Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Невидимые нити в осеннем лесу"»
Хотелось бы узнать, как вы себе представляете природу?
Какая бывает природа?
Перечислите, что относится к живой природе.
А что относится к неживой природе?
Чем отличается живая природа от неживой природы?
Что же такое невидимые нити?
Какие невидимые нити – связи существуют в природе?
Расскажите, пожалуйста, по этой схеме, что дают растения животным, а животные – растениям.
III. Работа по новой теме.
Природа – это уникальная книга.
Её тираж – один экземпляр!
Только один! И потому, читая её,
Нужно беречь каждую страницу.
Листая книгу природы, мы продолжаем рассматривать земную мудрость взаимосвязи животных с растениями и попробуем доказать, какая «невидимая связь» существует между ними в осеннем лесу.
Слушайте внимательно и узнайте по моему описанию дерево.
Внешний облик этого дерева достаточно характерен: пышная, кудрявая крона, извилистые сучья, темно-коричневый ствол, покрытый толстой корой с глубокими трещинами. К веткам короткими черешками прикрепляются крупные, продолговатые с выемками листья. Крепыш цветет в конце мая в одно время с распусканием листьев. Зато это мощное дерево дольше всех деревьев стоит с листвой.
О каком дереве идет речь? (Дуб)
Любители природы желают уточнить кое-какие сведения, касающиеся дуба.
Поможем ли мы им разобраться в этом?
Как называются леса, где растут дубы?
Назовите плод дуба.
IV. Опыт.
Рассмотрите внимательно желудь дуба. Внутри дубового плода находится одно единственное крупное семя. Из семени в благоприятных условиях развивается новое растение. В желудях содержится до 40% крахмала, до 5% жира, большое количество белковых веществ и углеводов. Иногда из желудей приготовляют кофе.
Под дубом осенью можно увидеть много желудей. Какое значение имеет это явление в жизни растения?
Что можно изготовить из его древесины, зная, что она твердая, очень прочная, красивая и ценная?
Каким образом ветер распространяет плоды дуба?
Представьте себе, что вы очутились в лесной стране… посреди поляны… рядом с огромным дубом. Все любуемся великаном и вряд ли задумываемся, откуда он появился на этой поляне. Как же оказался здесь богатырь? Кто его посадил?
И, как бы желая ответить на эти вопросы, из кроны вылетает птица с желудем в клюве.
V.Мини –рассказ о сойке.
Послушайте историю о том, как распространяются плоды дуба.
Сойка:Я, сойка, - большая любительница желудей. Много перетаскаю их за день. Сорву клювом желудь и улетаю далеко в лес. Где-нибудь сяду на дерево, прижму лапкой желудь к ветке и начинаю его расклёвывать. Но расклёвывать могу не каждый. Самые крепкие падают на землю. Из множества потерянных желудей какой-нибудь прорастет, и через год другой в траве появится маленький, слабенький росточек будущего могучего дуба.
Вообще-то сойки – «хозяйственные» птицы, делают на зиму запасы. Иногда забывают, иногда не находят, иногда просто не успевают за зиму съесть. (В кладовках соек бывает до 4 кг желудей). А оставшиеся в кладовках желуди нередко прорастают. Поскольку кладовки бывают и вдали от дубрав, появляются молоденькие дубки в совершенно неожиданных местах.
Из рассказа сойки поняли, что она питается желудями, так как желудь – кладезь питательных веществ, в нём содержатся белки, крахмал, сахар и растительный жир.
VI. Моделирование «Невидимые нити в осеннем лесу».
Давайте заглянем в паспортный стол дубового сообщества, поближе познакомимся с теми животными, в окружении которых медленно растёт дуб.
Отгадайте загадки о животных, которые связаны с дубом.
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
И в дупло убежал. (Белка)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь)
Хоть верь, хоть не верь:
Пробежал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень)
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал,
Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был … (кабан)
( По ходу отгадывания на магнитную доску прикрепляются условные знаки)
Как вы думаете, что связывает этих животных с богатырем?
Каким зверям и птицам дает дуб пищу?
Чем является дуб для животных?
А как животные помогают дубу?
Ещё раз внимательно посмотрите на схему и определите, что является кормильцем.
А кто помогает распространять желуди для дальнейшего размножения?
О каких «невидимых нитях» в осеннем лесу узнали?
Какой вывод можно сделать? (В дубраве растения и животные взаимосвязаны, приспособлены к совместной жизни. Они друг без друга не смогут просуществовать.)
VII. Прогнозирование детей о нарушении невидимых связей.
Что произойдет, если люди срубят могучий дуб?
Птичка: Ребята! Не забывайте, что природа – это наш дом. Берегите природу, и тогда она отблагодарит вас чистым воздухом, вкусными ягодами, грибами, песнями птиц.
Учитель: Человек не должен нарушать природное равновесие. Он обязан помнить о том, что животный мир и растения находятся в разумном равновесии.)
IX. Чтение текста по учебнику (стр. 60), параллельная работа в тетради на печатной основе (стр.24).
а) Прочитайте внимательно 1-ый абзац текста и определите, какая ещё невидимая связь существует рядом с дубом в осеннем лесу.
Рассмотрите схему. Объясните, почему стрелки между орешником и белкой направлены в разные стороны.
А что связывает орешника с мышкой?
б) Внимательно прочитайте 2-ой абзац текста и определите, кто любит лакомиться гроздьями рябины.
Кто же любит лакомиться рябиной?
Самостоятельно в рабочей тетради обозначьте природные связи стрелками.
X. Групповая работа .
№1. Игра «Найди пару».
а) Используя предложенные картинки с животными и растениями, покажите нам, какие связи существуют между ними. Попытайтесь доказать, чем они полезны по отношению друг к другу.
б) Как вы думаете, существуют ли подобные связи в лесах Кузнецкого района? Ответ обоснуйте.
№2. Рисуночный тест «Кто что ест?»
Внимательно прочитайте задание и покажите стрелочками, существующие связи между данными животными и растениями.
№3.Моделирование невидимых нитей по тексту «Белкин запас»
а) Внимательно прочитайте текст на стр. 61.
б) Определите, о какой группе связей идет речь в тексте.
в) Установите невидимые нити (связи) и смоделируйте их на магнитной доске.
г) Объясните товарищам, как об этом догадались.
XI. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
О каких невидимых нитях говорили на уроке?
Известный писатель Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире».
Хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам.