Разработка урока по обучению грамоте "Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости”
Разработка урока по обучению грамоте "Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости”
Урок обучения грамоте по УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [т] [т’] и буквой, обозначающей эти звуки, учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости; упражнять учащихся в чтении слогов, слов и текста.
2. Развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения, речь, внимание, память, мышление.
3. Воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: учебник “Азбука” (авторы Агаркова Н Г , Агарков Ю А), схематические обозначения звуков, звуковые модели слов, двухуровневые модели слов, картинки с изображениями клоунов.
е
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обучению грамоте "Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости” »
МБОУ СОШ № 10
Урок обучения грамоте:
Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости”.
Выполнила:
Кудакова Т.М.
Арзамас, 2012 г.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [т] [т’] и буквой, обозначающей эти звуки, учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости; упражнять учащихся в чтении слогов, слов и текста.
2. Развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения, речь, внимание, память, мышление.
3. Воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: учебник “Азбука” (авторы Агаркова Н Г , Агарков Ю А), схематические обозначения звуков, звуковые модели слов, двухуровневые модели слов, картинки с изображениями клоунов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Звуковой анализ слов
У: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте, какое слово загадано:
1. Большое, обычно тёмное густое облако, несущее дождь, сне.г (Туча)
2. Передвижная лестница для выхода из самолёта и посадки. (Трап)
3. Бронированная самоходная машина на гусеничном ходу с мощным вооружением. (Танк)
4. След от прикосновения кончика карандаша, ручки; маленькое круглое пятнышко. (Точка)
5. Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. (Тайна)
У: Повторите все слова, которые отгадали. (Один из учеников озвучивает)
У: Что заметили?
Д: Все слова начинаются со звука [т]
У: Приложите пальчики к гортани и произнесите все вместе этот звук
Д: [т]-[т]- [т]-[т]
У: Охарактеризуйте этот звук.
Д: Этот звук согласный глухой твёрдый.
У: Согласный глухой твёрдый звук будем обозначать с помощью схемы –
У: Ребята, с этого звука начинается имя одного из клоунов.
(На доске находятся две картинки с изображениями клоунов, под которыми расположены звуковые схемы слов)
Д: Его зовут Том.
У: Произнесите имя этого клоуна, выделяя голосом каждый звук.
Д:[т][о][м]
У: А как зовут второго клоуна?
Д: Его зовут Тим. Первый звук обозначен квадратом и апострофом, значит этот звук мягкий.
У: Проверим? Произнесите имя этого клоуна, выделяя голосом каждый звук.
Д: [т’] [и] [м]
У: Приложите пальчики к гортани, произнесите все вместе первый звук.
Д: [т’] [т’] [т’] [т’]
У: Охарактеризуйте этот звук.
Д: Этот звук согласный глухой мягкий.
У: Согласный глухой мягкий звук будем обозначать с помощью схемы -
У: Ребята, откройте конверты, из элементов печатных букв сконструируйте заглавную букву “Т” и строчную - “т”
Учащиеся выполняют работу.
У: Итак, какие элементы вы выбрали?
Д: Для заглавной буквы “Т” выбираем элементы - №1 (вертикальная линия) и №5 (горизонтальная линия), для строчной - №5 (вертикальная линия) и №9 (горизонтальная линия)
IV. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью печатной строчной буквы “т” в квадратных скобках
У: Ребята, что вы узнали о букве “т”?
Д: Буква “т” обозначает согласный твёрдый звук [т] и мягкий согласный звук [т’].
У: Звук [т] обозначают с помощью квадратных скобок и строчной печатной буквы “т” (показ карточки), а звук [т’]….
Д: …с помощью квадратных скобок, строчной печатной буквы “т” и апострофа.
У: Назовите слова, которые начинаются со звука [т]
Д: Такси, тундра, такса, танец, ткань….
У: Назовите слова, в которых есть звук [т’]
Д: Тир, тина, котёнок, тётя, ботинки…
V. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели
[т’]
[о]
[р]
[н]
т
ё
р
н
[т]
[о]
[р]
[т]
т
о
р
т
У: Откройте “Азбуку” на странице 49. Посмотрите на данные схемы. Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного слева , выделяя голосом каждый звук.
Д: Торт – сладкое кондитерское изделие из теста с кремом.
У: Чем похожи эти схемы?
Д: - В этих словах один слог, так как один гласный звук.
- Гласный звук [о]
- В этих словах количество звуков и букв одинаковое – 4 звука и 4 буквы
- Первая буква “т”, третья буква “р”. Эти буквы обозначают твёрдые согласные звуки.
У: Чем отличаются эти схемы?
Д: - В первом слове последняя буква “н”, во втором - буква “т”
- В первом слове буква “т” обозначает [т’], а во втором слове - [т]
- В первом слове звук [о] обозначает буква “ё”, а во втором - звук [о] обозначает буква “о”
Вывод: буква “ё” указывает на то, что предшествующая буква “т” обозначает мягкий согласный звук, а буква “о” показывает, что буква “т” обозначает твёрдый согласный звук.
VI. Чтение слогов по заданным схемам
У: В каком столбике гласная буква показывает на то, что предыдущая буква обозначает твёрдый согласный звук?
Д: Во втором столбике (учащиеся читают слоги вслух )
У: В каком ещё столбике согласная буква обозначает твёрдый звук?
Д: В первом, т. к. буква “т” “закрывает” слог (учащиеся читают неприкрытые закрытые слоги)
У: Какой звук обозначает буква “т” в третьем столбике?
Д: Мягкий согласный звук, так как после буквы “т” стоят гласные (“я”, “ю”, “ё”, “е”, “и”), которые показывают на мягкость предыдущего согласного.
Физминутка.
VII. Чтение слогов и слов в столбике
У: Открываем страницу 50. Я предлагаю вам прочитать данные цепочки слов.
Учащиеся читают слова в цепочке вначале нараспев, по слогам, а затем – с учётом ударного слога, то есть орфоэпически, уточняя лексическое значение непонятных слов. (Во второй строке “слово-существительное” преобразуется в “слово-прилагательное” - мята – мятная, поэтому после прилагательного стоит прямоугольник как условное обозначение слова, для которого надо подобрать “слово-предмет”, например, мята – мятная конфета)
После чтения учитель предлагает выполнить следующее задание:
У: Прочитайте слова, в которых буква “т” обозначает только мягкий согласный звук.
Д: “утя,”, т. к. после буквы “т” стоит буква “я”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного
Д: “метил”, т. к. после буквы “т” стоит буква “и”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного
У: В каких словах буква “т” обозначает и мягкий согласный звук и твёрдый?
Д: “отметил”, “утята”
У: Молодцы!
VIII. Чтение текста
У: Я предлагаю вам прочитать текст “Омут”. Кто знает значение данного слова?
Д: ?
У: Омут – глубокая яма на дне реки или озера.
Омут.
Летнее утро. Малые утята у тёмного омута. Немало тайн он таит. То-то тянет утят нырять. Нырь, нырь, нырь! А там ил, муть и тайны нет.
Все читают жужжащим чтением, затем читает один ученик.
У: Найдите и прочитайте предложение, в котором объяснено, почему утята оказались у тёмного омута
Д: Немало тайн он таит
У: Что увидели утята в омуте?
Ученики находят в тексте ответ на данный вопрос, затем читают
Д: А там ил, муть и тайны нет.
У: Если в омуте не оказалось тайны, то, может быть, и не надо было утятам нырять?
Д: Им было интересно узнать, что находится в омуте. Они же маленькие и любопытные. Если бы утята не нырнули, то они не узнали, что там есть.
У: Конечно, открыть новое для себя может каждый, если не будет бояться делать шаг вперёд в неизвестность.
IX. Итог урока
У: Что вы узнали нового для себя?
Д: Буква “т” обозначает согласный глухой твёрдый звук [т] и мягкий [т’]