Глебова Елена Викторовна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №1
Новопокровского района Краснодарского края
Конспект урока
по литературному чтению
на тему: «Унылая пора! Очей очарование!
Тип урока: систематизация и обобщения знаний и умений.
Цель:
Образовательная: систематизация знаний уч-ся о творчестве поэтов, художников и музыкантов, которые писали о красоте природы в своих произведениях; анализ произведений.
Развивающая: развитие у учащихся навыков выразительного чтения стихотворений и прозы, умение систематизировать и выделять главную мысль в тексте; развивать память, мышление и речь. Развитие учебной самостоятельности, развитие навыков контроля и самоконтроля, т.е. развитие навыков сотрудничества и контрольно- оценочных действий.
Воспитательная: воспитание любви к родному языку, к русской природе через творчество поэтов, художников и музыкантов; воспитание самостоятельности и активности.
Медиаобразовательная: нахождение информации в различных источниках, обработка и использование.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: с позиции средств обучения: информационные технологии; словесные: беседа, фронтальный опрос, изложение устного материала; наглядные: для осуществления индивидуального подхода; практические: умение применять полученные теоретические знания и умения на практике; игровые; объяснительно-иллюстративный метод.
С позиции характера учебной деятельности: дедуктивный (анализ стихотворений), репродуктивный (работа с готовыми заданиями с опорой на ранее изученный материал), соотношение репродуктивного и творческого методов; продуктивный (уч-ся самостоятельно находят стихотворения об осени при подготовке к уроку); поисковый (работа со словарем); исследовательский метод; проблемное обучение (постановка проблемы в начале урока перед уч-ся).
2. Методы стимулирования учебной деятельности школьника в процессе обучения: формирование познавательного интереса (работа со стихотворениями); методы, направленные на формирование чувства долга и ответственности (словесное поощрение); создание ситуации успеха (дифференцированный подход при выборе стихотворений для заучивания наизусть); творческое применение З.У.Н..
3. Методы контроля и самоконтроля: самоконтроль (работа с доской, взаимоконтроль); устный контроль (слушают и дополняют друг друга).
Оборудование:
учебник «Литературное чтение 4 класс» автор В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанов, иллюстрированный материал, таблица, толковый словарь, презентация, выставка работ учащихся, смайлика.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Здравствуйте, ребята. Обратите внимание на то, что урок у нас сегодня необычный. Скажите, каким вы видите этот урок?
-Что бы вы хотели сегодня от урока получить?
-Чему научиться?
-Я тоже очень хочу, чтобы урок у нас получился необычным и интересным.
-На уроке мы посмотрим на природу глазами поэтов, музыкантов, художников.
3. Актуализация знаний.
(Класс украшен осенними листьями, рисунками уч-ся на тему «Осенний пейзаж»)
-Какое время года сейчас? Обратите внимание на ваши рисунки: вот такой вы видите осень. А какой её видит В. Авдиенко?
На это вопрос нам поможет ответить отрывок из его стихотворения.
(Звучит музыка Чайковского «Времена года. Осень»)
Под эту музыку уч-ся читают стихотворение. (хоровое чтение)
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый — кленовый.
В. Авдиенко
-Как бы вы его озаглавили? Почему?
-Кто попробует сформулировать тему нашего урока?
ТЕМА:«Унылая пора! Очей очарование!».
(Осень в произведениях музыкантов, поэтов и художников)
-Кто поможет сформулировать цели нашего урока?
Предлагаю вам подсказку.
Мы сегодня на уроке:
Повторим…
Вспомним…
Обобщим…
(Заслушиваются ответы)
ПРОБЛЕМА, поставленная перед нами на уроке:
понаблюдать и сравнить, как одно и тоже природное явление – осень, изображают композиторы, художники и поэты в своих произведениях.
4.Обобщение и систематизация знаний.
ПОЭЗИЯ.
- И начинаем наш урок с поэзии. (Определение слова «поэзия»)
-Найдите значения этого слова в толковом словаре.
(Уч-ся работают со словарем и читают значения слова «поэзия»)
Чтение и анализ стихотворения «Унылая пора! Очей. очарованье!..»
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают. как стихотворение читает актер.)
Объясните значение слов и выражений: «багрец», « прощальная краса», «пышное природы увяданье», «в их сенях ветра шум», «отдаленные седой зимы угрозы».
Подберите синонимы к словам «багрец», «увядание».
Подберите антонимы к словам «свежее (дыхание)», «седая (зима)».
(Затем учащиеся работают по вопросам 1, 2 на с. 68 учебника.
После чего выразительно читают стихотворение под музыку Чайковского.)
Фронтальная работа
-Перечислите месяцы осени. Обратите внимание, если взять первые буквы у названий осенних месяцев, то какое слово получится? (Ответ: сон)
Осень — время года, когда природа собирается отходить ко сну, сбрасывают с себя листья деревья и кусты.
Но сегодня мы с вами будем наслаждаться красками осени. И давайте вспомним, какие изменения происходят осенью
Следующее задание: работа в группах.
-Вам необходимо выбрать предложения только с приметами осени, восстановить текст и зачитать его. Задание будете выполнять под муз. Чайковского «Октябрь».
Деформированный текст. На дворе осень. Лесная поляна пестреет цветами. Скучная картина. Льют частые дожди. Ветер срывает последние листья. Тропинку в лес укрыл ковёр из пёстрых листьев. На снегу волчьи и лисьи следы. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Птицы улетают на юг. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.
Уч-ся зачитывают получившийся текст.
Учитель:
— Дополните текст своими приметами осени.
МУЗЫКА. Портрет Чайковского. Краткая информация из биографии.
(Медленно звучит музыка, на доске портрет Чайковского, 2 уч-ся тихо и медленно зачитывают строки из биографии)
Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 года в городе Воткинске Вятской губернии Российской империи (ныне Воткинский район Удмуртской Республики Российской Федерации) и умер 6 ноября (по старому стилю 25 октября) 1893 в городе Санкт-Петербург.
Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Отец - Илья Петрович Чайковский (1795-1880) - выдающийся русский инженер, директор Камско-Боткинских заводов. Мать - Александра Андреевна Чайковская.В семье родителей любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.
В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а в 1850 - в Санкт-Петербург.В 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения. В 1852 году Чайковский начал серьезно заниматься музыкой, которую в училище преподавали факультативно. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.
Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.
В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка).По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы - увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода».
По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.
В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов - членов «Могучей кучки».
1870-е годы в творчестве Чайковского - период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы.
С 1872 по 1876 год работал музыкальным критиком в газете «Русские ведомости», имевшей репутацию лево-либерального органа печати.
В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», а также чтобы покончить с различными слухами и сплетнями по поводу своей личной жизни, импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Особенности личной жизни композитора объясняются его гомосексуальностью, ставшей причиной того, что его брак через несколько недель распался, по мнению ряда искусствоведов этот факт биографии имел отражение в его творчестве. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.
В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу.
В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится Государственный дом-музей П. И. Чайковского. С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом.
Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он выступал в только что открытом Карнеги-холл, где дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром.
В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины - 16 октября (28 октября по новому стилю) 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.
Скончался 6 ноября (25 октября по старому стилю) 1893 года от холеры в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской.
5.Применение знаний и умений в новой ситуации.
Учитель:
— Вы сегодня выполняете задания под музыку Чайковского. Чайковский тоже в своём произведении отразил осень. Внимательно прослушайте его композицию «Времена года. Октябрь.» (слушают 2 минуты), а потом опишите свои чувства. (Зачитывают записи в тетради)
КАРТИНЫ ПЕЙЗАЖА.
Слово «пейзаж» и его лексическое значение.
(Работа уч-ся со словарем.)
Учитель:
-Составьте со словом «пейзаж» словосочетания и предложения.
Обращаем внимание на выставку детских работ на тему: « Осенний пейзаж».
Работа с репродукциями картин
-Рассмотрите репродукции картин В. Поленова «Золотая осень» и
И. Левитана «Вечерний звон» на с. 69 учебника.
-Как художники изображают осеннюю пору?
-Составьте рассказ и запишите его план в тетрадь.
-Подумайте, как удалось художникам передать свое отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением А.С. Пушкина? Объясните.
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Учитель:
-Заполните и запишите таблицу.
-Осень глазами…..
-Напишите, фамилии их.
-Слова передающие настроения произведения.
Поэты | Композиторы | Художники |
В.Авдиенко, А.Пушкин | П. Чайковский | В. Поленов, И. Левитан |
«Унылая пора! Очей. очарованье!..» | Времена года. Осень. | «Золотая осень» «Вечерний звон» |
Слова передающие настроения произведения. | Слова передающие настроения произведения. | Слова передающие настроения произведения. |
7.Рефлексия (подведение итогов.)
-Вот и подходит к концу наш необычный урок.
-Скажите, урок получился таким, каким мы его хотели увидеть?
-Что у нас получилось хорошо на уроке?
-А над чем ещё надо поработать?
- О чем сегодня на уроке мы говорили?
- Что вспоминали и обобщали?
-Ещё один признак осени. А мы с вами устроим сейчас в классе листопад из смайликов, прикрепив их на доску. И какие задания для нас оказались более трудными, и над чем еще надо поработать.
8.Домашнее задание.
по выбору:
1. Написать мини сочинение на тему: «Осень» (10-12 предложений).
2. Выучить отрывок из прозы об осени наизусть.
9. Итог урока
Учитель озвучивает отметки за урок.
-Благодарю всех за урок.