III этап Постановка учебной задачи IV этап Решение учебной задачи(открытие детьми нового знания) V этап Первичное закрепление (Обучение способам самостоятельного применения знаний) VI этап Обобщение. Включение в систему знаний и повторение. VII Итог урока. Рефлексия деятельности. VIII Домашнее задание | Чтение диалога героев (с.28). - Лене кажется, что ящерицы холодные, а Мише - что они теплые. Прочитайте их диалог с папой, как он объяснил детям это явление. - Что вы узнали интересного о ящерицах? - Объясните, что это значит. - Если температура воздуха + 40, какая температура тела у ящерицы? - Если температура воздуха будет + 5? Выполнение задания 4 с.103 -Прочитайте задание 4 с. 103. Цирк переезжал в другой город, и питон ехал до вокзала в грузовой машине вместе с другими животными. Какой стала температура тела питона, когда приехали на вокзал, если на улице было +10? Выбери ответ: +5,+10, +36. -Какая температура тела питона? -Мы начали вести разговор о ящерицах и змеях. - Я прочитаю вам загадки, а вы, угадав их, узнаете, о какой новой группе животных мы будем говорить сегодня. В реках Африки живёт Злой зелёный пароход. Кто б навстречу не поплыл- Всех проглотит… ( крокодил) Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет ... (черепаха) -Так о какой же группе животных сегодня пойдёт речь? Определите тему урока. -Что бы вам хотелось узнать о пресмыкающихся? - Посмотрите на экран. Какие отряды пресмыкающихся мы будем изучать? -А где они живут? -Но, почему, же тогда их называют пресмыкающимися, а не земноводными? Чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных? Точно на этот вопрос мы пока не можем ответить. -Какую же цель мы сегодня поставим себе на урок? Узнать: Чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных? Почему жаркие страны очень подходят для пресмыкающихся ? -Разобраться в этом вам поможет учебник. (С.100-101) -На прошлом уроке вы начали заполнять таблицу, сегодня вы продолжите эту работу. Итак: -Почему эти животные получили такое название? - Почему они так двигаются? Где расположены их лапы? (Заполняем таблицу .Способ передвижения: ползают, пресмыкаются.) - А что вы узнали о кожных покровах ящериц, змей, крокодилов, черепах? -Какие проблемы возникли у этих животных с кожей? (Заполняем таблицу. Кожа сухая, покрыта чешуёй.) Как дышат пресмыкающиеся? -Как дышат водные черепахи? Крокодилы? Ведь они живут в воде. (Заполняем таблицу. Лёгкие.) -Что вы узнали о температуре тела пресмыкающихся? -Какая особенность есть в связи с этим у земноводных и рептилий? -Но в спячку впадают только некоторые виды рептилий. -Почему рептилии в основном не впадают в спячку? Где они чаще встречаются: в тропиках, где всё время тепло, или в странах , где есть зима? -А где живут земноводные? - Как повышение температуры окружающей среды влияет на обмен веществ и жизнедеятельность пресмыкающихся? (Заполняем таблицу. Холоднокровные. Среда обитания: жаркие, сухие страны) - Как размножаются пресмыкающиеся? -Заботятся ли родители о них? - А как размножаются земноводные? (Заполняем таблицу .Способ размножения: яйца. На суше.) - Смогли ли мы выделить все признаки, отличающие пресмыкающихся от земноводных?
- А знаете ли вы, от кого произошли пресмыкающиеся?
- Да, верно, а кто такие динозавры? Что вы о них знаете? Когда они жили?
-Какой климат был на нашей планете в то время? Как он повлиял на рептилий, на их размеры, численность? - Да, те времена назвали Эрой Динозавров? Или Мезозойской эрой. - Что осталось у сегодняшних рептилий от их предков?
- Давайте закрепим наши знания, поиграем в игру «Мы – рептилии». -Каждая группа получает для изучения отряд пресмыкающихся и составляет рассказ по плану: Я – (ящерица, крокодил, черепаха, змея) Я обитаю … Я питаюсь … Моя кожа покрыта … Я откладываю … Моя роль в экосистеме… Физминутка. - А теперь давайте поиграем и немного отдохнем, я буду называть пресмыкающихся и земноводных, а вы должны сесть на корточки, если я назову земноводное и встать, если назову пресмыкающееся. (питон , древесная лягушка, , кобра, серая жаба, варан, гребенчатый тритон, хамелеон, травяная лягушка, крокодил.) Выполнение задания №5с.103 в учебнике. - Прочитайте задание 5. что за змеи изображены на картинках? (уж, гадюка) - Что вы о них знаете? (уж - неядовитый, гадюка - ядовитая) - Выберите свой вариант ответа. - Ребята, как вы будете себя вести, столкнувшись со змеей в природе? - Главное правило в общении со змеями – не трогать их. Выполнение задания №3, в рабочей тетради.
Выполнение задания 3. - Кто на холоде больше пищи съедает за день, одинаковые по размеру мышь или ящерица? Помните, что ящерица - холоднокровное животное, а мышь - теплокровное. -Итак, какой вопрос мы задавали вначале урока? -Чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных? -Ответили мы на него? -В чём самые главные отличия? -Вот почему пресмыкающиеся чувствуют себя на суше - как дома. -Почему жаркие страны очень подходят для пресмыкающихся? -Почему пресмыкающиеся смогли освоить пустыни, а земноводные – нет? -Что нового ты узнал на уроке? -Какие произошли изменения в знаниях по предмету? -Что было особенно интересным? -Что удавалось легко на уроке? -Какие затруднения ты испытывал? -Как ты оцениваешь свою работу на уроке?
-Подготовить сообщения для рубрики « А знаете ли вы что…» | -Они холоднокровные. -Температура тела у них такая же, как вокруг. -Температура тела ящерицы будет +40. -Температура тела ящерицы будет +5. Дети читают. -Такая же, как и на улице, +10. - О пресмыкающихся. План: 1.Почему эти животные получили такое название? 2.Какие животные входят в эту группу? 3. Их образ жизни. -Ящерицы, змеи, крокодилы, Черепахи -На суше, в воде. 1группа читает текст в учебнике(1 абзац) . -Какая температура тела у пресмыкающихся.Какова их среда обитания? 2группа читает 2абзац. -Почему пресмыкающиеся получили такое название? 3группа читает 3 абзац. -Как дышат пресмыкающиеся? Какой у них кожный покров? 4 группа читает 4 абзац. -Как размножаются пресмыкающиеся? -Они извиваются всем телом – пресмыкаются. - Их лапы расположены по бокам тела, а не под брюхом. -Кожа покрыта чешуёй. Сухая. Защищает организм от испарения воды, но твёрдые щитки чешуи не растут. Поэтому пресмыкающиеся линяют, как и насекомые, т. е. меняют кожу по мере роста. -Только лёгкими. -Тоже лёгкими, но иногда выплывают и набирают воздух. -Она зависит от окружающей среды. -Эти животные холоднокровные. При похолодании они засыпают, пока тепло их не разбудит. -В тропиках, в жарких странах с сухим климатом. -Рядом с водоёмами. -Чем выше температура, тем быстрее происходят обменные процессы и жизненная активность повышается. -Откладывают яйца на суше. -Под оболочкой яйца есть всё, что нужно для развития зародыша. Молодые животные выходят из яйца уже самостоятельными. -Откладывают икру. -От динозавров
- Да, они жили много миллионов лет назад.
- Они процветали и достигали огромных размеров. -Зубы, большие размеры, живут в жарких странах, долголетие… -Мышь будет больше есть, т.к. тратит больше энергии на поддержание температуры тела. -Сухая кожа. Дышат лёгкими, откладывают яйца на суше. | |