kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературному чтению на тему: «Унылая пора! Очей очарование!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературному чтению на тему: «Унылая пора! Очей очарование! 4 класс.

Цель:

Образовательная: систематизация знаний уч-ся о творчестве поэтов, художников и музыкантов, которые писали о красоте природы в своих произведениях; анализ произведений.

Развивающая: развитие у учащихся навыков выразительного чтения стихотворений и прозы, умение систематизировать и выделять главную мысль в тексте; развивать память, мышление и речь. Развитие учебной самостоятельности, развитие навыков контроля и самоконтроля, т.е. развитие навыков сотрудничества и контрольно- оценочных действий.

Воспитательная: воспитание любви к родному языку, к русской природе через творчество поэтов, художников и музыкантов; воспитание самостоятельности и активности.

Медиаобразовательная: нахождение информации в различных источниках, обработка и использование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему»

Глебова Елена Викторовна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ №1

Новопокровского района Краснодарского края


Конспект урока

по литературному чтению

на тему: «Унылая пора! Очей очарование!


Тип урока: систематизация и обобщения знаний и умений.


Цель:

Образовательная: систематизация знаний уч-ся о творчестве поэтов, художников и музыкантов, которые писали о красоте природы в своих произведениях; анализ произведений.

Развивающая: развитие у учащихся навыков выразительного чтения стихотворений и прозы, умение систематизировать и выделять главную мысль в тексте; развивать память, мышление и речь. Развитие учебной самостоятельности, развитие навыков контроля и самоконтроля, т.е. развитие навыков сотрудничества и контрольно- оценочных действий.

Воспитательная: воспитание любви к родному языку, к русской природе через творчество поэтов, художников и музыкантов; воспитание самостоятельности и активности.

Медиаобразовательная: нахождение информации в различных источниках, обработка и использование.

Формы организации познавательной деятельности

фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: с позиции средств обучения: информационные технологии; словесные: беседа, фронтальный опрос, изложение устного материала; наглядные: для осуществления индивидуального подхода; практические: умение применять полученные теоретические знания и умения на практике; игровые; объяснительно-иллюстративный метод.

С позиции характера учебной деятельности: дедуктивный (анализ стихотворений), репродуктивный (работа с готовыми заданиями с опорой на ранее изученный материал), соотношение репродуктивного и творческого методов; продуктивный (уч-ся самостоятельно находят стихотворения об осени при подготовке к уроку); поисковый (работа со словарем); исследовательский метод; проблемное обучение (постановка проблемы в начале урока перед уч-ся).

2. Методы стимулирования учебной деятельности школьника в процессе обучения: формирование познавательного интереса (работа со стихотворениями); методы, направленные на формирование чувства долга и ответственности (словесное поощрение); создание ситуации успеха (дифференцированный подход при выборе стихотворений для заучивания наизусть); творческое применение З.У.Н..

3. Методы контроля и самоконтроля: самоконтроль (работа с доской, взаимоконтроль); устный контроль (слушают и дополняют друг друга).

Оборудование: 

учебник «Литературное чтение 4 класс» автор В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанов, иллюстрированный материал, таблица, толковый словарь, презентация, выставка работ учащихся, смайлика.



ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Здравствуйте, ребята. Обратите внимание на то, что урок у нас сегодня необычный. Скажите, каким вы видите этот урок?

-Что бы вы хотели сегодня от урока получить?

-Чему научиться?

-Я тоже очень хочу, чтобы урок у нас получился необычным и интересным.

-На уроке мы посмотрим на природу глазами поэтов, музыкантов, художников.

3. Актуализация знаний.

(Класс украшен осенними листьями, рисунками уч-ся на тему «Осенний пейзаж»)

-Какое время года сейчас? Обратите внимание на ваши рисунки: вот такой вы видите осень. А какой её видит В. Авдиенко?

На это вопрос нам поможет ответить отрывок из его стихотворения.

(Звучит музыка Чайковского «Времена года. Осень»)

Под эту музыку уч-ся читают стихотворение. (хоровое чтение)

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый — кленовый.

В. Авдиенко

-Как бы вы его озаглавили? Почему?

-Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

ТЕМА:«Унылая пора! Очей очарование!».

(Осень в произведениях музыкантов, поэтов и художников)

-Кто поможет сформулировать цели нашего урока?

Предлагаю вам подсказку.

Мы сегодня на уроке:

Повторим…
Вспомним…
Обобщим…
(Заслушиваются ответы)

ПРОБЛЕМА, поставленная перед нами на уроке:
понаблюдать и сравнить, как одно и тоже природное явление – осень, изображают композиторы, художники и поэты в своих произведениях.

4.Обобщение и систематизация знаний.

ПОЭЗИЯ.
- И начинаем наш урок с поэзии. (Определение слова «поэзия»)

-Найдите значения этого слова в толковом словаре.

(Уч-ся работают со словарем и читают значения слова «поэзия»)

Чтение и анализ стихотворения «Унылая пора! Очей. очарованье!..»

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают. как стихотворение читает актер.)

  • Объясните значение слов и выражений: «багрец», « прощальная краса», «пышное природы увяданье», «в их сенях ветра шум», «отдаленные седой зимы угрозы».

  • Подберите синонимы к словам «багрец», «увядание».

  • Подберите антонимы к словам «свежее (дыхание)», «седая (зима)».

(Затем учащиеся работают по вопросам 1, 2 на с. 68 учебника.

После чего выразительно читают стихотворение под музыку Чайковского.)

Фронтальная работа

-Перечислите месяцы осени. Обратите внимание, если взять первые буквы у названий осенних месяцев, то какое слово получится? (Ответ: сон)
Осень — время года, когда природа собирается отходить ко сну, сбрасывают с себя листья деревья и кусты.

Но сегодня мы с вами будем наслаждаться красками осени. И давайте вспомним, какие изменения происходят осенью

Следующее задание: работа в группах.

-Вам необходимо выбрать предложения только с приметами осени, восстановить текст и зачитать его. Задание будете выполнять под муз. Чайковского «Октябрь».

Деформированный текст. На дворе осень. Лесная поляна пестреет цветами. Скучная картина. Льют частые дожди. Ветер срывает последние листья. Тропинку в лес укрыл ковёр из пёстрых листьев. На снегу волчьи и лисьи следы. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Птицы улетают на юг. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.

Уч-ся зачитывают получившийся текст.

Учитель:
— Дополните текст своими приметами осени.

МУЗЫКА. Портрет Чайковского. Краткая информация из биографии.
(Медленно звучит музыка, на доске портрет Чайковского, 2 уч-ся тихо и медленно зачитывают строки из биографии)

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 года в городе Воткинске Вятской губернии Российской империи (ныне Воткинский район Удмуртской Республики Российской Федерации) и умер 6 ноября (по старому стилю 25 октября) 1893 в городе Санкт-Петербург.

Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Отец - Илья Петрович Чайковский (1795-1880) - выдающийся русский инженер, директор Камско-Боткинских заводов. Мать - Александра Андреевна Чайковская.В семье родителей любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.

В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а в 1850 - в Санкт-Петербург.В 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения. В 1852 году Чайковский начал серьезно заниматься музыкой, которую в училище преподавали факультативно. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка).По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы - увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода».

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов - членов «Могучей кучки».

1870-е годы в творчестве Чайковского - период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы.

С 1872 по 1876 год работал музыкальным критиком в газете «Русские ведомости», имевшей репутацию лево-либерального органа печати.
В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», а также чтобы покончить с различными слухами и сплетнями по поводу своей личной жизни, импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Особенности личной жизни композитора объясняются его гомосексуальностью, ставшей причиной того, что его брак через несколько недель распался, по мнению ряда искусствоведов этот факт биографии имел отражение в его творчестве. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.

В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу.

В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится Государственный дом-музей П. И. Чайковского. С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом.

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он выступал в только что открытом Карнеги-холл, где дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром.

В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины - 16 октября (28 октября по новому стилю) 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.

Скончался 6 ноября (25 октября по старому стилю) 1893 года от холеры в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель:

— Вы сегодня выполняете задания под музыку Чайковского. Чайковский тоже в своём произведении отразил осень. Внимательно прослушайте его композицию «Времена года. Октябрь.» (слушают 2 минуты), а потом опишите свои чувства. (Зачитывают записи в тетради)

КАРТИНЫ ПЕЙЗАЖА.

Слово «пейзаж» и его лексическое значение.

(Работа уч-ся со словарем.)

Учитель:

-Составьте со словом «пейзаж» словосочетания и предложения.
Обращаем внимание на выставку детских работ на тему: « Осенний пейзаж».

Работа с репродукциями картин

-Рассмотрите репродукции картин В. Поленова «Золотая осень» и

И. Левитана «Вечерний звон» на с. 69 учебника.

-Как художники изображают осеннюю пору?

-Составьте рассказ и запишите его план в тетрадь.

-Подумайте, как удалось художникам передать свое отно­шение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением А.С. Пушкина? Объясните.

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Учитель:

-Заполните и запишите таблицу.

-Осень глазами…..

-Напишите, фамилии их.

-Слова передающие настроения произведения.


Поэты

Композиторы

Художники

В.Авдиенко, А.Пушкин

П. Чайковский 

В. Поленов, И. Левитан

«Унылая пора!

Очей. очарованье!..»

Времена года. Осень.

«Золотая осень»

«Вечерний звон»

Слова передающие настроения произведения.

Слова передающие настроения произведения.

Слова передающие настроения произведения.


7.Рефлексия (подведение итогов.)

-Вот и подходит к концу наш необычный урок.

-Скажите, урок получился таким, каким мы его хотели увидеть?

-Что у нас получилось хорошо на уроке?

-А над чем ещё надо поработать?

- О чем сегодня на уроке мы говорили?

- Что вспоминали и обобщали?

-Ещё один признак осени. А мы с вами устроим сейчас в классе листопад из смайликов, прикрепив их на доску. И какие задания для нас оказались более трудными, и над чем еще надо поработать.

8.Домашнее задание.

по выбору:

1. Написать мини сочинение на тему: «Осень» (10-12 предложений).

2. Выучить отрывок из прозы об осени наизусть.

9. Итог урока

Учитель озвучивает отметки за урок.

-Благодарю всех за урок.



Просмотр содержимого презентации
«Унылая пора!»

Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета. Затерялось где-то лето. Ходит осень, бродит осень. Ветер с клена листья сбросил. Под ногами коврик новый, Жёлто-розовый — кленовый.  В. Авдиенко

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый — кленовый.

В. Авдиенко

« Унылая пора! Очей очарование! » . ( Осень в произведениях музыкантов, поэтов и художников) Повторим…  Вспомним…  Обобщим…

« Унылая пора! Очей очарование! » .

( Осень в произведениях музыкантов, поэтов и художников)

Повторим… Вспомним… Обобщим…

  Поэзия Словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное. Стихи, произведения, написанные стихами. Толковый словарь С.И.Ожегова

  Поэзия

  • Словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное.
  • Стихи, произведения, написанные стихами.

Толковый словарь С.И.Ожегова

А.Пушкин « Унылая пора! Очей очарование!

А.Пушкин « Унылая пора! Очей очарование!

На дворе осень. Лесная поляна пестреет цветами. Скучная картина. Льют частые дожди. Ветер срывает последние листья. Тропинку в лес укрыл ковёр из пёстрых листьев. На снегу волчьи и лисьи следы. Дни становятся длиннее , а ночи короче. Птицы улетают на юг. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.

На дворе осень. Лесная поляна пестреет цветами. Скучная картина. Льют частые дожди. Ветер срывает последние листья. Тропинку в лес укрыл ковёр из пёстрых листьев. На снегу волчьи и лисьи следы. Дни становятся длиннее , а ночи короче. Птицы улетают на юг. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.

Чайковский Пётр Ильич (1840— 1893), композитор, дирижёр, педагог.

Чайковский Пётр Ильич (1840— 1893), композитор, дирижёр, педагог.

Пейзаж 1)Вид, изображение какой-либо местности. 2)Жанр живописи и графики, в котором предмет изображения — природа.

Пейзаж

1)Вид, изображение какой-либо местности.

2)Жанр живописи и графики, в котором предмет изображения — природа.

Василий Дмитриевич Поленов  « Золотая осень»

Василий Дмитриевич Поленов

« Золотая осень»

Исаак Ильич Левитан  «Вечерний звон»

Исаак Ильич Левитан

«Вечерний звон»

Поэты  Композиторы  В.Авдиенко, А.Пушкин  Художники П. Чайковский   «Унылая пора! В. Поленов, Очей. очарованье!..» Времена года. Слова передающие настроения произведения. И. Левитан Осень. «Золотая осень» Слова передающие настроения произведения. «Вечерний звон» Слова передающие настроения произведения.

Поэты

Композиторы

В.Авдиенко, А.Пушкин

Художники

П. Чайковский  

«Унылая пора!

В. Поленов,

Очей. очарованье!..»

Времена года.

Слова передающие настроения произведения.

И. Левитан

Осень.

«Золотая осень»

Слова передающие настроения произведения.

«Вечерний звон»

Слова передающие настроения произведения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Разработка урока по литературному чтению на тему: «Унылая пора! Очей очарование!

Автор: Глебова Елена Викторовна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286331


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства