kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка интегрированного урока в 1 классе "Весна: пробуждение природы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок в 1 классе

 (математика + окружающий мир + технология + русский язык + литературное чтение + музыка)

Разработка урока рассчитана на 2 урока.

Тема урока: Весна: пробуждение природы.

Цель: создание благоприятных условий для уточнения и расширения  представлений учащихся о признаках весны; показать пробуждение природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока в 1 классе "Весна: пробуждение природы".»

Интегрированный урок в 1 классе

(математика + окружающий мир + технология + русский язык + литературное чтение + музыка)

Разработка урока рассчитана на 2 урока.

Тема урока: Весна: пробуждение природы.

Цель: создание благоприятных условий для уточнения и расширения представлений учащихся о признаках весны; показать пробуждение природы.

Задачи:

1.Познакомить с явлениями природы в разные времена года.

2.Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

3.Развивать коммуникативные умения работы в группе, в парах.

4.Повышать интерес к учебно-познавательной деятельности с помощью ИКТ.

5. Выделить признаки весны.

6. Дать представление об изменениях в жизни растений, животных, человека весной.

7.Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

8. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Формировать УУД:

– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД);

– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД);

– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (регулятивные УУД);

– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).

Планируемые результаты.

Предметные:

-иметь представление о характерных признаках весны.

-уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (личностные УУД).

Метапредметные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (регулятивные УУД).

-уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (коммуникативные УУД).

-уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД)

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый, АМО.

Формы организации познавательной деятельности:

• фронтальная работа;

  • парная;

• групповая;

• индивидуальная.

Оборудование:

• учебник “Окружающий мир” для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;

• рабочая тетрадь по математике;

  • дидактический материал для работы в группах, парах;

• мультимедиа установка, компьютер;

• чашка петри с водой, вата

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

СЛАЙД

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг … природа.

-Что такое природа?

-А на каком уроке мы изучаем природу?

3.Постановка учебной задачи

-Сегодня на уроке окружающего мира мы попробуем себя в роли художников, математиков, поэтов и композиторов. А также нам встретятся задания из области русского языка и технологии.

Итак, в добрый путь.

СЛАЙД

Утром ранним кто- то странный,

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко – рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

-Давайте мы с вами улыбнемся друг другу как солнышко, и начнем урок. А солнышко с самого начала урока будет сиять для нас.

- Ребята, а красивое у нас солнышко? Да - красивое, я тоже так думаю.

-Какое оно яркое и пусть дольше задерживается на небосклоне.

- А когда оно такое бывает? (Весной) СЛАЙД

-Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Тема урока – Весна: пробуждение природы.

-Будем слушать её песню, всматриваться в её краски.

- А какое время года весна сменяет? /зиму/

СЛАЙД

- Назовите мне признаки зимы. /становится холоднее, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д./ СЛАЙД

- А чем весна отличается от зимы? /становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./


- Ребята, давайте вспомним весенние месяцы?

Задание на интерактивной доске (шарики) Дети составляют из шариков название месяцев и делают звуко-буквенный анализ слова. (Март, апрель, май). (Запись месяцев на доске)

4.Усвоение новых знаний и способов действия

- А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы. Первый месяц весны – март – это ранняя весна, апрель – середина, а май – поздняя весна.

СЛАЙД

- МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по–тихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна. В народе называют первый месяц весны капельником.

СЛАЙД

- АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.

СЛАЙД

- МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака.


Посмотрите, солнышко светит и нашим месяцам.

- Одинаково ли оно греет землю во все весенние месяцы? (Нет.)

- Какой весенний месяц самый холодный, самый теплый? Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло.)

Работа по заполнению схемы на доске. «Признаки весны»:

Потепление (карточка)

-А теперь мы сами станем художниками и дополним свою картину.

- Итак, признаки весны нам надо изобразить и на нашей картине.

У нас с самого начала урока светит солнце. Давайте его прикрепим его к нашей картине. (Прикрепляю на доске рисунок солнца)

-Оно для вас приготовило задание

(интерактивная доска – солнышко – лучики)


СЛАЙД

- Теперь нарисуем небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака.)

(прикрепляю облака из белой бумаги).

- Какие осадки выпадают весной? (может снег, может дождь) СЛАЙД

(Вывешиваю на доску бумажные снежинки и капельки дождя)


Опыт СЛАЙД

-Как образуется дождь, вам сейчас покажут пятиклассники.

(опыт с водой и ватой)

Опыт: Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек с ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут капать в блюдце.

- Посмотрите, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки воды не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.

СЛАЙД

- Что происходит со снегом весной? Почему? Поскольку становится все теплее, снег тает: в марте появляются первые проталины.

-Какое значение этого слова нам подскажет толковый словарь. Дети читают значение слова из толкового словаря.

Задание на интерактивной доске – проталина – деление на слоги- ударение).

-Давайте подойдем к картине и посмотрим, как образуются проталины.

Вместе с детьми подходим к картине открываем проталины.

- В апреле их становится все больше и больше, в мае весь снег растаивает. Бегут, журчат, торопятся ручейки. Наши ручейки сбежали в одну большую лужицу, в которой мы сможем запустить маленькие кораблики. Но прежде чем их запустить мы сложим кораблик из геометрических фигур на интерактивной доске. (работа с интерактивной доской – кораблик).

Ребята запускают кораблики и смотрят видео про кораблик.

- А большие возьмете и запустите дома.

Работа по заполнению схемы на доске. «Признаки весны»:

таяние снега

- Что происходит весной с водоемами, узнаем прочитав стихотворение в учебнике на стр.35? (Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами , тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.)

СЛАЙД

Работа по заполнению схемы на доске. «Признаки весны»:

ледоход


-Ребята, помните очень опасно ходить по подтаявшему льду, т. к. он может подломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.

- А что происходит с природой дальше? Чтобы ответить на этот вопрос поделимся результатами проделанной исследовательской работы с веточками.

СЛАЙД

-Давайте посмотрим на наш опыт с веточками и попробуем раскрыть секреты волшебницы весны. Посмотрите на результаты нашего опыта и скажите, произошли ли с ветками деревьев какие-нибудь изменения (для проведения данного опыта учащиеся заранее приготовили веточки)? Группа учеников демонстрирует результаты опыта (показ веточек с набухшими почками и листочками)

1-ую веточку мы поставили на окно без воды. Что заметили? (Она засохла.)

2-ую веточку мы поставили с водой в холодильник. (Ничего не произошло.)

3-ью веточку мы поставили с водой на подоконник. (У нее набухли почки.)

- Какой можно сделать вывод? Что надо растениям, чтобы они пробудились от зимнего сна? (Тепло, свет, вода.)


Продолжение заполнения схемы «Признаки весны»: СЛАЙД

набухание почек

появление листочков

Ставим веточку с листочками в картину. (работа с карточками – состав 10)

-А какие цветы появляются первыми?

СЛАЙД

- Да, подснежник - это первый весенний цветок, поэтому их называют первоцветами, он настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П.И. Чайковского. С самого раннего детства Чайковский любил наблюдать и наслаждаться в русских лесах этим чудом природы.

СЛАЙД (подснежник+музыка)

- Сейчас вы послушаете пьесу П.И.Чайковского, которая называется: "Апрель. Подснежник". В ней композитор передаёт радостное настроение, вызванное приходом весны и расцветающей природой. Под дуновением лёгкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы - подснежники.


Звучит аудиозапись П.Чайковского "Подснежник". (Дети присели.)

- Отдохните, глубоко подышите. Какая чудесная, спокойная мелодия. А сейчас встаньте и присядьте все к полу, представив, будто вы подснежники.

Лучи солнца посветили на вас, разбудили подснежники и они потянулись, улыбнулись, распустили свои листики, цветочки стали расти, расти, к солнышку потянулись. (Медленно встают, протягивают руки вверх, смотрят на солнышко.)


Какое яркое солнышко, даже смотреть на него невозможно. Прищурьте глазки, а теперь раскройте их, похлопайте солнышку и себе.

Молодцы, какая приятная была музыка! Это потому что пришла весна, стало тепло и радостно. Из-под снега появились первые весенние цветы-подснежники.

Ребята, как вы думаете, почему подснежник получил такое название? Появился первым из-под снега.

Подберите к слову родственные слова. (на доске)

СЛАЙД

-А теперь мы этот цветок изготовим и добавим в нашу картину.

Изготовление подснежников (видео - подснежник).

-Мы прослушали классическую музыку, а сейчас обратите внимание на композицию современных исполнителях о подснежнике.

Заполнения схемы «Признаки весны»:

Первоцветы


Но не только растения реагируют на появление тепла, есть ещё одна примета весны – прилёт … кого?

ПЕРЕМЕНА


Одним из самых чудесных явлений – прилет птиц. Леса, парки, скверы и улицы заполняются весенними перезвонами и многоголосием птиц, вернувшихся в родные края. Сегодня мы будем говорить о птицах нашего края.

- Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?

А знаете ли вы, как называется птица – вестник весны (грач)

- Обратите внимание на картину А.К. Саврасова

СЛАЙД

Картина так и называется «Грачи прилетели».

Данил

Грачи прилетают из тёплых стран первыми.

Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.

Есть примета: Ранний прилет грачей – к теплой весне.

Грачи не боятся холодов и пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека.

СЛАЙД

- Послушайте голоса птиц. А каких птиц вы узнаете, если решите примеры.

Эмиля

(Выходит ученик) Скворец поёт у места гнездования очень оживлённо, часто взмахивая крыльями, широко раскрыв клюв. Скворцы пересмешники и включают в сою песню разнообразные услышанные звуки – от отрывков песен до лая собаки. Хорошо подражают скворцы и человеческому голосу.

(К картине прикрепляем скворца)

СЛАЙД

Маша

Соловей получил свой название, как ни странно, ни за звонкие песни, на за чарующий голос, а за невзрачный серый цвет, по старому - «соловый». Оказывается, и у человека, и у птицы внешняя красота – не главное. Самого соловья мы не и не замечаем, а вот голосом заслушиваемся. Народная мудрость гласит: если соловей поёт всю ночь – днём будет хорошая погода.

СЛАЙД

Настя

Кукушка. Большую часть года кукушка ведёт скрытный, молчаливый образ жизни. Лишь весной и в первой половине лета самки и особенно самцы становятся заметными и шумными, привлекая к себе внимание. Кукушка очень полезна. Благодаря своему аппетиту, взрослая кукушка за час поедает до 100 гусениц. Среди гусениц есть такие, которые не едят птицы – волосатые и ядовитые. А кукушка поедает их с удовольствием.

СЛАЙД

Алена

Дрозды по земле передвигаются прыжками, приседая при этом. Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений. Гнездятся на деревьях, кустах или на земле; гнёзда большие, часто с землёй или глиной в стенках. Питаются насекомыми, пауками, червями, моллюсками, ягодами, часто кормятся на земле.

СЛАЙД

Кристиан

Жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперения.  Эта маленькая птичка известна довольно громким и мелодичным пением. Песня жаворонка приносит людям много радости. Недаром в народе установился обычай печь булочки в виде жаворонка.

-По примете если испечешь весной жаворонка удача не обойдет твой дом стороной. Проверим эту примету. Ваши родители испекли жаворонков для вас и наших гостей.

Заполнения схемы «Признаки весны»:

Прилет птиц


-Давайте составим задачу про птиц.

Задача. Вам надо будет выделить части задачи, решить.

условие, вопрос, решение, ответ

-Сделайте вывод, из чего состоит задача? (Задачи состоят из условия, вопроса, решения, ответа)

Весной птицы устраивают гнезда и выводят птенцов.

- Из чего появляются птенцы? Из яиц.

Самостоятельная работа. Помогите вылупиться птенцам.

«Найди число» СЛАЙД



-Вы молодцы! Все справились с заданием.

- Нередко ребята разоряют птичьи гнёзда просто так, без нужды, из озорства. Они не думают, какой огромный вред приносят родной природе. Яйца птиц – это птичий клад. В каждом яйце скрыта жизнь – будущая птица. Птичий клад не надо трогать, иначе он может погибнуть и не принести людям радости. Да и птицы, почуяв человеческий запах, бросают свои гнёзда.

Не разоряйте птичьих гнезд!

-А теперь рассмотрим весенние картинки в учебнике окружающего мира на стр. 68-69

СЛАЙД

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Они появились самыми первыми на Земле. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Они – часть природы. Насекомые умеют летать, прыгать.

Рассмотрите насекомых на стр.70.

У всех есть голова, брюшко, грудь.

Посчитайте количество ног у каждого. Что заметили? Что общего у всех?

Кого же можно назвать насекомыми?


Насекомые – это животные, у которых шесть ног.

Насекомых можно узнать по числу ног. Тело насекомых в бороздках, будто оно насечено. Поэтому они и называются насекомыми, от слов «насечка», «насекать».

Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой, похлопочет над цветком- он поделится медком.

Кто это?

Я уверена, многие любят пить чай с ароматным мёдом. А как он попадает к нам на стол? (Приносят пчёлы)

Задание на интерактивной доске – пчела-закономерность.

-Какую пользу они приносят природе, людям?

Отвечают на вопросы, делают выводы:

Они украшают нашу землю, пчёлы дают нам мёд. Бабочки радуют нас своей красотой, заботятся о чистоте природы, поедают вредителей. Давайте и мы украсим нашу картину насекомыми. (дети прикрепляют насекомых к картине).

Заполнения схемы «Признаки весны»:

Появление насекомых

ФИЗМИНУТКА ПРО ЗВЕРЕЙ

- Скажите, повлияла ли весна на жизнь зверей? А как?

/ весной после спячки пробуждаются медведи, ежи, змеи. Зайцы меняют шубку, многие животные выводят детёнышей/

Задание на интерактивной доске – кубики-животные.

Дети берут поделки животных и переносят на картину.

-Какое из этих слов является словарным? (медведь- запись на доске-ударение)

-Какое животное может жить и в воде и на суше?

-Следующее задание вам приготовила лягушка.

Задание на интерактивной доске – лягушка-сравнение.

- Весной охота на зверей строго запрещена. Почему?

Заполнения схемы «Признаки весны»:

Изменения в жизни зверей


- Ребята, мы сегодня были прекрасными художниками и математиками. А кто еще воспевает весну словами?

- Попробуем мы себя тоже в роли поэтов и писателей.

-Для этого проведем небольшую разминку. СЛАЙД

Я начну, а вы продолжайте:

На-на-на, наконец, пришла …… (весна)

Чи-чи-чи, прилетели к нам ….. (грачи)

Ло-ло-ло, всем от солнышка …. (тепло)


-Молодцы! Вы очень талантливые, гениальные, способные ученики.

5.Обобщение и систематизация полученных знаний

– В начале урока мы говорили, что весна бывает ранняя, середина весны и поздняя. Ребята, прочитайте телеграммы, которые прислала Весна, и ответьте на вопрос: «О какой весне говорится в каждой телеграмме (о ранней, середине или поздней)?» Почему так решили? СЛАЙД

Телеграмма 1

ВЕСНА ПРИЛЕТЕЛА К НАМ НА СОЛНЕЧНЫХ КРЫЛЬЯХ, У НЕЁ СТРОГИЙ РАСПОРЯДОК РАБОТ. ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ОНА ОСВОБОЖДАЕТ ЗЕМЛЮ, ДЕЛАЕТ ПРОТАЛИНКИ.

Телеграмма 2

ВЕСНА ОСВОБОЖДАЕТ ИЗ-ПОДО ЛЬДА ВОДУ. РУЧЕЙКИ ТАЛОГО СНЕГА дружно СБЕгают В РЕКИ. ВОДА ПОДНЯЛАСЬ И СБРОСИЛА С СЕБЯ ЛЕДЯНОЙ ГНЁТ. ЗАЖУРЧАЛИ ВЕСЕННИЕ ПОТОКИ.

Телеграмма 3

ВЕСНА НАЧАЛА ОДЕВАТЬ ЗЕМЛЮ И ЛЕС ЗЕЛЕНЬЮ ЛИСТЬЕВ. ОДЕВАЮТСЯ ДЕРЕВЬЯ. ЛЕГКОКРЫЛЫЕ НАСЕКОМЫЕ КРУЖАТ НАД ПЁСТРЫМ ЛУГОМ. КРУГОМ МНОГО ЯРКИХ КРАСОК.


-Ребята, итак, по каким признакам можно определить, что наступила весна?


Работа со стихотворением в учебнике «Литературное чтение», разгадывание кроссворда.


-А ещё я хочу у вас спросить: "Те признаки весны, которые вы назвали, мы только видим или ещё и слышим?" С помощью каких звуков мы узнаём весну? (Журчание ручья, звон капели, пение птиц и т.д.)


6. Релаксация: минута тишины (давайте послушаем тишину, закройте глаза)


Кругом тишина, тишина, тишина.

Вдруг звонкой капелью сменилась она,

Ручьи зазвенели и птицы запели: (включается аудиозапись звуки весны: капель, журчание ручья, шум воды, пение птиц).


- Какие весенние звуки вы услышали? Но разве летом мы не слышим пение птиц, журчание ручья? Так почему же мы связываем эти звуки именно с приходом весны? Почему именно весной мы рады этим звукам больше, чем летом? (Звуков этих не было всю зиму. Природа спала, а тут проснулась. Эти особые звуки напоминают человеку о том, что длинная зима вновь сменяется весной, что скоро всё будет зелёным).


Элементарное музицирование:


- Давайте и мы попробуем воспроизвести звуки весны. Для этого нам понадобятся музыкальные инструменты: пение птиц - свистулька, капель - треугольник, журчание ручья - колокольчик (дети играют на музыкальных инструментах под минусовку песни "Солнечная капель", слова И. Вахрушевой, музыка С. Соснина).

Видео-пробуждение

- И все эти весенние звуки рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихах, песнях, в прозе, картинах.


- В природе всё откликнулось на весеннее настроение.

- Всё живое радуется весне. Весна приносит радость и ощущение расцветающей природы. Давайте споём песню так, чтобы весна услышала, как мы любуемся ею и восхищаемся звуками весны.


"Веселая весенняя песенка" (хоровое исполнение)

7.Итог урока

- У вас на столах лежат вырезанные из бумаги листочки и снежинки. Если вам понравился урок и в вашей душе зажёгся весенний лучик, поднимите зелёный листочек, а если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, поднимите снежинку.

- Наш урок подошёл к концу, но путешествие в весенний мир природы не закончилось. Слушайте и смотрите весну. И о своих необычных наблюдениях вы расскажете на следующих уроках.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка интегрированного урока в 1 классе "Весна: пробуждение природы".

Автор: Волошина Татьяна Николаевна и Бездудная Елена Николаевна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267334


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства