Разработка занятия "Что такое кластер. Кластер как способ фиксации и интерпретации информации"
Разработка занятия "Что такое кластер. Кластер как способ фиксации и интерпретации информации"
Цель: введение понятия «кластер» и его осмысление учащимися.
Планируемые результаты:
Личностные
- формирование мотивационной основы учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении новых знаний и способов действий;
- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Метапредметные
- осознанное чтение текстов с целью выделения ключевых слов;
- преобразование информации из сплошного текста в кластер;
- умение находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
- установление причинно-следственных связей;
- умение определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из трёх-четырёх шагов (на основе предложенного набора действий).
Формы организации учебной деятельности: сочетание групповой и фронтальной деятельности.
В ходе занятия применяются элементы технологии «критического мышления».
компьютер, мультимедийный проектор, колонки, презентация, карточки для групповой работы.
Ход занятия:
1 стадия занятия – вызов
Актуализация знаний по теме «Текст»
- Прочитайте текст (см. Текст № 1). Удобно ли с ним работать? Почему?
- Выполните задания к тексту (групповая работа).
2 стадия – изучение и осмысление новой информации.
- Прочитайте ключевую фразу и подчеркните самое важное слово в ней.
(Тут я заметилмаленькое растение. Это была росянка. Вроде бы ничего необычного – травка как травка) – слова записываются учащимися на smart-доске.
- Какое из этих слов самое главное, ключевое?
(Росянка – это слово поднимается на доске вверх, потому что это ВЕРШИНА схемы – КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ТЕКСТА)
Что такое росянка?
(Травка, растение – слова располагаются ниже, НА ВТОРОМ УРОВНЕ, потому что это слова, ПОЯСНЯЮЩИЕКЛЮЧЕВОЕСЛОВО-росянка)
- Какие ещё уточняющие слова есть в данном тексте?
(Дети вычитывают информацию из текста, выбирая слова, логически связанные с ключевым словом и поясняющие его. Составляются следующие уровни)
- Что у нас получилось? (Схема, план, порядок частей текста и т.д.)
- Такую схему называют КЛАСТЕР.
- Какой образ увидит художник в полученной схеме? (Солнышко с лучами, виноград, ёлочка, пучок, дерево и т.д.)
- Какие шаги мы выполнили, чтобы получить кластер? (Обсуждается и записывается на доске и в тетради АЛГОРИТМ составления кластера)
Алгоритм, который должен получиться:
1. Прочитать текст.
2. Определить ключевое слово, которое отражает тему текста.
3. Найти поясняющие слова, связанные логически с ключевым словом.
4. Собрать выделенные слова в кластер.
Работа в группах
- Составьте кластер по тексту, воспользовавшись составленным алгоритмом (см. Текст № 2).
(Дети работают в группах: составляют кластер, пользуясь алгоритмом.
Затем презентуют кластеры классу)
3-я стадия занятия - рефлексия, размышление.
- По каким критериям можно оценить составленные нами кластеры?
(- Найдено ключевое слово – вершина кластера;
- Найдены уточняющие, поясняющие слова;
- Установлены логические связи между уровнями)
Подведение итогов занятия.
Тексты к занятию
ТЕКСТ № 1 и задание к нему
1. Прочитайте текст.
2. Разбейте текст на смысловые части.
3. Найдите в каждой части ключевую фразу. Составьте последовательность ключевых фраз.
4. Расскажите по ключевым фразам, что вы узнали о росянке.
* * *
Тут я заметил маленькое растение. Это была росянка. Вроде бы ничего необычного – травка как травка. Небольшие, размером с монетку, листья росянки покрыты волосками. Они блестят, как мокрые, и на конце каждой волосинки есть капелька, очень похожая на каплю росы. Поэтому это растение назвали росянкой. Самое интересное начинается, когда на листок садится какое-нибудь насекомое, привлеченное блестящими капельками. Оно сразу же прилипает, и редко когда бедняге удается вырваться. Через некоторое время листок начинает шевелиться и как бы складываться. К насекомому тянутся другие волоски и облепляют жертву клейкой жидкостью – «росой». Листок сжимается, и насекомое оказывается внутри. Через какое-то время насекомое будет съедено и росянка снова раскроет свои листья – ловушки.
ТЕКСТ 2
Водоём – место скопления или хранения воды. Водоёмы бывают естественные, или природные, и искусственные, созданные человеком. Естественные водоёмы – это моря, озёра, болотца, лужи. Они бывают солёные и пресноводные.
Что такое море? Это природный солёный водоём, часть Мирового океана. А озеро? Это природный, чаще всего пресный, водоём.
Искусственные водоёмы – это пруды, бассейны, аквариумы. Основная масса воды искусственных водоёмов сосредоточена в водохранилищах – искусственных водоёмах объёмом более 1 млн.м³ воды. Они создаются в целях накопления и последующего использования воды и для борьбы с наводнениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия "Что такое кластер. Кластер как способ фиксации и интерпретации информации" »
Учебное занятие
Тема: «Что такое кластер. Кластер как способ фиксации и интерпретации информации».
Цель: введение понятия «кластер» и его осмысление учащимися.
Планируемые результаты:
Личностные
- формирование мотивационной основы учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении новых знаний и способов действий;
- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Метапредметные
- осознанное чтение текстов с целью выделения ключевых слов;
- преобразование информации из сплошного текста в кластер;
- умение находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
- установление причинно-следственных связей;
- умение определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из трёх-четырёх шагов (на основе предложенного набора действий).
Формы организации учебной деятельности: сочетание групповой и фронтальной деятельности.
В ходе занятия применяются элементы технологии «критического мышления».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, презентация, карточки для групповой работы.
Ход занятия:
1 стадия занятия – вызов
Актуализация знаний по теме «Текст»
- Прочитайте текст (см. Текст № 1). Удобно ли с ним работать? Почему?
- Выполните задания к тексту (групповая работа).
2 стадия – изучение и осмысление новой информации.
- Прочитайте ключевую фразу и подчеркните самое важное слово в ней.
(Тут я заметилмаленькое растение. Это была росянка. Вроде бы ничего необычного – травка как травка) – слова записываются учащимися на smart-доске.
- Какое из этих слов самое главное, ключевое?
(Росянка – это слово поднимается на доске вверх, потому что это ВЕРШИНА схемы – КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ТЕКСТА)
Что такое росянка?
(Травка, растение – слова располагаются ниже, НА ВТОРОМ УРОВНЕ, потому что это слова, ПОЯСНЯЮЩИЕКЛЮЧЕВОЕСЛОВО-росянка)
- Какие ещё уточняющие слова есть в данном тексте?
(Дети вычитывают информацию из текста, выбирая слова, логически связанные с ключевым словом и поясняющие его. Составляются следующие уровни)
- Что у нас получилось? (Схема, план, порядок частей текста и т.д.)
- Такую схему называют КЛАСТЕР.
- Какой образ увидит художник в полученной схеме? (Солнышко с лучами, виноград, ёлочка, пучок, дерево и т.д.)
- Какие шаги мы выполнили, чтобы получить кластер? (Обсуждается и записывается на доске и в тетради АЛГОРИТМ составления кластера)
Алгоритм, который должен получиться:
1. Прочитать текст.
2. Определить ключевое слово, которое отражает тему текста.
3. Найти поясняющие слова, связанные логически с ключевым словом.
4. Собрать выделенные слова в кластер.
Работа в группах
- Составьте кластер по тексту, воспользовавшись составленным алгоритмом (см. Текст № 2).
(Дети работают в группах: составляют кластер, пользуясь алгоритмом.
Затем презентуют кластеры классу)
3-я стадия занятия - рефлексия, размышление.
- По каким критериям можно оценить составленные нами кластеры?
(- Найдено ключевое слово – вершина кластера;
- Найдены уточняющие, поясняющие слова;
- Установлены логические связи между уровнями)
Подведение итогов занятия.
Тексты к занятию
ТЕКСТ № 1 и задание к нему
1. Прочитайте текст.
2. Разбейте текст на смысловые части.
3. Найдите в каждой части ключевую фразу. Составьте последовательность ключевых фраз.
4. Расскажите по ключевым фразам, что вы узнали о росянке.
* * *
Тут я заметил маленькое растение. Это была росянка. Вроде бы ничего необычного – травка как травка. Небольшие, размером с монетку, листья росянки покрыты волосками. Они блестят, как мокрые, и на конце каждой волосинки есть капелька, очень похожая на каплю росы. Поэтому это растение назвали росянкой. Самое интересное начинается, когда на листок садится какое-нибудь насекомое, привлеченное блестящими капельками. Оно сразу же прилипает, и редко когда бедняге удается вырваться. Через некоторое время листок начинает шевелиться и как бы складываться. К насекомому тянутся другие волоски и облепляют жертву клейкой жидкостью – «росой». Листок сжимается, и насекомое оказывается внутри. Через какое-то время насекомое будет съедено и росянка снова раскроет свои листья – ловушки.
ТЕКСТ 2
Водоём – место скопления или хранения воды. Водоёмы бывают естественные, или природные, и искусственные, созданные человеком. Естественные водоёмы – это моря, озёра, болотца, лужи. Они бывают солёные и пресноводные.
Что такое море? Это природный солёный водоём, часть Мирового океана. А озеро? Это природный, чаще всего пресный, водоём.
Искусственные водоёмы – это пруды, бассейны, аквариумы. Основная масса воды искусственных водоёмов сосредоточена в водохранилищах – искусственных водоёмах объёмом более 1 млн.м³ воды. Они создаются в целях накопления и последующего использования воды и для борьбы с наводнениями.