kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка занятия "Что такое кластер. Кластер как способ фиксации и интерпретации информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: введение понятия «кластер» и его осмысление учащимися.

Планируемые результаты:

  •  Личностные

- формирование мотивационной основы учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении новых знаний и способов действий;

- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

  • Метапредметные

- осознанное чтение текстов с целью выделения ключевых слов;

- преобразование информации из сплошного текста в кластер;

- умение находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

- установление причинно-следственных связей;

- умение определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из трёх-четырёх шагов (на основе предложенного набора действий).

Формы организации учебной деятельности: сочетание групповой и фронтальной деятельности.

В ходе занятия применяются элементы технологии «критического мышления».

  • компьютер, мультимедийный проектор, колонки, презентация, карточки для групповой работы.

Ход занятия:

1 стадия занятия – вызов

Актуализация знаний по теме «Текст»

- Прочитайте текст (см. Текст № 1). Удобно ли с ним работать? Почему?

- Выполните задания к тексту (групповая работа).

2 стадия – изучение и осмысление новой информации.

- Прочитайте ключевую фразу и подчеркните самое важное слово в ней.

(Тут я заметил маленькое растение. Это была росянка. Вроде бы ничего необычного – травка как травка) – слова записываются учащимися на smart-доске.

- Какое из этих слов самое главное, ключевое?

(Росянка – это слово поднимается на доске вверх, потому что это ВЕРШИНА схемы – КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ТЕКСТА)

Что такое росянка?

(Травка, растение – слова располагаются ниже, НА ВТОРОМ УРОВНЕ, потому что это слова, ПОЯСНЯЮЩИЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО-росянка)

- Какие ещё уточняющие слова есть в данном тексте?

(Дети вычитывают информацию из текста, выбирая слова, логически связанные с ключевым словом и поясняющие его. Составляются следующие уровни)

- Что у нас получилось? (Схема, план, порядок частей текста и т.д.)

- Такую схему называют КЛАСТЕР.

- Какой образ увидит художник в полученной схеме? (Солнышко с лучами, виноград, ёлочка, пучок, дерево и т.д.)

- Какие шаги мы выполнили, чтобы получить кластер? (Обсуждается и записывается на доске и в тетради АЛГОРИТМ составления кластера)

 Алгоритм, который должен получиться:

1. Прочитать текст.

2. Определить  ключевое слово, которое отражает тему текста.

3. Найти поясняющие слова, связанные логически с ключевым словом.

4. Собрать выделенные слова в кластер.

Работа в группах

- Составьте кластер по тексту, воспользовавшись составленным алгоритмом (см. Текст № 2).

(Дети работают в группах: составляют кластер, пользуясь алгоритмом.

Затем презентуют кластеры классу)

3-я стадия занятия - рефлексия, размышление.

- По каким критериям можно оценить составленные нами кластеры?

(- Найдено ключевое слово – вершина кластера;

- Найдены уточняющие, поясняющие слова;

- Установлены логические связи между уровнями)

Подведение итогов занятия.

Тексты к занятию

ТЕКСТ № 1 и задание к нему

1. Прочитайте текст.

2. Разбейте текст на смысловые части.

3. Найдите в каждой части ключевую фразу. Составьте последовательность ключевых фраз.

4. Расскажите по ключевым фразам, что вы узнали о росянке.

*   *   *

Тут я заметил маленькое растение. Это была росянка. Вроде бы ничего необычного – травка как травка. Небольшие, размером с монетку, листья росянки покрыты волосками. Они блестят, как мокрые, и на конце каждой волосинки есть капелька, очень похожая на каплю росы. Поэтому это растение назвали росянкой. Самое интересное начинается, когда на листок садится какое-нибудь насекомое, привлеченное блестящими капельками. Оно сразу же прилипает, и редко когда бедняге удается вырваться. Через некоторое время листок начинает шевелиться и как бы складываться. К насекомому тянутся другие волоски и облепляют жертву клейкой жидкостью – «росой». Листок сжимается, и насекомое оказывается внутри. Через какое-то время насекомое будет съедено и  росянка снова раскроет свои листья – ловушки.

ТЕКСТ 2

Водоём – место скопления или хранения воды. Водоёмы бывают естественные, или природные, и искусственные, созданные человеком. Естественные водоёмы – это моря, озёра, болотца, лужи. Они бывают солёные и пресноводные.

Что такое море? Это природный солёный водоём, часть Мирового океана. А озеро? Это природный, чаще всего пресный, водоём.

Искусственные водоёмы – это пруды, бассейны, аквариумы. Основная масса воды искусственных водоёмов сосредоточена в водохранилищах – искусственных водоёмах объёмом более 1 млн.м³ воды. Они создаются в целях накопления и последующего использования воды и для борьбы с наводнениями. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия "Что такое кластер. Кластер как способ фиксации и интерпретации информации" »


Учебное занятие

Тема: «Что такое кластер. Кластер как способ фиксации и интерпретации информации».

Цель: введение понятия «кластер» и его осмысление учащимися.

Планируемые результаты:

  • Личностные

- формирование мотивационной основы учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении новых знаний и способов действий;

- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

  • Метапредметные

- осознанное чтение текстов с целью выделения ключевых слов;

- преобразование информации из сплошного текста в кластер;

- умение находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

- установление причинно-следственных связей;

- умение определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из трёх-четырёх шагов (на основе предложенного набора действий).

Формы организации учебной деятельности: сочетание групповой и фронтальной деятельности.

В ходе занятия применяются элементы технологии «критического мышления».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, презентация, карточки для групповой работы.

Ход занятия:

1 стадия занятия – вызов

Актуализация знаний по теме «Текст»

- Прочитайте текст (см. Текст № 1). Удобно ли с ним работать? Почему?

- Выполните задания к тексту (групповая работа).

2 стадия – изучение и осмысление новой информации.

- Прочитайте ключевую фразу и подчеркните самое важное слово в ней.

(Тут я заметил маленькое растение. Это была росянка. Вроде бы ничего необычного – травка как травка) – слова записываются учащимися на smart-доске.

- Какое из этих слов самое главное, ключевое?

(Росянка – это слово поднимается на доске вверх, потому что это ВЕРШИНА схемы – КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ТЕКСТА)

Что такое росянка?

(Травка, растение – слова располагаются ниже, НА ВТОРОМ УРОВНЕ, потому что это слова, ПОЯСНЯЮЩИЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО-росянка)

- Какие ещё уточняющие слова есть в данном тексте?

(Дети вычитывают информацию из текста, выбирая слова, логически связанные с ключевым словом и поясняющие его. Составляются следующие уровни)

- Что у нас получилось? (Схема, план, порядок частей текста и т.д.)

- Такую схему называют КЛАСТЕР.

- Какой образ увидит художник в полученной схеме? (Солнышко с лучами, виноград, ёлочка, пучок, дерево и т.д.)

- Какие шаги мы выполнили, чтобы получить кластер? (Обсуждается и записывается на доске и в тетради АЛГОРИТМ составления кластера)

Алгоритм, который должен получиться:

1. Прочитать текст.

2. Определить ключевое слово, которое отражает тему текста.

3. Найти поясняющие слова, связанные логически с ключевым словом.

4. Собрать выделенные слова в кластер.

Работа в группах

- Составьте кластер по тексту, воспользовавшись составленным алгоритмом (см. Текст № 2).

(Дети работают в группах: составляют кластер, пользуясь алгоритмом.

Затем презентуют кластеры классу)

3-я стадия занятия - рефлексия, размышление.

- По каким критериям можно оценить составленные нами кластеры?

(- Найдено ключевое слово – вершина кластера;

- Найдены уточняющие, поясняющие слова;

- Установлены логические связи между уровнями)

Подведение итогов занятия.

Тексты к занятию

ТЕКСТ № 1 и задание к нему

1. Прочитайте текст.

2. Разбейте текст на смысловые части.

3. Найдите в каждой части ключевую фразу. Составьте последовательность ключевых фраз.

4. Расскажите по ключевым фразам, что вы узнали о росянке.

* * *

Тут я заметил маленькое растение. Это была росянка. Вроде бы ничего необычного – травка как травка. Небольшие, размером с монетку, листья росянки покрыты волосками. Они блестят, как мокрые, и на конце каждой волосинки есть капелька, очень похожая на каплю росы. Поэтому это растение назвали росянкой. Самое интересное начинается, когда на листок садится какое-нибудь насекомое, привлеченное блестящими капельками. Оно сразу же прилипает, и редко когда бедняге удается вырваться. Через некоторое время листок начинает шевелиться и как бы складываться. К насекомому тянутся другие волоски и облепляют жертву клейкой жидкостью – «росой». Листок сжимается, и насекомое оказывается внутри. Через какое-то время насекомое будет съедено и росянка снова раскроет свои листья – ловушки.

ТЕКСТ 2

Водоём – место скопления или хранения воды. Водоёмы бывают естественные, или природные, и искусственные, созданные человеком. Естественные водоёмы – это моря, озёра, болотца, лужи. Они бывают солёные и пресноводные.

Что такое море? Это природный солёный водоём, часть Мирового океана. А озеро? Это природный, чаще всего пресный, водоём.

Искусственные водоёмы – это пруды, бассейны, аквариумы. Основная масса воды искусственных водоёмов сосредоточена в водохранилищах – искусственных водоёмах объёмом более 1 млн.м³ воды. Они создаются в целях накопления и последующего использования воды и для борьбы с наводнениями. 

20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зыкова Наталья Владимировна, Гудкова Снежана Николаевна, Мухамадьярова Гульшат Рифгатьевна

Дата: 04.05.2015

Номер свидетельства: 208084


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства