Разработка урока литературного чтения по теме: А.Погорельский "Чёрная курица или Подземные жители"
Разработка урока литературного чтения по теме: А.Погорельский "Чёрная курица или Подземные жители"
Тема урока: А Погорельский «Чёрная курица или подземные жители».
Цели урока:
- провести всесторонний анализ второй и 3 части сказки;
- пополнить знания об авторе, о писателях того времени;
- вызвать интерес к жизни и творчеству А. Погорельского;
- воспитывать нравственные качества учащихся на примере главного героя;
- расширять словарный запас;
- развивать навык беглого и внимательного чтения;
- развивать умение ориентироваться в тексте;
- развитие образного представления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения по теме: А.Погорельский "Чёрная курица или Подземные жители" »
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» Урок литературного чтенияА. Погорельский"Черная курица или Подземные жители" Учитель начальных классов: Соколова Ольга Ивановна
2014-2015 учебный год
г. Лабытнанги
Тема урока: А Погорельский «Чёрная курица или подземные жители».
Цели урока:
- провести всесторонний анализ второй и 3 части сказки; - пополнить знания об авторе, о писателях того времени; - вызвать интерес к жизни и творчеству А. Погорельского; - воспитывать нравственные качества учащихся на примере главного героя; - расширять словарный запас; - развивать навык беглого и внимательного чтения; - развивать умение ориентироваться в тексте; - развитие образного представления.
Оборудование:кроссворд, устаревшие слова и их значения, жетоны, книги.
I. Организационный момент.
- Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:
“Чтение – вот лучшее…” (учение)
- Закончите фразу. - А кого мы называем хорошим, серьезным читателем ?
(Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст)
II. Викторина.
- Посмотрим, насколько вы внимательные читатели.
(За правильный ответ ученик получает жетон)
Послушайте диалог (с. 99 – 100) и определите, кому принадлежат эти реплики. (А. Погорельский и племянник Алеша)
Где жил А. Погорельский? (На Украине, в имении).
Что такое имение? (Помещичья усадьба в деревне).
Как оно называется? (Погорельцы).
Являются ли слова имение и имя однокоренными?
Что такое псевдоним? (Вымышленное имя).
Назовите настоящее имя А. Погорельского? (Алексей Алексеевич Перовский).
Для кого была написана сказка? (Для племянника Алеши).
Кем стал племянник в будущем? (Поэт, писатель, драматург).
- Молодцы, вы хорошо поработали. Встаньте те, кто получил больше одного жетона. - В русской литературе фамилия Толстой встречалась неоднократно. Какой именно Толстой является племянником Погорельского?
(Выбирают из трех фамилий: Л.Н. Толстой, А.К. Толстой, А.Н. Толстой).
III. Проверка домашнего задания.
- Какую новую страницу в детской литературе открыл А. Погорельский? (Написал первую литературную сказку для детей). - Как называется эта сказка ? (“Черная курица или подземные жители”).
Отправимся туда снова и встретимся с уже полюбившимися нам героями: Чернушкой и Алешей.
Дома вы давали характеристику Алеши, выделяли его человеческие качества, открывшиеся нам в первой части.
- В тексте вам встретились слова, передающие характер эпохи и не совсем понятные нам сейчас. Вы выписывали эти слова в “Тетрадь по чтению”. Проверим, запомнили ли вы лексическое значение этих слов. Положите перед собой листок и соедините слово с его значением.
(Один ученик работает у доски).
Рукомойник
Длинный выступ (у печки, у стены) для лежания
Сени
Глиняные плитки
Лежанка
Подсвечник
Изразцы
Небольшой висячий умывальник
Шандал
Помещение между жилой частью дома и крыльцом
Молодцы!
- Где можно уточнить значения непонятных нам слов? (В толковом словаре). - Какие сказочные события произошли в первой части?
IV. Работа с текстом до чтения второй части.
“Алеша хотел было остановиться, но Чернушка ему не позволила”.
- Предположите, какие события могли произойти с Алешей дальше.
В этом вам помогут опорные слова:
проснулась старушка рыцари приподнялись долго-долго шли сражаться обморок
Прочитайте вторую часть самостоятельно, подчеркивая карандашом незнакомые слова.
V. Работа с текстом во время чтения 2 части.
1) - Подтвердились ли наши предположения? - Кто такие рыцари? - Зачитайте описание рыцарей. (с.106) - А в нашей сказке рыцари являются положительными или отрицательными героями? Почему? (Отрицательные герои, воюют с Чернушкой). - Зачитайте сцену битвы. - Выделите в предложении глаголы, показывающие стремительное развитие событий. (Соскочили, ударили, бросились). - А что же случилось с Алешей? (Ему сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало, и он упал в обморок). - Как бы вы вели себя на месте Алеши?
2) - Что нового узнали о мальчике? Какие качества можно добавить? (Нетерпеливый, непослушный).
3) - Какие слова вызвали у вас затруднения и вы выделили их при чтении?
VI. Физминутка.
VII. Комментированное чтение 3 части.
- Интересно ли вам, что будет дальше. Как вы думаете, увидит ли Алеша Чернушку еще раз? Почему?
1 ) Читаем 1 абзац. - Алеша получил большое впечатление от увиденного ночью.
Докажите это словами из текста.
(Долго не мог опомниться, виденное не выходило у него из головы).
- Почему он так хотел выбежать во двор? Кого он хотел увидеть?
(Чернушку, хотел снова попасть в сказку).
- Посмотрите, как интересно построено последнее предложение абзаца.
Перечитайте его.
- Какую смысловую роль играет союз но ?
(Действия предметов противопоставляются).
- Он с нетерпением ждет минуты, чтобы выйти из дому, но, как нарочно, идет сильный снег.
Сама природа против желания мальчика.
2) Чтение диалога.
- Что расстроило Алешу за обедом? (Курица пропала, давно была назначена на кухню). - Чего он ждал с нетерпением? (Когда настанет время ложиться спать).
3) Чтение диалога в лицах.
- Как Алешу характеризует Чернушка? (Добрый, ветреный, никого не слушает с первого слова). - А каким еще стал Алеша? (Послушным)
Мир, в который он попал ночью, напомнил ему сказку, и чтобы попасть туда снова он готов измениться, стать послушным.
4) Чтение до конца.
- Кого встретил Алеша, проходя через комнаты? - Нарушил ли Алеша запрет Чернушки на этот раз? Зачитать.
Молодцы! Вы настоящие читатели.
VIII. Кроссворд.
- Я предлагаю вам разгадать кроссворд, в который вошли слова из текста.
Если вы запишите слова правильно, то отгадаете ключевое слово.
(Работа в парах).
По вертикали:
Что явилось в серебряных шандалах?
Из чего сделаны куклы?
Куда давно была назначена курица?
Как называет автор комнаты старушек?
- Какое ключевое слово получилось? (Чернушка).
IX Итог.
- Докажите, что эта сказка написана специально для детей? (Понятна нам, герой ребенок, волшебство). - Что нового узнали о писателе, об Алеше?
Погорельский: добрый, верит в чудеса и его герои такие же.
X. Релаксация.
- Кому понравилась эта сказка, и кто согласен со словами Оли, что эта сказка чудесная, поднимите жетон.
Эту сказку с интересом читали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, а теперь и вы.
Она многократно переиздавалась. (Показ книг).
Если у кого- то из вас появилось желание прочитать сказку полностью, может начать чтение на каникулах.