязанности российских граждан? - Молодцы, ребята! Мы с вами повторили ранее изученное, теперь можем двигаться дальше. | Открывают учебник 1 ученик читает вопросы - Конституция. - Сохранение исторического и культурного наследия, охрану природы, бережное отношение к природным богатствам, а также платить законно установленные налоги и защищать отечество. - Право на образование, свободу вероисповедания, на свободный выбор места жительства | К: принимать участие в диалоге. Р: предлагать способы решения. |
3. Выявление места и причины затруднения. | - Как вы думаете, зачем Конституция необходима гражданам России? - Хорошо, спасибо. | Чтобы был порядок в стране, так как в конституции прописаны права, свободы и обязанности граждан. | К: формулировать ответы на вопросы учителя; принимать участие в диалоге. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - Ребята, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать ребус. Девочки разгадывают первый ребус, а мальчики второй. - Что у вас получилось? - Какая будет тема нашего урока? - Верно, тема нашего урока «Права ребёнка» - А как вы думаете, какую цель мы можем с вами поставить. Что мы с вами узнаем сегодня на уроке? - Цель нашего занятия будет звучать так: узнать, какими правами и обязанностями обладает ребенок. - Я предлагаю вам ознакомиться с планом нашего урока. Вам необходимо поставить план урок в правильном порядке. Узнать, какие у ребенка есть права и обязанности. Научиться различать права и обязанности. Применить полученные знания на практике. | Разгадывают ребус Права ребёнка Предположения | Р: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке. |
5. Реализация построенного проекта. | - Ребята, открываем тетради и записываем дату на полях, Классная работа и тему нашего урока. - Первый пункт плана звучит так: узнать, какие у ребёнка есть права и обязанности. Сейчас вам пригодятся сигнальные карточки. Когда я буду задавать вопрос, если вы считаете, что вариантом ответа является «да», то поднимаете карточку зелёного цвета, если нет, то красного цвета. - Как вы думаете, есть ли какие-нибудь права у детей? - Сейчас немного погрузимся в историю. - В 1959 г 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка. - Вы знаете, что такое ООН? ООН - это такая международная организация, которая объединяет 193 страны на земле и служит для поддержания и укрепления мира. В Декларации утверждается, что все дети имеют право на счастливое детство. Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер. А 20 ноября 1989 г был подписана конвенция, по правам ребёнка. - Вы знаете, что это за документ? Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. - На основе этих документов и Конституции Российской федерации наша страна приняла федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». - Чтобы познакомиться с ними откройте учебник на странице 16. - Прочитаем права ребенка по цепочке, начиная с первого ряда первой парты. - Сейчас я предлагаю Вам поработать в паре. - Давайте вспомним правила работы в паре. - Задание звучит так: рассмотрите фотографии на странице 17 и расскажите друг другу о правах ребёнка, которые на них изображены. Затем все вместе обсудим. На выполнение данного задания я даю вам ровно 1 минуту. - Итак, Какое право изображено на первой фотографии? На второй и третьей фотографии? А какое право на четвертой фотографии? - Не забываем про наш девиз урока. Давайте проговорим его хором. | Записывают число и тему в тетрадь - Да Внимательно слушают рассказ учителя. - Да/нет - Да/нет Чтение прав по цепочке Проговаривают правила работы в паре Выполняют задание в паре Проговаривают свои варианты ответов. Проговаривают хором девиз | П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К: отвечать на вопросы других. Р: уметь оценивать свою работу на уроке. Л:осознают необходимость самосовершенствования. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Физкультминутка по видео. - Так как есть права, то и есть обязанности. Как гласит народная мудрость, без прав не бывает обязанностей. - У вас на столах есть карточки «Обязанности ребёнка». Сейчас каждый внимательно прочитает далее выполним задание. Обязанности: Соблюдать законы. Охранять природу. Защищать Отечество. Заботиться о родителях. Получить образование. - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. - Давайте вспомним правила работы в группе. - У вас даны 2 столбика «Права» и «Обязанности». Распределите права и обязанности в эти 2 столбика. Выполнять правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в образовательном учреждении, правила техники безопасности, санитарии, гигиены. Пользоваться услугами врачей. Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию. Могу свободно выражать свои мысли. Обо мне заботятся и меня воспитываю родители. Беречь школьное и личное имущество, с уважением относиться к труду других людей, зеленым насаждениям. Не подвергать опасности свою жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье других учеников. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям). Я могу свободно перемещаться. Быть вежливым, с уважением относиться к старшим. Помогать младшим, уступать места в общественном транспорте людям с ограниченными возможностями. Соблюдать правила культурного человека. - Итак, давайте проверим. Эталон представлен на слайде, внимательно проверьте. - Поднимите руку, у кого не возникло ошибок и выполнено всё правильно - А теперь поднимите руку, у кого были ошибки. | Выполняют физкультминутку Проговаривают правила работы в группе Распределяют | Р: применять полученные знания при выполнении заданий. П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К: развивать опыт общения через совместную деятельность с одноклассниками. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - А теперь каждый будет работать самостоятельно. Посмотрим, как вы запомнили то, что мы сегодня говорили. - Каждому из вас я дам по листочку, на котором записаны тестовые задания, вам необходимо выбрать верный ответ. Каждый выполняет работу самостоятельно. - Что такое ООН? Как расшифровать буквы ООН? а) название фильма, б) Организация Объединенных Наций, в) неопознанный летающий объект. - Чем занимается ООН? A. Защита прав человека. Б. Проведение Олимпийских игр. B. Наказание уголовных преступников - В каком документе изложены права ребенка? A. В Конституции РФ; Б. В Конвенции о правах ребенка; B. В Декларации прав ребенка. - Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка? A. Лицо, до достижения 18 лет. Б. Лицо, до достижения 14 лет. B. Лицо, до достижения 16 лет. - Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ? A. Деньги. Б. Человек, его права и свободы. B. Государство. - А теперь поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте соседа по эталону, который видите на доске. А теперь поставьте соответствующую отметку. - Хорошо, молодцы. Я вижу, что вы запомнили то, о чем мы говорили. | Выполняют тестовую работу. | Р: применять полученные знания при выполнении заданий. К: принимать участие в диалоге; отвечать на вопросы других. Л: осознают необходимость самосовершенствования. |
8. Включение в систему знаний и повторение. | - Теперь немного отдохнём. - Сейчас поиграем в игру «Различаем права и обязанности детей». Вам пригодятся сигнальные карточки. Если вы думаете, что данное утверждение относится к праву, то поднимаете карточку зелёного цвета, если обязанность, то карточку красного цвета. Ребёнок должен иметь что-то на семью. (право) Соблюдать порядок и чистоту (обязанность) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь. (право) Заботиться о родителях. (обязанность) Выполнять домашние задания. (обязанность) В 7 лет ребёнок идёт в школу. (право) С уважением относиться к своим одноклассникам. (обязанность) Бережное отношение к природе. (обязанность) - Молодцы, ребята! | Внимательно слушают учителя и поднимают сигнальные карточки. | П: формулировать ответы на вопросы учителя. К: принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Ребята, молодцы, вы сегодня активно занимались на уроке. - Давайте вспомним тему и цель нашего урока? Добились ли мы цели? - Давайте вспомним девиз нашего урока. Помог ли нам девиз в течении урока? - Теперь я вам предлагаю оценить свою деятельность на уроке. Продолжите фразу. На уроке мне было интересно… Было трудно… У меня получилось… Я смог… Мне нужно закрепить знания в выполнении… - Запишите домашнее задание с.16-19 внимательно прочитать и ответить на вопросы. - Спасибо за урок! До свидания! | Отвечают Проговаривают девиз Оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание. | Р: уметь оценивать свою работу на уроке. |