Разработка факультативного занятия "Наглядная геометрия" в свете требований ФГОС
Разработка факультативного занятия "Наглядная геометрия" в свете требований ФГОС
Цель данного курса — формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости геометрических знаний.
Задачи:
Обучающие:
формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
усвоение определенной системы геометрических знаний посредством моделирования и исследования реальных ситуаций;
отрабатывать практические навыки работы с инструментами.
Развивающие:
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
развитие творческих способностей.
Воспитательные:
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка факультативного занятия "Наглядная геометрия" в свете требований ФГОС »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3»
Согласовано
Руководитель МО
______________ ФИО
Протокол № ______
от «____»_______2014 г.
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
_____________ ФИО
Протокол № ______
«___»_________2014 г.
Утверждаю:
Директор
МБОУ «Гимназия №3»
_______ А.В. Чикалов
Приказ № _______
от «___»_______2014г.
Рабочая программа
по факультативному занятию «Наглядная геометрия»
для обучающихся 3 «Г» класса
Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год
Разработчик: Першина Л.Б.,
учитель начальных классов
г. Рубцовск, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе:
ФГОС НОО;
ООП ООО МБОУ «Гимназии № 3»;
Федерального перечня учебников;
Авторской программы учебного предмета;
Оценочных и методических материалов из авторского УМК;
Учебного плана МБОУ «Гимназия № 3» на 2014/15 учебный год;
Положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия № 3»
Годового календарного графика;
Цель данного курса — формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости геометрических знаний.
Задачи:
Обучающие:
формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
усвоение определенной системы геометрических знаний посредством моделирования и исследования реальных ситуаций;
отрабатывать практические навыки работы с инструментами.
Развивающие:
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
развитие творческих способностей.
Воспитательные:
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК «Гармония»:
Для учителя
Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» 1,2,3,4 класс/Авторы: Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2011 г.
Тетрадь «Наглядная Геометрия» для 3 класса/Авторы: Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013 г.
Для обучающихся:
Тетрадь «Наглядная Геометрия» для 3 класса/Авторы: Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013 г.
Выбор комплекса обусловлен тем, что данный факультативный курс расширяет содержание геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.
На факультативное занятие «Наглядная геометрия» для 3 класса учебным планом начального общего образования отводится 35 часов (1 час в неделю; 35 учебных недели).
С учётом графика школьных каникул (учебный год заканчивается 31 мая), резервные часы будут использованы на углубление знаний по каждому разделу.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные,
творческие и практические занятия;
индивидуальная деятельность;
различные методы обучения:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
практический (учащиеся не только воспринимают и усваивают готовую информацию, но и участвуют в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие теоретической основы).
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных работ).
Краткая характеристика содержания курса
«Наглядная геометрия» для 3 класса
Кривые и плоские поверхности.
Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.
Пересечение фигур.
Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; совершенствуются умения читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.
Шар. Сфера. Круг. Окружность.
Формируются представления о круге как сечении шара, об окружности как границе круга, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.
Тематическое поурочное планирование
Тема занятия
Элементы содержания занятия
Дата
Коррекция
Характеристика деятельности обучающихся
Информационные ресурсы
Учебное оборудование
Кривые и плоские поверхности (4 ч).
Формируемые УУД:
Личностные
Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Определять общие для всех правила поведения. Уметь осознанно и внимательно читать задания.
Регулятивные
Работать по предложенному плану, инструкции. Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Высказывать своё предположение на основе учебного материала. Отличать верно выполненное задание от неверного. Осуществлять самоконтроль. Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные
Различать плоские и кривые поверхности, находить их в окружающей среде. Находить и различать видимые и невидимые поверхности многогранника, учиться их обозначать.
Коммуникативные
Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника.
1-2
Повторение. Плоская и кривая поверхность.
№1–5
02.09.
09.09.
Проверка сформированности представлений о плоских и кривых поверхностях.
ЭОР
3
Видимые и невидимые поверхности.
№ 6
16.09.
Формировать представления о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел и учить распознавать видимые плоские поверхности на изображениях.
ЭОР
4
Видимые и невидимые поверхности многогранника.
№ 7–8
9, 10
23.09
Формировать у учащихся представления о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях.
Пересечение фигур (15 ч).
Формируемые УУД:
Личностные
Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Определять общие для всех правила поведения. Уметь осознанно и внимательно читать задания.
Регулятивные
Работать по предложенному плану, инструкции. Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Высказывать своё предположение на основе учебного материала. Отличать верно выполненное задание от неверного. Осуществлять самоконтроль. Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные
Формировать умение находить пересечение фигур на чертеже; умение строить пересечение геометрических фигур; умение находить фигуры одинаковой площади.
Коммуникативные
Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника.
5
Пересечение геометрических фигур
№ 11, 12,13
30.09.
Формировать представления о пересечении геометрических фигур.
ЭОР
6
Пересечение плоской поверхности с многогранником.
№ 14, 18,16
07.10
Формировать умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.
ЭОР
Наглядные фигуры
7-8
Пересечение прямой и куба.
№ 15,17
14.10.
21.10.
Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба.
ЭОР
Наглядные фигуры
9
Пересечение лучей
№ 19
28.10.
Уточнить и расширить представления о пересечении лучей.
ЭОР
10-11
Пересечение геометрических фигур
№ 20,21
11.11.
18.11
Расширить и уточнить представления о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.
ЭОР
Наглядные фигуры
12
Пересечение отрезков
№ 22, 24
25.11.
Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков.
ЭОР
13
Пересечение углов.
№ 23
02.12
Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов.
ЭОР
Угольник, мел, карандаш
14-15
Конструирование многоугольника
№ 25,26
09.12
16.12
Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков и ломаной.
ЭОР
Угольник, мел, карандаш
16-17
Строим пересечение фигур на плоскости
№ 27
23.12
13.01
Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить (строить) пересечение геометрических фигур на плоскости.
ЭОР
Угольник, мел, карандаш
18-19
Фигуры одинаковой площади.
№ 28, 29
20.01
27.01
Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.
ЭОР
Шар. Сфера. Круг. Окружность (9 ч).
Формируемые УУД:
Личностные
Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Определять общие для всех правила поведения. Уметь осознанно и внимательно читать задания.
Регулятивные
Работать по предложенному плану, инструкции. Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Высказывать своё предположение на основе учебного материала. Отличать верно выполненное задание от неверного. Осуществлять самоконтроль. Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные
Дать представление и понятие о таких геометрических фигурах и явлениях: шар, сфера, круг, окружность. Формировать умение различать геометрические фигуры. Формировать умение правильного построения окружности.
Коммуникативные
Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника.
20
Шар и круг.
№ 30–33
03.02
Формировать представления о шаре и о круге как сечении шара
ЭОР
21
Окружность
№ 34, 35
10.02
Формировать представления об окружности как о границе круга.
ЭОР
22-23
Окружность и круг.
№ 36, 37
17.02
24.02
Формировать представления о взаимном расположении окружности и круга.
ЭОР
24
Радиус окружности
№ 38, 39
03.03.
Формировать представления о радиусе окружности.
ЭОР
Угольник, мел, карандаш
25-26
Из чего состоят геометрические объекты.
№ 40, 41
10.03.
17.03.
Формировать умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).
ЭОР
27-28
Строим окружности.
Резерв: 7 ч
№ 42, 43
31.03.
07.04.
Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям.
ЭОР
Циркуль, мел, карандаш
Итого: 35 часов
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты.
Изучение геометрического материала способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
У обучающегося могут быть сформированы:
понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация;
устойчивый познавательный интерес.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
адекватно воспринимать предложения учителя;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
адекватно оценивать, что усвоил при решении задач, и на каком уровне;
восполнять пробелы в знаниях и умениях,
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
пользоваться различными дополнительными источниками информации;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать участие в работе парами и группами;
воспринимать различные точки зрения;
использовать простые речевые средства;
контролировать свои действия в классе;
понимать задаваемые вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать советы и предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
использовать в речи язык математики
совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.
проявлять инициативу в поиске и сборе информации
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
Интернет- ресурсы:
Сайт ru.wikipedia.org
Сайт www.kidsbook.ru
Сайт nachalka.seminfo.ru
Сайт http://school-collection.edu.ru/
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru