Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по познанию мира по теме: "Семья - составная часть общества. Роль семьи"»
Урок: познание мира.
Класс: 4 «А».
Учитель: Левина Марина Ивановна.
Тема: Семья – составная часть общества. Роль семьи.
Цель: способствовать раскрытию понятия о взаимоотношениях между членами семьи.
Задачи: раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», развивать речь, мышление, воспитывать уважение к своим близким, к старшему поколению, знать, что семья несет ответственность перед обществом за воспитание детей.
Оборудование: фотографии семьи, Конституция РК, звукозапись песни «Родительский дом», презентации детей «Моя семья», видеоролик «Счастье – это просто…»
Ход урока.
1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Дети в кругу по очереди говорят следующие фразы: «Я желаю себе быть вдумчивым на уроке, а всем друзьям желаю хорошего урока!» (и т.д.).
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить с вами на уроке? Что такое семья? О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
2. Деление уч-ся на группы ( по цвету – красные, желтые, зеленые)
3. Решение учебной задачи
Учитель: Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой
Учитель: Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья?
Ответы детей.
Учитель: Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.
Словарь Ожегова С.И.: (1 группа) 1. Это группа живущих вместе близких родственников; 2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.: ( 2 группа) Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Информация из учебника ( стр. 77) – 3 группа.
Учитель: Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему? А теперь давайте прочитаем о семейных правах и обязанностях, которые сформулированы в статье 27 Конституции РК. ( стр. 78)
Учитель: А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
Учитель: До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве. Дома вы приготовили информацию о своей семье. Как бы вы назвали нашу выставку?
Дети: Моя семья, Мои родные, Мои родственники и т.д. Заслушиваются рассказы детей о своих семьях.
Учитель: В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?
Учитель. Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.
4.Игра « Кто кому кто?»
– Даша, ты кто для мамы? (дочь) – Максим, кто называет тебя сыном? (папа) – Кирилл, ты кто для бабушки? (внук) – Амина, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка) – Толик, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя) – Яна, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)
- Саша, ты кто для дедушки? ( внук)
- Асхат, ты кто для своей тети? ( племянник)
- Репсиме, у твоей тети есть дочь, для тебя она кто? ( двоюродная сестра)
- Рустам, у твоих родителей есть 2 дочери, кто они для тебя? ( сестры)
- Гульмарат, кто ты для своего дяди? ( племянница)
- Медет, у твоей мамы есть папа, кто он для тебя? ( дедушка)
- Никита, у твоей мамы есть сестра, для тебя она кто? ( тетя)
5.Физминутка «Две руки».
6.Учитель: Теперь послушайте одну легенду.
Ученик: В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
Учитель: Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.
Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)
Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
7.Игра «Собери пословицу».
сксчастьекск
скскснекскск
сксптицаскск
скскскскссамо
нескприлетитс
Счастлив тот, кто у себя дома. Так считал русский писатель Л.Н.Толстой.
Счастье – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка. Это дружба и любовь. Это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции. А еще – это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, могут царить лишь покой и любовь. Постройте дом своей мечты. Подумайте, что должно быть обязательно в вашем счастливом доме. На кирпичиках дома напишите слова, которые по-вашему мнению являются самыми важными ( здоровье, любовь, взаимопонимание и т.д.)
8.Презентация проектов.
9.Просмотр презентации «Счастье – это просто…»
10. Рефлексия. Учитель. В наших силах сделать свою жизнь счастливой. Любите свою семью, гордитесь своим родственниками, уважайте родителей, помогайте всем членам своей семьи. Классный коллектив – это тоже семья, а школа – дом. И в классе, и в школе нужны взаимопонимание, доброта, дружба, взаимопомощь. Так что же такое семья?
Чтение стихотворений уч-ся:
1.Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
2.В семейной жизни вам желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья,
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!
Сделайте вашим родным и близким приятные сюрпризы. А для этого представьте себе, что к вам приплыла сказочная золотая рыбка. Попросите что-нибудь доброе и приятное для своих близких: папы, мамы, бабушки, дедушки, братьев и сестер. Напишите то, о чем вы попросите золотую рыбку.
11.Оценивание. ( заслушиваются оценщики каждой группы) Д/з - чтение стр.77-79,составить родословную своей семьи.