Разработка урока по ОРКЭС в 4 классе на тему "Заповеди"
Разработка урока по ОРКЭС в 4 классе на тему "Заповеди"
Преподавание основ православной культуры в 4 классе не ставит цели дать школьнику "теорию духовности" или "теорию нравственности". Оно направлено на то. чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества-в глубь времен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОРКЭС в 4 классе на тему "Заповеди"»
План — конспект урока по ОРКСЭ (модуль-основы православной культуры) учителя начальных классов МБОУ СОШ с.Акуличи Напреевой Н.Н
Тема: «Заповеди»
Цель: обсудить с учащимися такие нормы христианской этики, как милосердие и сострадание.
Формируемые УУД: познавательные-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
коммуникативные-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
регулятивные-действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения;
личностные-устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока:
1Орг.момент.
2.Актуализация опорных знаний. Блиц-опрос.
-Кто является свидетелем любого недоброго поступка человека?
-Что помогает человеку различать добро и зло?
- Как вы понимаете слова «совесть», «бессовестный человек»? Что для человека является самым главным в жизни? Почему?
- Дома вы рисовали рисунок на тему: «Добро и зло глазами детей». Объясните свой выбор.
Индивидуальное задание на карточке. Закончите предложение.
Вести разговор со своей совестью-это….(проверять свои действия обращением к совести, быть готовым её слушать)
Грех приносит прежде всего вред….(самому грешнику)
После совершения зла срабатывает, как тревога….(совесть)
Добро вознаграждается….(душевной радостью)
3.Самоопределение к деятельности.
-У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога
-Вы догадываетесь, о чём пойдет речь на уроке ? (Высказывания детей)
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «заповеди»? (Ответы детей)
-Прочитайте тему урока, записанную на доске. (Заповеди.)
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
-Давайте сформируем задачи урока. Необходимо дополнить предложения.
*По данной теме я хотел бы узнать…
*Мне это нужно потому, что…
*Для этого я должен на уроке…
4.Открытие нового знания.
Словарная работа: Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»? Что это такое?( После ответов ребят учитель предлагает их вниманию определение из Библейского словаря В.Вихлянцева (листочки с текстом на столах перед учащимися). Запишите в словарь наиболее понравившееся вам определение.
Заповедь — Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)
Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)
Попросим детей дать определение слова заповедь. Затем даем определение:
Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.
*Слово учителя.
Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.
Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой.
Вот они:
- Почитай отца твоего и мать твою. Родители дали тебе жизнь. Неужели за этот величайший дар они не достойны хотя бы твоего уважения («почитания»)? Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием.
- Не убивай. Не ты дал жизнь, значит, не тебе ее отнимать! Заповедь говорит не только о бандитах. Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого человека с ненавистью. Ведь если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало.
- Не кради. Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его. И убийца и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны.
- Не прелюбодействуй. То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.
- Не лги. Кажется, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи. Одно ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Народная мудрость напоминает нам: «На лжи далеко не уедешь»; «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется». А Христос предостерегал: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано». Поскольку заповедь, запрещающую ложь, дает именно Бог, для христианина это становится напоминанием о том, что Бога не обманешь. Он видит любой обман.
- Не завидуй. Зависть мешает радости. Тебе подарили велосипед. Ты радуешься ему. И вдруг оказывается, что у твоего друга тоже новая машина - но дороже и моднее. Если ты разрешишь себе зависть – в ее черных лучах сразу поблекнет та радость, которая у тебя уже была. Зависть не знает границ. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя. Старуха из сказки Пушкина стала и боярыней, и царицей, но ей и этого было мало… Что было дальше – вы знаете.
5.Работа по учебнику.
Ученикам предложено поработать с учебником стр. 40-41. Класс делится на группы. Каждая должна прокомментировать одну из заповедей: объяснить, что означает данная заповедь и привести аргументы, подтверждающие её справедливость. В качестве аргументов можно использовать истории из Библии, художественные произведения или реальные истории из личного опыта учеников. Дети читают учебник, обсуждают и представляют свои ответы классу.
6.Первичное закрепление. После работы с текстом, учащимся предлагается заполнить таблицу.
Заполни таблицу
№
Содержание
Что означают?
Аргументы
5
Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле
Родители дали жизнь, заботились о ребёнке. За это – продлятся дни
6
Не убивай
7
Нельзя брать чужое без разрешения
8
Выполнение заповеди – залог сохранения семьи
9
Любой обман откроется. Бог видит обман
10
Не желай… ничего, что у ближнего твоего
Коллективная проверка таблицы.
Физминутка.
6.Работа по новой теме.
* Умственная гимнастика.
-Чем отличается Закон от Заповедей? (Законы создают люди, а Заповеди – Бог).
- Как называются люди, соблюдающие Законы и Заповеди? (Законопослушными).
- Есть ли связь между словами «Заповедь», «Заповедник», «Заповедный»? Сделайте вывод.
- Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?
- Зачем нужно преодолевать зависть? Что помогает в борьбе с ней?
-«Добросердечный человек». Какие синонимы вы можете подобрать?
* Викторина.
— За выполнение какой заповеди Бог обещает земную награду? ( Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.)
— Как ты думаешь, какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления?
— Какая заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам?
— Верность какой заповеди — залог сохранения семьи?
— Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»?
— Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?
-Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью?
— Почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?
— Как выдумаете, нужны ли современному человеку заповеди?
Вывод: для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?
*Работа с СД.
7.Подведение итогов урока.
-Какова была цель урока?
-На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?