Просмотр содержимого документа
«Разговор о Герое Советского Союза Матвее Кузьмине»
ХОД УРОКА.
1.Орг. момент. Тема и цели урока.
- Продолжим разговор о Герое Советского Союза Матвее Кузьмине и познакомимся с героическим поступком другого человека из произведения Твардовского.
2.Проверка домашнего задания.
1)Расскажите свою краткую аннотацию к рассказу Б. Полевого.
2)Опишите главного героя (его портрет)
3)Краткий пересказ (у каждого ученика)
4)Слово учителя: Ребята, наши земляки жители Брянской области повторили подвиг И. Сусанина, М. Кузьмина. Это лесник Дмитрий Уваренков и ученик 5 класса Миша Куприн.
5) Рассказ об этих героях. -Что общего в поступках этих героев?
НОВАЯ ТЕМА.
Вступительное слово: А неизвестных героев было гораздо больше. О подвиге одного из них рассказал Александр Трифонович Твардовский.
Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. Об этом можно прочитать… (книги Твардовского – выставка).
все нынче как спросонку – бой вспоминается, как страшный невероятный сон.
гвоздит – бьет изо всех сил.расчет – группа солдат, обслуживающих пушку.катим вчетвером – командир, радист-пулеметчик, механик-водитель, мальчик. (Экипаж – три танкиста)
уличный бой – во вторую мировую войну, наши танки были самыми лучшими в мире, но уличный бой самый страшный для всех родов войск, особенно для танков. Они гораздо увереннее ведут бой на открытой местности.
Самостоятельная работа по плану.
Запись на доске.
1.Прочитай.
2.Отметь описание боя.
3.Отметь отрывки из текста, характеризующие мальчика.
Проверка задания:
1.Прочитайте описание боевой обстановки, в которой действовали танкисты.
-И вот в такой страшной обстановке появляется мальчик.
- Каким вы его себе представляете?
2.Прочитайте о самых опасных для его жизни моментах боя.
(разведка, немецкие пули, минуты разговора с командиром танка, во время движения танка к пушке)
-Что вы можете рассказать о характере мальчика?
(Смелый, храбрый, бесстрашный, не теряющийся в трудные минуты жизни – мужественный)
-Мальчика могли убить трижды. Думал ли он об этом, помогая танкистам?
-О чем он думал?
Чтение «про себя» с заданием: (работа над авторским словом)
1.Найдите слова. Которыми танкист называет мальчика.(мальчонка, парнишка, хлопец)
2.Прочитайте, какими словами близкими по значению, поэт Твардовский передает действия танкистов?
(начало действий - «катим», его развитие – «подъехали, заходим в тыл, полный газ даем», завершение - «вмяли в чернозем»)
3.Прочитайте начало и конец стихотворения.
- Почему начало и конец автор повторил дважды?
(усиливает чувство сожаления боевого командира – танкиста, так и не узнавшего имени героя).
Выразительное чтение стихотворения. (разночтение)
Обобщение:
-Кому рассказал танкист эту историю о мальчике? (поэту)
-И поэт Твардовский пронес её через годы и поведал нам.
-Для чего?
Для того чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной войны.