Разработка урока окружающего мира "Путешествие в царство грибов" (3 класс)
Разработка урока окружающего мира "Путешествие в царство грибов" (3 класс)
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: урок с элементами исследования.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о разновидности грибов – плесневые (мукор).
Задачи:
предметные:
- дать представление о строении и разнообразии плесневых грибов;
- использовать первоначальные сведения о грибах;
- осознавать роль и значение грибов в природе и в жизни человека;
- ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следуя инструкции по технике безопасности;
метапредметные:
регулятивные:
-анализировать предлагаемую информацию;
-использовать готовые объекты для объяснения явлений и выявление причинно-следственных связей между явлениями, выявление свойств объектов;
познавательные:
- группировать (классифицировать) грибы на основе выделения главных признаков каждой группы;
- различать съедобные и несъедобные грибы, выращиваемые в своей местности;
- выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем;
- различать значение плесневых грибов в жизнедеятельности человека;
коммуникативные:
- строить монологические высказывания;
- работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности);
личностные:
- понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе;
- стремление к сохранению и укреплению своего здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира "Путешествие в царство грибов" (3 класс) »
ФИО (полностью)
Мельникова Наталья Ивановна
Место работы
МБОУ ЛИТ
Должность
Учитель начальных классов
Педагогический стаж
26 лет
Квалификационная категория
Высшая
Учебно-методический комплект
Школа 2100
Предмет
Окружающий мир
Класс
3 класс
Тема урока
Путешествие в царство грибов
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: урок с элементами исследования.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о разновидности грибов – плесневые (мукор).
Задачи:
предметные:
- дать представление о строении и разнообразии плесневых грибов;
- использовать первоначальные сведения о грибах;
- осознавать роль и значение грибов в природе и в жизни человека;
- ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следуя инструкции по технике безопасности;
метапредметные:
регулятивные:
-анализировать предлагаемую информацию;
-использовать готовые объекты для объяснения явлений и выявление причинно-следственных связей между явлениями, выявление свойств объектов;
познавательные:
- группировать (классифицировать) грибы на основе выделения главных признаков каждой группы;
- различать съедобные и несъедобные грибы, выращиваемые в своей местности;
- выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем;
- различать значение плесневых грибов в жизнедеятельности человека;
коммуникативные:
- строить монологические высказывания;
- работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности);
личностные:
- понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе;
- стремление к сохранению и укреплению своего здоровья.
Решаемая проблема: что поможет избежать опасных для жизни ситуаций.
Формируемые понятия: споры, мукор, гифы
Формируемые УУД:
в ходе урока формируются общеучебные компетенции:
-учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление самоконтроля);
учителя – ПК, проектор, доска SMART Board, презентация «Царство грибов» Power Point, демонстрационный материал (хлеб заплесневелый, сыр с плесенью и др.)
Список литературы:
1. Всё обо всём. Популярная энциклопедия / под. ред. В. Славкина.- М.: АСТ, 2010
2. Большая книга знаний в вопросах и ответов / Пер. с итал. Л. В. Золоевой. – М.: ЗАО« РОСМЭН – ПРЕСС », 2009 г.
Интернет-ресурсы:
1.Образовательный портал RusEdu (Архив учебных программ и презентаций).
2.Сайт: viki.rdf.ru.
Структура и ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности.
1.1.Организация начала урока.
Долгожданный дан звонок – начинается урок!
Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева.
Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!
-Будем надеяться, что этот урок принесет нам радость общения.
1.2.Актуализация знаний.
Слайд 1
-Готовы ли вы сегодня отправиться в путешествие и найти клад?
- А что это такое «КЛАД»? (Богатство, деньги, сундук с монетами).
-Правильно, ценности, которые вы назвали – это клад. Но есть на земле вещи, гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, наоборот, с годами их становится все больше и больше. Это – знания.
-Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся.
-А чтобы у нас все получилось, какими мы должны быть? (дружными, старательными, умелыми, внимательными).
- Пусть девизом нашего урока станут эти слова:
«Наблюдай и удивляйся, изучай и береги!»
- Предлагаю вам стать путешественниками - исследователями, потому что впереди вас ждут интересные открытия.
Но прежде я хочу вам сказать: У меня вот такое настроение! (показываю солнышко).
-А у вас какое настроение? На партах лежат солнышки и тучки. Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению, и покажите мне.
- Как здорово. Сразу в нашем классе стало теплей и ярче.
2.Построение учебного проекта
ИТАК, начнётся наше путешествие необычно…
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….
Нет – нет, не царь с царицей…. Кто же? А чтобы узнать в какое царство мы с вами отправимся, отгадайте загадку.
- Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. Что это? (Это гриб.)
- Так в какое царство мы держим путь-дорогу? (в царство грибов).
2.1. Открытие новых знаний, физкультминутка.
Слайд 2
- Добро пожаловать в царство грибов! Я вижу, что вы вполне готовы к путешествию. Нашим помощником в путешествии будет карта.
- Перед вами на партах лежит «Карта исследования», в ней вам необходимо заполнить первую колонку, отвечая на вопрос: «Что мы уже знаем о грибах?». Посовещайтесь в группах и запишите свои ответы в колонке, что нам известно по данной теме. Если группа готова подайте мне сигнал.
Карта исследования по теме: «Грибы»
Что нам известно по данной теме?
Что нового мы узнали?
-Итак, давайте проверим, что же вы записали в своих картах? Зачитайте, а остальные внимательно слушайте и добавьте выступление группы.
Молодцы! Вы уже много знаете о грибах.
-А теперь внимательно посмотрите.
Слайд 3
Куда мы с вами пришли? (в лес).
-Здесь растет очень много грибов. Давайте соберём грибы и немного отдохнём. Встали.
Физкультминутка.
Мы по лесу шли, шли (маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руки в стороны)
Раз-грибок, два – грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
А теперь давайте проверим, хорошо ли вы знаете грибы, которые собирали. Слайд 4
-Выберите и назовите номера карточек с названиями съедобных грибов? Посовещайтесь в группах
-Признак появления плесени – это белый пушистый налёт, который со временем становится темным. Хорошо всем нам знакомая плесень- это тоже грибы, только устроены проще, чем сыроежки и шампиньоны. Давайте, проверим.
-Предположите, как можно лучше рассмотреть строение плесени? (с помощью цифрового микроскопа)
-Для чего нужна медицинская маска? (она защищает наш организм от попадания паров, которые выделяются при опыте и передаются по воздуху)
- На столе у вас лежит памятка по работе с цифровым микроскопом. Прочитайте её и приступайте к работе.
Памятка по работе с цифровым микроскопом.
1) Назначаем в группах ответственного лаборанта. Правило: только лаборант будет работать с препаратами. Остальные исследователи-наблюдатели.
2) Перед практической работой наденем марлевые повязки.
3) Включите ноутбук и запустите программу с цифровым микроскопом. 4)Откройте лабораторную чашку Петри и поместите препарат под микроскоп, используя освещение.
5) Настройте резкость, сделайте фотографию и сохраните в папке «фотография с микроскопа». Не забудьте подписать!
6) Закройте препарат и снимите повязку.
-Разверните фотографию плесени на весь экран и внимательно рассмотрите.
-Что интересного вы видите? (Огромное количество переплетённых нитей, белые и чёрные точки.)
Слайд 5
-Переплетённые тонкие нити - это грибные нити – гифы, из которых состоит грибница. Точки на концах грибных нитей, сначала белые, а когда созреют, становятся чёрными - это мешочки со спорами.
-Что такое спора? (греч слово-семя, посев) - орган размножения плесени и грибов.
Мешочки лопаются и споры разлетаются по воздуху.
-Какие нужны условия, чтобы спора проросла? (Тепло, влага, питательная среда – это остатки продукта на, котором появилась плесень)
- Что такое питательная среда?
3. Первичное закрепление
Слайд 6
- Ребята, вспомним, строение привычного гриба. Из каких частей он состоит? (из шляпки, ножки, грибницы). Проверим на интерактивной доске.
-Что называется плодовым телом гриба? (шляпка и ножка)
-Теперь вспомним строение плесени.
- Из каких частей состоит плесень? (Из спор, грибных нитей –(гифы) и грибницы).
- Можно плесень отнести к царству грибов? (Да).
-Почему? (Есть грибница, и размножается спорами.)
-А чего нет у плесени, посмотрите внимательно? (шляпки)
- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).
- Совершенно верно. Этот вид грибов называется “плесневые” – по научному «гриб мукор»
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Под микроскопом плесневый гриб-мукор очень похож по строению на привычные для нас грибы. Плесень относится к царству грибов.
-Когда мы произносим слово «гриб» мы представляем лес и корзину с опятами, сыроежками. Но никак не эту плесень.
- Если грибы мы встречаем в лесу, то где можно встретить плесень? (предположение)
Слайд 7
- Плесень может поселиться: на овощах и фруктах, продуктах питания, на траве, на старых книгах, на почве, на стенах и даже на отсыревшей старой обуви.
- Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует в жизни, и приносят ли они ему пользу или вред? (предположения)
Выступление ученика
- Давайте внимательно послушаем сообщение о пользе и вреде плесени.
Слайд 8
- Из плесневого гриба пеницилла получено лекарство – пенициллин. Который, во время Великой Отечественной войны спас жизнь тысячам бойцов. Существует, дрожжевой грибок живёт в хлебе, и без него человеку никогда не приготовить ароматные булочки. Есть ещё кефирный грибок, благодаря которому молоко превращается во вкусный кефир. Существует – сыр с плесенью. Но эту плесень готовят специально, поэтому не вздумайте есть простой сыр и употреблять в пищу продукты, на которых появилась плесень. Это очень опасно! Плесень – это яд, поэтому любые заплесневелые продукты выбрасывайте сразу. Плесень вызывает опасные болезни, разрушают дома, губят книги, уничтожают урожай и вызывают гибель животных.
4. Подведение итогов и оценка результатов урока.
Слайд 9
- Наше путешествие в царство грибов подошло к концу.
-Возьмите «Карту исследователя», вспомните наше путешествие и заполните колонку «Что нового мы узнали?» Зачитайте.
-Какой теме посвящено наше путешествие?
-О чем заставил задуматься урок?
-Где вы жизни можете применить полученные знания? - Зная об условиях появления плесени, мы можем сохранить своё здоровья и предметы которые, нас окружают. Запомните, плесень не любит чистоту и сухой воздух.
-А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…»
1) Верите ли вы, что шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела?
2) Верите ли вы, что грибы относятся к царству растений?
3) Верите ли вы, что плесень живёт только там, где тепло, влажно и много питательных веществ?
4) Верите ли вы, что плесень, которую можно увидеть на корке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы?
5) Верите ли вы, что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам?
6) Верите ли вы, что плесневые грибы могут приносить человеку не только вред, но и пользу?
-Выставление оценок. Опрос учащихся, чья работа сегодня, им особенно понравилась.
4.1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Ребята, оцените свою работу на уроке. Прикрепите смайлики в таблице на доске.
Урок
Я на уроке
Итог
Интересный
Работал
Понял материал
Скучный
Отдыхал
Узнал больше, чем знал
Мне безразлично
Бездельничал
Ничего нового не узнал
-Давайте похлопаем друг другу за отличную работу на уроке.
Молодцы! Вы замечательно поработали.
- Спасибо за урок. - До новых увлекательных встреч.