Технологическая карта урока
Учитель: Шулья Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №20» им. И.И. Наймушина, г. Братск
Предмет: русский язык УМК: «Перспективная начальная школа». Класс: 3 Б
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема урока: Окончания прилагательных мужско и среднего рода в И.п. и В.п.
Цели урока: создать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; склонять имена прилагательные, выделять падежные окончания имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Способствовать развитию речи, памяти, мелкой моторики. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомятся со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных; с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падеже; научатся правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; склонять словосочетания, выделять падежные окончания имен прилагательных; объяснять написание изученных орфограмм.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное
Образовательные технологии, используемые на уроке: групповая.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, дифференцированная работа. Оборудование: мультимедиапроектор, презентация к уроку, учебники русского языка (М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова), рабочие тетради, карточки для групповой, индивидуальной работы, карточки для картинного диктанта, карточки для проведения рефлексии.
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся | Планируемые результаты |
1. | Мотивация к учебной деятельности Цели: 1) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; 2) создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. | Проговаривают правила, которые помогут им добиться успеха на уроке (слушать товарищей, не перебивать, активно работать) | | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
2. | Актуализация знаний. Цель: тренировать способность к преобразованию единиц массы, их сравнению, сложению и вычитанию | Организация тренинга Проводит минутку чистописания Словарная работа по индивидуальным карточкам | Выполняют чистописание Обучающиеся выполняют задания. Самопроверка. | Работа по индивидуальным картам чистописания Записывают слова в тетрадь по карточкам. Проверяют правильность написания. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). |
3. | Выявление места и причины затруднения Цели: 1) выявить место (шаг, операция) затруднения; 2) зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Организует проверку знаний: что такое имя прилагательное, как изменяется. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения Учитель задает проблемный вопрос: как изменяются имена прилагательные? А что может измениться у одного имени прилагательного? Тема урока? Что нам нужно? | Дети выполняют задание на слайде, работая в группах, выявляют место затруднения, проговаривают причину затруднения под руководством учителя Дети формулируют тему и цели | На слайде слова: умный, доброе, здоровое, хороший, солнечный, тёплое, утреннее, уютный. Задание: определить, что общего у этих слов. Дети делают вывод: имена прилагательные, в ед.числе, м. и с. рода. По родам, по числам, по падежам. Окончания Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода. Цель – научиться писать окончания у имен прилагательных | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
4. | Открытие нового знания Цель: Формировать умение находить новые знания самостоятельно | Организует выполнение учащимися работу в парах на новое знание. Организует работу экспертной группы. Организует проверку сделанного вывода. Организует физминутку | Выполняют задание в группах Экспертная группа опытным выясняет, почему в одном столбике слова с окончанием ой, а в другом ый, ий. Проверяют по учебнику правильность вывода | На слайде и на карточках слова : голубой, красивый, зелёный, синий, золотой, красный, умный, простой, трудный, речной, большой зверобой. -какое слово лишнее? Почему? Разделите слова на две группы. Делают вывод о том, что под ударением ОЙ, без ударения ЫЙ, ИЙ Уч. стр. 108 -Если назову прилагательное мужского рода- хлопаем, если среднего- топаем. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
5. | Первичная проверка понимания и первичное закрепление Цели: 1) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание 2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 4) организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Учитель организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует подведение итогов. | Выполняют задание в тетрадях по учебнику Выполняют самопроверку по эталону (слайд). Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Дети вспоминают цели урока, проговаривают, что узнали. | Уч.стр.109 упр.121 | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
6. | Включение в систему знаний и повторение Цель: 1) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на повторение. 2) учить полученные знания использовать в жизни. | Организует работу в группах | Получают карточки с заданиями | Карточки с заданием просклонять имена прилагательные и заполнить таблицы, вписав нужные окончания. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). |
7. | Информация о домашнем задании инструктаж по его выполнению | Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания | Обучающиеся слушают, записывают | уч.стр.109 упр.122, правило стр.108 | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: 1) зафиксировать достижение поставленных целей; 2) оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку на карточках | | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия |
Топор, огурец, иней, ракета, газета, автобус, тарелка, праздник, лопата, Кремль. | Троллейбус, орех, пшеница, пирожное, болото, девочка, трактор, космонавт, комбайн, земляника. | Трамвай, малина, хоккей, лестница, месяц, берёза, медведь, аллея, багаж, компьютер. |
Молоток, помидор, машина, футбол, шоссе, вокзал, собака, винегрет, сирень, космос. | Арбуз, корова, воробей, одежда, берёза, девочка, сирень, заяц, язык, ворона. | Лисица, капуста, молоко, ученик, собака, газета, деревня, берёза, сорока, малина. |
Ворона, язык, заяц, посуда, тетрадь, девочка, молоко, деревня, ученик, ягода. | Сорока, учитель, ягода, капуста, ученик, корова, собака, арбуз, одежда, тетрадь. | |
Топор, огурец, иней, ракета, газета, автобус, тарелка, праздник, лопата, Кремль. | Троллейбус, орех, пшеница, пирожное, болото, девочка, трактор, космонавт, комбайн, земляника. | Трамвай, малина, хоккей, лестница, месяц, берёза, медведь, аллея, багаж, компьютер. |
Молоток, помидор, машина, футбол, шоссе, вокзал, собака, винегрет, сирень, космос. | Арбуз, корова, воробей, одежда, берёза, девочка, сирень, заяц, язык, ворона. | Лисица, капуста, молоко, ученик, собака, газета, деревня, берёза, сорока, малина. |
Ворона, язык, заяц, посуда, тетрадь, девочка, молоко, деревня, ученик, ягода. | Сорока, учитель, ягода, капуста, ученик, корова, собака, арбуз, одежда, тетрадь. | |
Топор, огурец, иней, ракета, газета, автобус, тарелка, праздник, лопата, Кремль. | Троллейбус, орех, пшеница, пирожное, болото, девочка, трактор, космонавт, комбайн, земляника. | Трамвай, малина, хоккей, лестница, месяц, берёза, медведь, аллея, багаж, компьютер. |
Молоток, помидор, машина, футбол, шоссе, вокзал, собака, винегрет, сирень, космос. | Арбуз, корова, воробей, одежда, берёза, девочка, сирень, заяц, язык, ворона. | Лисица, капуста, молоко, ученик, собака, газета, деревня, берёза, сорока, малина. |
Ворона, язык, заяц, посуда, тетрадь, девочка, молоко, деревня, ученик, ягода. | Сорока, учитель, ягода, капуста, ученик, корова, собака, арбуз, одежда, тетрадь. | |
Падежи | Вопросы | Мужской род | Вопросы | Средний род |
Именительный | какой? | верный друг | какое? | ласковое слово |
Родительный ( нет ) | какого? | | какого? | |
Дательный ( рад ) | какому? | | какому? | |
Винительный ( вижу ) | какого? | | какое? | |
Творительный ( доволен ) | каким? | | каким? | |
Предложный ( думаю ) | о каком? | | о каком? | |
Падежи | Вопросы | Мужской род | Вопросы | Средний род |
Именительный | какой? | верный друг | какое? | ласковое слово |
Родительный ( нет ) | какого? | | какого? | |
Дательный ( рад ) | какому? | | какому? | |
Винительный ( вижу ) | какого? | | какое? | |
Творительный ( доволен ) | каким? | | каким? | |
Предложный ( думаю ) | о каком? | | о каком? | |
Падежи | Вопросы | Мужской род | Вопросы | Средний род |
Именительный | какой? | верный друг | какое? | ласковое слово |
Родительный ( нет ) | какого? | | какого? | |
Дательный ( рад ) | какому? | | какому? | |
Винительный ( вижу ) | какого? | | какое? | |
Творительный ( доволен ) | каким? | | каким? | |
Предложный ( думаю ) | о каком? | | о каком? | |
Падежи | Вопросы | Мужской род | Вопросы | Средний род |
Именительный | какой? | верный друг | какое? | ласковое слово |
Родительный ( нет ) | какого? | | какого? | |
Дательный ( рад ) | какому? | | какому? | |
Винительный ( вижу ) | какого? | | какое? | |
Творительный ( доволен ) | каким? | | каким? | |
Предложный ( думаю ) | о каком? | | о каком? | |
Падежи | Вопросы | Мужской род | Вопросы | Средний род |
Именительный | какой? | верный друг | какое? | ласковое слово |
Родительный ( нет ) | какого? | | какого? | |
Дательный ( рад ) | какому? | | какому? | |
Винительный ( вижу ) | какого? | | какое? | |
Творительный ( доволен ) | каким? | | каким? | |
Предложный ( думаю ) | о каком? | | о каком? | |
Падежи | Вопросы | Мужской род | Вопросы | Средний род |
Именительный | какой? | верный друг | какое? | ласковое слово |
Родительный ( нет ) | какого? | | какого? | |
Дательный ( рад ) | какому? | | какому? | |
Винительный ( вижу ) | какого? | | какое? | |
Творительный ( доволен ) | каким? | | каким? | |
Предложный ( думаю ) | о каком? | | о каком? | |
Умный, доброе, здоровое, хороший, солнечный, тёплое, утреннее, уютный.
Умный, доброе, здоровое, хороший, солнечный, тёплое, утреннее, уютный.
Умный, доброе, здоровое, хороший, солнечный, тёплое, утреннее, уютный.
Умный, доброе, здоровое, хороший, солнечный, тёплое, утреннее, уютный.
Умный, доброе, здоровое, хороший, солнечный, тёплое, утреннее, уютный.
Голубой, красивый, зелёный, синий, золотой, красный, умный, простой, большой, трудный, речной.
Голубой, красивый, зелёный, синий, золотой, красный, умный, простой, большой, трудный, речной.
Голубой, красивый, зелёный, синий, золотой, красный, умный, простой, интересный, трудный, речной.
Голубой, красивый, зелёный, синий, золотой, красный, умный, простой, большой, трудный, речной.
Голубой, красивый, зелёный, синий, золотой, красный, умный, простой, большой, трудный, речной, большой.
Голубой, красивый, зелёный, синий, золотой, красный, умный, простой, большой, трудный, речной, большой.
Голубой, красивый, зелёный, синий, золотой, красный, умный, простой, большой, трудный, речной, большой.
Голубой, красивый, зелёный, синий, золотой, красный, умный, простой, большой, трудный, речной, большой.
Голубой, красивый, зелёный, синий, золотой, красный, умный, простой, большой, трудный, речной, большой.
Голубой, красивый, зелёный, синий, золотой, красный, умный, простой, большой, трудный, речной, большой.
Задание для экспертов
Почему в одном столбике слова с окончанием
-ОЙ, а в другом -ЫЙ, -ИЙ.
голубой красивый
золотой зелёный
простой синий
речной красный
большой трудный
Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ | Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ | Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ | Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ |
Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ | Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ | Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ | Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ |
| | | |
Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ | Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ | Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ | Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ |
Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ | Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ | Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ | Контрольный листок по теме “Окончания имён прилагательных” ФИ_____________________________ 1. Словарная работа. Баллы ______ 2. Устная работа. Баллы ______ 3. Работа в группе. Баллы ______ 4. Работа в парах. Баллы ______ 5. Самостоятельная работа Баллы ____ Общее число баллов ____ Твоя оценка за урок ________ |