Разработка урока математики для 1 класса по теме "Построение отрезка. Выявление отрезков на сложном чертеже" УМК "Гармония"
Разработка урока математики для 1 класса по теме "Построение отрезка. Выявление отрезков на сложном чертеже" УМК "Гармония"
Математика
1 класс
УМК «Гармония»
Тема. Построение отрезка. Выявление отрезков на сложном чертеже.
Цель: знакомство с отрезком; черчение отрезка; формирование умения находить отрезки на чертеже и использовать отрезки для моделирования отношений.
Формируемые УУД:
Предметные: а) знать, чем отрезок отличается от луча;
б) уметь чертить отрезки.
Личностные: положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; понимание значения правильного поведения для получения знаний; освоение новых видов деятельности; способность к самооценке своих действий.
Регулятивные: умение выявлять геометрические формы объектов; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осознавать возникающие трудности, искать пути их преодоления.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока математики для 1 класса по теме "Построение отрезка. Выявление отрезков на сложном чертеже" УМК "Гармония"»
Шайхиева Л.Г.
учитель начальных классов
МБОУ «Кадетская школа»
г.Чернушка Пермского края
Математика
1 класс
УМК «Гармония»
Тема. Построение отрезка. Выявление отрезков на сложном чертеже.
Цель: знакомство с отрезком; черчение отрезка; формирование умения находить отрезки на чертеже и использовать отрезки для моделирования отношений.
Формируемые УУД:
Предметные: а) знать, чем отрезок отличается от луча;
б) уметь чертить отрезки.
Личностные: положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; понимание значения правильного поведения для получения знаний; освоение новых видов деятельности; способность к самооценке своих действий.
Регулятивные: умение выявлять геометрические формы объектов; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осознавать возникающие трудности, искать пути их преодоления.
б) логические: учащиеся смогут анализировать и распознавать формы геометрических фигур.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, вести диалог, умение согласовывать свои действия в группах.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель: создание благоприятного психологического климата в классе, настрой на позитивное восприятие учебного материала.
Урок математики.
Ребята, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом, мы вместе порадуются новым знаниям.
Чем же мы занимаемся на уроке математики? (Считаем, пишем, сравниваем…).
И мы знаем, что успех сопутствует только тому ученику…(который сидит правильно, слушает внимательно и думает).
2. Актуализация знаний.
Цель: а) повторить ранее изученные геометрические фигуры;
б) повторить умение обозначать цифрой число предметов.
Нас встречает… ( Точка)
Её зовут…(О). Она приглашает нас в свою страну. Какую? (В страну Геометрию).
Перед нами страна Геометрия. Точка увидела знакомые фигуры.
А вы?
Какие фигуры видите? (Прямые линии). Сколько их? (3)
Откройте рабочие тетради, запишите цифрой число увиденных прямых линий (кривых замкнутых, незамкнутых, всех кривых линий, лучей).
3. Постановка учебной задачи.
Цель: а) выявить и зафиксировать проблему;
б) согласовать тему и задачи урока.
Точка О обрадовалась встрече со своими знакомыми фигурами, а ещё больше тому, что и вы хорошо знаете эти фигуры. Но, к сожалению, среди данных фигур она не увидела, совсем недавно открытую ей самой геометрическую фигуру. Она просит вас внимательно прослушать историю открытия новой геометрической фигуры и определить, что это за фигура, познакомиться с ней.
- Задачи урока…(появляются плакаты: познакомиться…, узнавать…., изображать…)
4.Открытие нового знания.
Цель: а) познакомиться с новой геометрической фигурой – отрезком;
б) выявить отличительные особенности отрезка.
- Вот шла однажды Точка по…
(прямой) и наговаривала себе (физкультминутка – дети шагают и декламируют):
- Линия прямая – без конца, без края,
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдешь конца пути.
Шла-шла, устала. Остановилась
и говорит: «Долго ли я еще буду идти? Скоро ли конец прямой?
- Что же вы, ребята, ей ответите? (У прямой нет конца).
Опечалилась Точка: «Как же быть? Так и идти без конца?»
Тут появились ножницы. Узнали они, о чем печалится Точка, щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую с одной, а потом и с другой стороны.
«Как интересно, - воскликнула Точка, - что же из моей прямой получилось?
Пока она стояла в растерянности, подскочила волшебная ручка и поставила на концах линий пограничников.
Посмотрела Точка налево. Посмотрела направо, увидела линии с одними пограничниками и закричала: «Ура! Слева и справа от меня мои знакомые К и Е – это…(лучи). Ей стало так радостно, весело. Побежала она к лучу К, хотела ей пожать руку, но, что это?
Стоит пограничник А, показывает, что дальше хода нет, линия не имеет продолжения. Побежала к лучу Е.
Здесь снова преграда – пограничник М не пускает. Задумалась Точка,
что же за такая линия получилась, как ее назвать? Луч? Что, ребята, скажете? (У луча один пограничник). А у этой линии два пограничника. Стала рассуждать. Была сначала… Мальчики, помогите ей… (прямая линия). Пришли ножницы и отрезали ее с двух концов. Осталась только часть прямой. Раз отрезали, значит, получился …(отрезок). «Ура! – я придумала, получился отрезок, - закричала Точка. И с тех пор, в стране Геометрии часть прямой линии, ограниченной с двух концов стали называть отрезком. Отрезки также как и лучи называют каждый по- разному, но, чтобы отличать от лучей, называют двух пограничников. Получился отрезок АМ.
- Какое же открытие сделала Точка? (В стране Геометрии есть фигура – отрезок).
- Что же она выяснила об отрезке? (Отрезок – часть прямой, ограниченной с двух концов. Чтобы назвать отрезок, надо называть обоих пограничников).
5. Первичное закрепление.
Цель: умение распознавать отрезок среди других геометрических фигур.
- Точка теперь просит узнать среди ее знакомых и друзей отрезки.
а)
- Сколько на рисунке отрезков? (2). Покажите их.
Еще какие есть геометрические фигур? (Один ребенок у доски показывает группу фигур, остальные считают).
Физкультминутка.
1,2,.3,4.5 – все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину заложим
И легко, легко подышим.
1 – подняться, подтянуться.
2 – согнуться, разогнуться.
3 – в ладоши три хлопка.
На 4 – руки шире.
5 – руками помахать.
6 – за парту тихо сесть.
б) с.65, №142
_ Для чего мы выполняли эти задания? (Учились узнавать отрезок среди других геометрических фигур).
6. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль по эталону.
Цель: а) построить отрезок на основе полученных знаний;
б) тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Какую задачу урока осталось решить? (Изобразить отрезок).
(Групповая работа).
Анализ работы групп (некоторые выносят ход рассуждения на доску, выбирается лучший вариант).
Сравнение хода рассуждения с эталоном - №140.
7. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: проверить умение использовать новые знания в системе знаний.
- Что мы можем делать с отрезком? (Узнавать среди других геометрических фигур, чертить).
- Что еще можно делать с отрезками, узнаете при выполнении следующего задания: С.66, №145