Урок русского языка во 2 классе
"Части речи. Обобщение"
Цель: формирование умения определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета и ставить к ним вопросы.
Задачи:
Образовательные:
научить определять части речи и задавать к ним вопросы, закрепить знание словарных слов.
Развивающие:
обогащать словарь учащихся, развивать связную речь и орфографическую зоркость, формировать коммуникативную компетентность
Воспитывающие:
развивать умение работать в команде и проявлять внимание и уважение к товарищам,
прививать привычку к аккуратному оформлению работы
Оборудование: учебник русского языка для 2 класса, карточки для индивидуальной работы, ребусы, набор для составления кластеров, презентация, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент
Дети декламируют речевку:
На уроке мы сидим, не шумим и не шалим.
Руку тихо поднимаем, если спросят – отвечаем.
Учитель проверяет готовность принадлежностей к уроку/
Хоровое проговаривание с выполнением действий:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою – ручку правильно держу.
Запись числа (комментирует один из учеников)
II. Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие по островам. А что это за острова, вы узнаете, если разгадаете ребус.
III. Минутка чистописания
Учитель просит определить задание для минутки чистописания.
- Какие первые буквы в этих словах? (Ч и Р)
ч р ч р ч р ч р_____________________
части речи______________________________
IV. Работа над темой урока.
1. - Первый остров который мы посетим - остров предметов.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- Это имя существительное.
- Разделите слова на две группы:
Учитель, стол, медведь, дерево, кот, лист, книга, жук.
- По какому принципу разделены слова?
Что мы знаем об имени существительном?
2. - Следующий остров - остров признаков.
Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Это имя прилагательное.
- Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
- Что мы знаем об имени прилагательном?
3. Следующий остров - остров действий.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Это - глагол.
Восстановите стихотворение:
Летит в полях растет
Люди ракета
Цветут строят зданья
И хлеб сады
- Что мы знаем о глаголе?
V. Закрепление. Составление кластеров.
- Какие части речи мы сегодня повторили? Сейчас класс разделится на 3 группы. Для каждой группы будет задание - составить кластер по одной из частей речи. После этого каждая группа должна будет защитить свою работу.
VI. Защита кластеров.
VII. Экспресс тест.
1. Имя существительное обозначает предмет. (+)
2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+)
3. Имя прилагательное обозначает действие предмета. (-)
4. Имена прилагательные изменяются по числам и родам. (+)
5. Глагол отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (-)
6. "Дерево", "девочка", "играет" - это имена прилагательные. (-)
7. "Красивый" - это прилагательное мужского рода, единственного числа. (+)
8. Глагол изменяется по числам. (+)
9." Стол", "пишет", "растет", "деревянный", "зеленый" - это все глаголы. (-)
10. Имена прилагательные отвечают на вопросы что делает? что будет делать? (-)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-О чем говорили на уроке?
- Какие острова посетили?
- Что вы знаете о частях речи?
- Раскрасьте цветок, выбрав цвет, который соответствует вашему настроению.
IX. Домашнее задание.
с. 194, упр. 522