Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока в 1 классе "Весна: пробуждение природы".»
Интегрированный урок в 1 классе
(математика + окружающий мир + технология + русский язык + литературное чтение + музыка)
Разработка урока рассчитана на 2 урока.
Тема урока: Весна: пробуждение природы.
Цель: создание благоприятных условий для уточнения и расширения представлений учащихся о признаках весны; показать пробуждение природы.
Задачи:
1.Познакомить с явлениями природы в разные времена года.
2.Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
3.Развивать коммуникативные умения работы в группе, в парах.
4.Повышать интерес к учебно-познавательной деятельности с помощью ИКТ.
5. Выделить признаки весны.
6. Дать представление об изменениях в жизни растений, животных, человека весной.
7.Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
8. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Формировать УУД:
– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).
Планируемые результаты.
Предметные:
-иметь представление о характерных признаках весны.
-уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (личностные УУД).
Метапредметные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (регулятивные УУД).
-уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (коммуникативные УУД).
-уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД)
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый, АМО.
Формы организации познавательной деятельности:
• фронтальная работа;
парная;
• групповая;
• индивидуальная.
Оборудование:
• учебник “Окружающий мир” для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;
• рабочая тетрадь по математике;
дидактический материал для работы в группах, парах;
• мультимедиа установка, компьютер;
• чашка петри с водой, вата
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Актуализация знаний
СЛАЙД
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.
-Что такое природа?
-А на каком уроке мы изучаем природу?
3.Постановка учебной задачи
-Сегодня на уроке окружающего мира мы попробуем себя в роли художников, математиков, поэтов и композиторов. А также нам встретятся задания из области русского языка и технологии.
Итак, в добрый путь.
СЛАЙД
Утром ранним кто- то странный,
Заглянул в мое окно.
На ладони появилось
Ярко – рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
-Давайте мы с вами улыбнемся друг другу как солнышко, и начнем урок. А солнышко с самого начала урока будет сиять для нас.
- Ребята, а красивое у нас солнышко? Да - красивое, я тоже так думаю.
-Какое оно яркое и пусть дольше задерживается на небосклоне.
- А когда оно такое бывает? (Весной) СЛАЙД
-Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Тема урока – Весна: пробуждение природы.
-Будем слушать её песню, всматриваться в её краски.
- А какое время года весна сменяет? /зиму/
СЛАЙД
- Назовите мне признаки зимы. /становится холоднее, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д./ СЛАЙД
- А чем весна отличается от зимы? /становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./
- Ребята, давайте вспомним весенние месяцы?
Задание на интерактивной доске (шарики) Дети составляют из шариков название месяцев и делают звуко-буквенный анализ слова. (Март, апрель, май). (Запись месяцев на доске)
4.Усвоение новых знаний и способов действия
- А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы. Первый месяц весны – март – это ранняя весна, апрель – середина, а май – поздняя весна.
СЛАЙД
- МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по–тихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна. В народе называют первый месяц весны капельником.
СЛАЙД
- АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
СЛАЙД
- МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака.
Посмотрите, солнышко светит и нашим месяцам.
- Одинаково ли оно греет землю во все весенние месяцы? (Нет.)
- Какой весенний месяц самый холодный, самый теплый? Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло.)
Работа по заполнению схемы на доске. «Признаки весны»:
Потепление (карточка)
-А теперь мы сами станем художниками и дополним свою картину.
- Итак, признаки весны нам надо изобразить и на нашей картине.
У нас с самого начала урока светит солнце. Давайте его прикрепим его к нашей картине. (Прикрепляю на доске рисунок солнца)
-Оно для вас приготовило задание
(интерактивная доска – солнышко – лучики)
СЛАЙД
- Теперь нарисуем небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака.)
(прикрепляю облака из белой бумаги).
- Какие осадки выпадают весной? (может снег, может дождь) СЛАЙД
(Вывешиваю на доску бумажные снежинки и капельки дождя)
Опыт СЛАЙД
-Как образуется дождь, вам сейчас покажут пятиклассники.
(опыт с водой и ватой)
Опыт: Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек с ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут капать в блюдце.
- Посмотрите, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки воды не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.
СЛАЙД
- Что происходит со снегом весной? Почему? Поскольку становится все теплее, снег тает: в марте появляются первые проталины.
-Какое значение этого слова нам подскажет толковый словарь. Дети читают значение слова из толкового словаря.
Задание на интерактивной доске – проталина – деление на слоги- ударение).
-Давайте подойдем к картине и посмотрим, как образуются проталины.
Вместе с детьми подходим к картине открываем проталины.
- В апреле их становится все больше и больше, в мае весь снег растаивает. Бегут, журчат, торопятся ручейки. Наши ручейки сбежали в одну большую лужицу, в которой мы сможем запустить маленькие кораблики. Но прежде чем их запустить мы сложим кораблик из геометрических фигур на интерактивной доске.(работа с интерактивной доской – кораблик).
Ребята запускают кораблики и смотрят видео про кораблик.
- А большие возьмете и запустите дома.
Работа по заполнению схемы на доске. «Признаки весны»:
таяние снега
- Что происходит весной с водоемами, узнаем прочитав стихотворение в учебнике на стр.35? (Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами , тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.)
СЛАЙД
Работа по заполнению схемы на доске. «Признаки весны»:
ледоход
-Ребята, помните очень опасно ходить по подтаявшему льду, т. к. он может подломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.
- А что происходит с природой дальше? Чтобы ответить на этот вопрос поделимся результатами проделанной исследовательской работы с веточками.
СЛАЙД
-Давайте посмотрим на наш опыт с веточками и попробуем раскрыть секреты волшебницы весны. Посмотрите на результаты нашего опыта и скажите, произошли ли с ветками деревьев какие-нибудь изменения (для проведения данного опыта учащиеся заранее приготовили веточки)? Группа учеников демонстрирует результаты опыта (показ веточек с набухшими почками и листочками)
1-ую веточку мы поставили на окно без воды. Что заметили? (Она засохла.)
2-ую веточку мы поставили с водой в холодильник. (Ничего не произошло.)
3-ью веточку мы поставили с водой на подоконник. (У нее набухли почки.)
- Какой можно сделать вывод? Что надо растениям, чтобы они пробудились от зимнего сна? (Тепло, свет, вода.)
Продолжение заполнения схемы «Признаки весны»: СЛАЙД
набухание почек
появление листочков
Ставим веточку с листочками в картину. (работа с карточками – состав 10)
-А какие цветы появляются первыми?
СЛАЙД
- Да, подснежник - это первый весенний цветок, поэтому их называют первоцветами, он настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П.И. Чайковского. С самого раннего детства Чайковский любил наблюдать и наслаждаться в русских лесах этим чудом природы.
СЛАЙД (подснежник+музыка)
- Сейчас вы послушаете пьесу П.И.Чайковского, которая называется: "Апрель. Подснежник". В ней композитор передаёт радостное настроение, вызванное приходом весны и расцветающей природой. Под дуновением лёгкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы - подснежники.
- Отдохните, глубоко подышите. Какая чудесная, спокойная мелодия. А сейчас встаньте и присядьте все к полу, представив, будто вы подснежники.
Лучи солнца посветили на вас, разбудили подснежники и они потянулись, улыбнулись, распустили свои листики, цветочки стали расти, расти, к солнышку потянулись. (Медленно встают, протягивают руки вверх, смотрят на солнышко.)
Какое яркое солнышко, даже смотреть на него невозможно. Прищурьте глазки, а теперь раскройте их, похлопайте солнышку и себе.
Молодцы, какая приятная была музыка! Это потому что пришла весна, стало тепло и радостно. Из-под снега появились первые весенние цветы-подснежники.
Ребята, как вы думаете, почему подснежник получил такое название? Появился первым из-под снега.
Подберите к слову родственные слова. (на доске)
СЛАЙД
-А теперь мы этот цветок изготовим и добавим в нашу картину.
Изготовление подснежников (видео - подснежник).
-Мы прослушали классическую музыку, а сейчас обратите внимание на композицию современных исполнителях о подснежнике.
Заполнения схемы «Признаки весны»:
Первоцветы
Но не только растения реагируют на появление тепла, есть ещё одна примета весны – прилёт … кого?
ПЕРЕМЕНА
Одним из самых чудесных явлений – прилет птиц. Леса, парки, скверы и улицы заполняются весенними перезвонами и многоголосием птиц, вернувшихся в родные края. Сегодня мы будем говорить о птицах нашего края.
- Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?
А знаете ли вы, как называется птица – вестник весны (грач)
- Обратите внимание на картину А.К. Саврасова
СЛАЙД
Картина так и называется «Грачи прилетели».
Данил
Грачи прилетают из тёплых стран первыми.
Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.
Есть примета: Ранний прилет грачей – к теплой весне.
Грачи не боятся холодов и пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека.
СЛАЙД
- Послушайте голоса птиц. А каких птиц вы узнаете, если решите примеры.
Эмиля
(Выходит ученик) Скворец поёт у места гнездования очень оживлённо, часто взмахивая крыльями, широко раскрыв клюв. Скворцы пересмешники и включают в сою песню разнообразные услышанные звуки – от отрывков песен до лая собаки. Хорошо подражают скворцы и человеческому голосу.
(К картине прикрепляем скворца)
СЛАЙД
Маша
Соловей получил свой название, как ни странно, ни за звонкие песни, на за чарующий голос, а за невзрачный серый цвет, по старому - «соловый». Оказывается, и у человека, и у птицы внешняя красота – не главное. Самого соловья мы не и не замечаем, а вот голосом заслушиваемся. Народная мудрость гласит: если соловей поёт всю ночь – днём будет хорошая погода.
СЛАЙД
Настя
Кукушка.Большую часть года кукушка ведёт скрытный, молчаливый образ жизни. Лишь весной и в первой половине лета самки и особенно самцы становятся заметными и шумными, привлекая к себе внимание. Кукушка очень полезна. Благодаря своему аппетиту, взрослая кукушка за час поедает до 100 гусениц. Среди гусениц есть такие, которые не едят птицы – волосатые и ядовитые. А кукушка поедает их с удовольствием.
СЛАЙД
Алена
Дрозды по земле передвигаются прыжками, приседая при этом. Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений. Гнездятся на деревьях, кустах или на земле; гнёзда большие, часто с землёй или глиной в стенках. Питаются насекомыми, пауками, червями, моллюсками, ягодами, часто кормятся на земле.
СЛАЙД
Кристиан
Жаворонок размером немного крупнееворобьяи имеет неяркую, но привлекательную окраску оперения. Эта маленькая птичка известна довольно громким и мелодичным пением. Песня жаворонка приносит людям много радости. Недаром в народе установился обычай печь булочки в виде жаворонка.
-По примете если испечешь весной жаворонка удача не обойдет твой дом стороной. Проверим эту примету. Ваши родители испекли жаворонков для вас и наших гостей.
Заполнения схемы «Признаки весны»:
Прилет птиц
-Давайте составим задачу про птиц.
Задача. Вам надо будет выделить части задачи, решить.
условие, вопрос, решение, ответ
-Сделайте вывод, из чего состоит задача? (Задачи состоят из условия, вопроса, решения, ответа)
- Нередко ребята разоряют птичьи гнёзда просто так, без нужды, из озорства. Они не думают, какой огромный вред приносят родной природе. Яйца птиц – это птичий клад. В каждом яйце скрыта жизнь – будущая птица. Птичий клад не надо трогать, иначе он может погибнуть и не принести людям радости. Да и птицы, почуяв человеческий запах, бросают свои гнёзда.
Не разоряйте птичьих гнезд!
-А теперь рассмотрим весенние картинки в учебнике окружающего мира на стр. 68-69
СЛАЙД
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Они появились самыми первыми на Земле. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Они – часть природы. Насекомые умеют летать, прыгать.
Рассмотрите насекомых на стр.70.
У всех есть голова, брюшко, грудь.
Посчитайте количество ног у каждого. Что заметили? Что общего у всех?
Кого же можно назвать насекомыми?
Насекомые – это животные, у которых шесть ног.
Насекомых можно узнать по числу ног. Тело насекомых в бороздках, будто оно насечено. Поэтому они и называются насекомыми, от слов «насечка», «насекать».
Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой, похлопочет над цветком- он поделится медком.
Кто это?
Я уверена, многие любят пить чай с ароматным мёдом. А как он попадает к нам на стол? (Приносят пчёлы)
Задание на интерактивной доске – пчела-закономерность.
-Какую пользу они приносят природе, людям?
Отвечают на вопросы, делают выводы:
Они украшают нашу землю, пчёлы дают нам мёд. Бабочки радуют нас своей красотой, заботятся о чистоте природы, поедают вредителей. Давайте и мы украсим нашу картину насекомыми. (дети прикрепляют насекомых к картине).
Заполнения схемы «Признаки весны»:
Появление насекомых
ФИЗМИНУТКА ПРО ЗВЕРЕЙ
- Скажите, повлияла ли весна на жизнь зверей? А как?
/ весной после спячки пробуждаются медведи, ежи, змеи. Зайцы меняют шубку, многие животные выводят детёнышей/
Задание на интерактивной доске – кубики-животные.
Дети берут поделки животных и переносят на картину.
-Какое из этих слов является словарным? (медведь- запись на доске-ударение)
-Какое животное может жить и в воде и на суше?
-Следующее задание вам приготовила лягушка.
Задание на интерактивной доске – лягушка-сравнение.
- Весной охота на зверей строго запрещена. Почему?
Заполнения схемы «Признаки весны»:
Изменения в жизни зверей
- Ребята, мы сегодня были прекрасными художниками и математиками. А кто еще воспевает весну словами?
- Попробуем мы себя тоже в роли поэтов и писателей.
-Для этого проведем небольшую разминку. СЛАЙД
Я начну, а вы продолжайте:
На-на-на, наконец, пришла …… (весна)
Чи-чи-чи, прилетели к нам ….. (грачи)
Ло-ло-ло, всем от солнышка …. (тепло)
-Молодцы! Вы очень талантливые, гениальные, способные ученики.
5.Обобщение и систематизация полученных знаний
– В начале урока мы говорили, что весна бывает ранняя, середина весны и поздняя. Ребята, прочитайте телеграммы, которые прислала Весна, и ответьте на вопрос: «О какой весне говорится в каждой телеграмме (о ранней, середине или поздней)?» Почему так решили? СЛАЙД
Телеграмма 1
ВЕСНА ПРИЛЕТЕЛА К НАМ НА СОЛНЕЧНЫХ КРЫЛЬЯХ, У НЕЁ СТРОГИЙ РАСПОРЯДОК РАБОТ. ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ОНА ОСВОБОЖДАЕТ ЗЕМЛЮ, ДЕЛАЕТ ПРОТАЛИНКИ.
Телеграмма 2
ВЕСНА ОСВОБОЖДАЕТ ИЗ-ПОДО ЛЬДА ВОДУ. РУЧЕЙКИ ТАЛОГО СНЕГА дружно СБЕгают В РЕКИ. ВОДА ПОДНЯЛАСЬ И СБРОСИЛА С СЕБЯ ЛЕДЯНОЙ ГНЁТ. ЗАЖУРЧАЛИ ВЕСЕННИЕ ПОТОКИ.
Телеграмма 3
ВЕСНА НАЧАЛА ОДЕВАТЬ ЗЕМЛЮ И ЛЕС ЗЕЛЕНЬЮ ЛИСТЬЕВ. ОДЕВАЮТСЯ ДЕРЕВЬЯ. ЛЕГКОКРЫЛЫЕ НАСЕКОМЫЕ КРУЖАТ НАД ПЁСТРЫМ ЛУГОМ. КРУГОМ МНОГО ЯРКИХ КРАСОК.
-Ребята, итак, по каким признакам можно определить, что наступила весна?
Работа со стихотворением в учебнике «Литературное чтение», разгадывание кроссворда.
-А ещё я хочу у вас спросить: "Те признаки весны, которые вы назвали, мы только видим или ещё и слышим?" С помощью каких звуков мы узнаём весну? (Журчание ручья, звон капели, пение птиц и т.д.)
Ручьи зазвенели и птицы запели: (включается аудиозапись звуки весны: капель, журчание ручья, шум воды, пение птиц).
- Какие весенние звуки вы услышали? Но разве летом мы не слышим пение птиц, журчание ручья? Так почему же мы связываем эти звуки именно с приходом весны? Почему именно весной мы рады этим звукам больше, чем летом? (Звуков этих не было всю зиму. Природа спала, а тут проснулась. Эти особые звуки напоминают человеку о том, что длинная зима вновь сменяется весной, что скоро всё будет зелёным).
Элементарное музицирование:
- Давайте и мы попробуем воспроизвести звуки весны. Для этого нам понадобятся музыкальные инструменты: пение птиц - свистулька, капель - треугольник, журчание ручья - колокольчик (дети играют на музыкальных инструментах под минусовку песни "Солнечная капель", слова И. Вахрушевой, музыка С. Соснина).
Видео-пробуждение
- И все эти весенние звуки рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихах, песнях, в прозе, картинах.
- В природе всё откликнулось на весеннее настроение.
- Всё живое радуется весне. Весна приносит радость и ощущение расцветающей природы. Давайте споём песню так, чтобы весна услышала, как мы любуемся ею и восхищаемся звуками весны.
"Веселая весенняя песенка" (хоровое исполнение)
7.Итог урока
- У вас на столах лежат вырезанные из бумаги листочки и снежинки. Если вам понравился урок и в вашей душе зажёгся весенний лучик, поднимите зелёный листочек, а если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, поднимите снежинку.
- Наш урок подошёл к концу, но путешествие в весенний мир природы не закончилось. Слушайте и смотрите весну. И о своих необычных наблюдениях вы расскажете на следующих уроках.