Ι. Постановка учебной проблемы. | 3 7 3 Постановку проблемы можно осуществить с помощью текста учебника. Дети по цепочке или по ролям читают текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации (с. 16.) Затем учитель просит детей ответить на вопросы: – Когда человека легче понять, когда он молчит или когда говорит? (Когда говорит.) На доске появляется запись: Человека легче понять, если он расскажет о своих переживаниях. – Анюта рассказала Доктору о том, что ей не нравится? (Нет.) – Доктор правильно понял её состояние? (Да.) На доске появляется запись: Переживания человека можно понять, даже если он не рассказывает о них. – Посмотрите на доску. Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. Можно предложить другой способ постановки проблемы: – Когда человека легче понять, когда он молчит, или когда говорит? (Когда говорит.) На доске появляется запись: Человека легче понять, если он расскажет о своих переживаниях. – Маленькие дети ещё не умеют говорить. Взрослые понимают, когда малышу хорошо, а когда его что-то беспокоит? (Да.) Если есть возможность, можно показать любой видеофрагмент или отрывок из мультфильма, где маленький ребёнок огорчён, радуется, удивляется, испуган и т.д. Предложите ученикам догадаться, что испытывает малыш. На доске появляется запись: Переживания человека можно понять, даже если он не говорит о них. – Посмотрите на доску. Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Версии детей, актуализация знаний. | 1 3 2 Учитель предлагает детям высказать свои предположения (версии) по проблеме урока. В ходе беседы, опираясь на прочитанный текст или личный опыт, ученики высказывают предположения, что переживания, которые происходят в нашем внутреннем мире, отражаются на лице, в интонациях нашего голоса, движениях. От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии. – Давайте составим план работы. План. 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? | |
ΙΙI. Совместное открытие знаний. | 4 3 2 4 3 1. Положительные и отрицательные эмоции. – Вы верно отметили, что наши переживания «написаны» у нас «на лице», их можно определить по нашим жестам и интонациям. Найдите на с. 17 учебника, как называются наши переживания. (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют: «отрицательные эмоции», «положительные эмоции». На доску под стрелками с версиями вывешиваем карточки с названиями «отрицательные эмоции», «положительные эмоции».) – Сейчас я буду перечислять эмоции человека. Если вам нравится испытывать такую эмоцию, покажите руками знак «+», если не нравится – знак «-». Учитель перечисляет: радость, огорчение, испуг, удовлетворение, отчаяние, печаль, восторг, раздражение. Дети показывают «+» или «-». – Как назвать эмоции, которые вы отметили знаком «+»? (Положительные.) Как назвать эмоции, которые вы отметили знаком «-»? (Отрицательные.) Работа в группах. Каждая группа выбирает по одной любой положительной и отрицательной эмоции. Необходимо придумать и разыграть мини-сценку, в которой герои будут демонстрировать различные эмоции без слов. Остальные группы должны посовещаться и угадать, какие эмоции были представлены. 2. Правила проявления эмоций. Для перехода к этой проблеме учитель может предложить ученикам выполнить задание к рисунку на с. 18. Объясняя, почему более нелепо выглядит человек, ученики должны будут сами прийти к выводу, что существуют правила проявления эмоций. Большинство из этих правил ученики могут вывести сами, так как они уже знакомы с ними и лишь не осознают их как правила проявления эмоций. Для закрепления можно организовать игру «Как себя вести»: – Представьте, что вы – болельщики команды, которая только что проиграла. Покажите, как вы переживаете? («Болельщики» хватаются за головы, вздымают руки к небу и т.п. без общественно опасных действий.) Расскажите, что при этом нельзя делать? (Нарушать общественный порядок – бить стекла, переворачивать машины, грубить другим людям.) Представьте, что вы – начальник фирмы, который чем-то огорчён. Покажите, как вы переживаете? (Огорчённый начальник грустно сидит за столом, охватив голову руками.) Расскажите, что при этом нельзя делать? (Топать ногами, кричать и рвать бумаги и т.п.) Представьте, что вы в зоопарке, вам очень нравится. Покажите, как вы радуетесь? (Восторженные дети смеются, кричат, показывают на зверей.) Расскажите, что нельзя делать? (Строить рожи, высовывать языки, дразнить зверей и т.п.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Самостоятельное применение знаний. | 2 1 2 3 1 В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что каждый человек испытывает отрицательные и положительные эмоции. Даже если человек не рассказывает о своих эмоциях, мы можем узнать, что происходит с ним по тому, что выражает его лицо, жесты, с какой интонацией он говорит. Работа в учебнике. Интересен вопрос 6, он посвящён проблеме значения эмоций в жизни человека. Учитель может задать ученикам наводящий вопрос: хорошо ли было бы человеку, если бы он не мог демонстрировать и считывать отрицательные эмоции? Далее можно привести пример: маленький ребёнок не испытывает страха перед многими угрожающими ему предметами, ситуациями, поэтому он так часто оказывается на границе жизни и смерти. Затем сделать вывод: таким образом, отрицательные эмоции – защитная реакция организма. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ |