Создание положительного эмоционального настроя. Заливистый школьный звонок Позвал опять на урок. Будьте все внимательны, А еще старательны! Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. Учитель предлагает ученикам на уроке стать покорителями вершины «Успеха». Тот достигнет вершины, кто будет любознательным, внимательным, активным, усидчивым и правильно выполнит задания. Старт подъёма на гору дан. Введение нового материала. Учитель (или подготовленный ученик) рассказывает интересные факты из жизни растений одновременно показывая их на слайдах. - Растения окружают нас везде: по дороге в школу, когда путешествуем, и у каждого дома есть растение. Представляю интересные факты о них. 1. Удивительно, но с одного только дерева можно изготовить более 160 тысяч карандашей! 2. На водной глади Амазонки встречается необыкновенное растение виктория, относящееся к семейству кувшинковых. Его листья достигают трех метров в своем диаметре, и они могут выдержать вес в 25-30 кг! 3. Ловеласы Индии часто пользуются уникальным деревом кеппел. Его плоды чрезвычайно душисты: стоит их попробовать и человек начинает весь пахнуть фиалкой. 4. В лесах Бразилии существует дерево, которое называют «молочная соска». Если его проткнуть ножом, то из коры польется растительное молочко. Дерево способно за один раз дать 4 литра молока. Его можно употреблять в пищу, но сперва его необходимо прокипятить и разбавить водой. 5. Среди растений существует немало паразитов. Повилика – паразит, который не имеет собственных листьев и корней. Питается оно исключительно соками своего хозяина, чей стебель она обвивает. - Что объединяет эти данные сообщения? (растения) - Какая тема нашего урока? - С какими видами растений познакомимся узнаем, просмотрев видеоролик Просмотр 1 видеоролика. Методические указания. Учитель просит учащихся внимательно просмотреть видеоролик и подготовить ответы на вопросы: - Как называется место, о котором говорится в видеоролике? - Как называются все эти растения (назвать одним словом)? - Перечислить названия влаголюбивых растений. Ответы детей: Луг; Влаголюбивые; одуванчик, лютик. Вывод. -Богат ли растительный мир лугов? Почему? Просмотр 2 видеоролика. Учитель просит учащихся внимательно просмотреть видеоролик и подготовить ответы на вопросы: - Как называется место, о котором говорится в видеоролике? - Перечислите растения, которые растут в пустыне - Чем полезны данные растения? Примерные ответы детей: 1. Пустыня; 2. Чёрный саксаул, жузгун безлистный, тополь сизолистный, шенгил серебристый, эминиум Лемана, лук, янтак, саксаул, астрагал. 3. Все растения лекарственные, ими питаются животные, живущие в пустыне, саксаул даёт много тепла при горении Вывод: -Богат ли растительный мир пустынь? - Почему? Примерные ответы детей: мало выпадает осадков; нет водоёмов; практически нет воды. Методические указания. Учитель ставит вопросы так, чтобы дети правильно назвали растения- засухоустойчивые - Если нет воды, то говорят, что стоит ….. (засуха) - Растения пустынь приспособились к засухе, они не ….. (погибают). - Без воды, под жгучим солнцем растения стоят -……(устойчиво). - Соедините слова засуха и устойчиво, вы получите общее название растений, которые растут в пустыне. Ответ: Засухоустойчивые растения. - Из каких двух слов состоит слово влаголюбивые? - Из каких двух слов состоит слово засухоустойчивые? - Выделим корень в словах. - Какими буквами соединяются корни слов? - А теперь вы можете назвать тему нашего урока Учащиеся называют тему урока. «Растения, растущие во влаголюбивых и засухоустойчивых условиях» Какова цель нашего урока? Научиться различать засухоустойчивые и влаголюбивые растения. Знать какие условия необходимы для их жизни. Актуализация знаний. Упражнение. Работа в парах. Методические указания. Учитель объясняет задание в Рабочем листе №1. Рассмотри картинки растений. Раздели их на две группы (одна – влаголюбивые, вторая – засухоустойчивые), запиши Объясни свой выбор. Проверка: Влаголюбивые- одуванчик, лютик, иван-чай. Засухоустойчивые – верблюжья колючка, молочай, саксаул. - По каким признакам вы разделили растения? - Почему у засухоустойчивых растений листья мелкие или вместо них колючки? Примерные ответы детей. Влаголюбивые: много листьев; листья зёленые, сочные; Засухоустойчивые: мелкие листья; имеются колючки. 3. Меньше испаряют воду. - А знаете ли вы, почему траву называют иван-чай? Работа с одарёнными детьми. Сообщение о растении иван-чае. На казахском языке название растения звучит как Күреңотүлкенжапырақтысы Родиной иван-чая принято считать Копорье, отсюда и его название – копорский. За границей он получил название «русский», а известность приобрел задолго до триумфального шествия китайских сортов. Жители Европы и самой Англии знакомы с иван-чаем и его пользой не понаслышке. Передававшиеся ранее семейные рецепты приготовления копорского чая долгое время хранились в строжайшем секрете. Теперь же известно, как готовят напиток из молодых листьев кипрея узколистного. Раскрытие небольших сиреневых бутонов – верный сигнал к началу сбора травы. При сборе иван-чая для нанесения минимального ущерба растение аккуратно срезают в 15 см от земли или ограничиваются сбором листьев. Листья легко снимаются со стебля при зажимании его между пальцами и проведении ими сверху вниз. В Казахстане иван-чай растёт в Западном Тарбагатае, на границе Казахстана с Китаем, на границе Казахстана и Киргизии. Физминутка. Подведём итог. Методические указания. После просмотра каждого видеоролика учитель задаёт вопросы для обобщения полученных знаний. Что узнали? - Где растут влаголюбивые растения? - Какие у них листья (большие, мелкие)? - Для чего используют травы лугов? Примерные ответы детей. 1. Влаголюбивые растения растут на лугах. 2. Листья у них большие, сочные. 3. Используют травы для корма скота, лекарственные травы в медицине. - Где растут засухоустойчивые растения? - Какие у них листья? - Как использует человек эти растения? - Сколько заповедников в пустынях и в полупустынях, как называются? - Для чего создают заповедники? Примерные ответы детей. 1. Засухоустойчивые растения растут в пустыне и в полупустыне. 2. У растений листья мелкие или есть колючки. 3. Используют растения для корма Животным, для топлива и для лечебных целей. 4. 3 заповедника: Устюрстский, Алакольский, Барсакельмесский. 5. Для защиты растений и животных - Мы с вами дошли до середины горы Закрепление материала. Проблемный вопрос. Методические указания. Учитель предлагает влаголюбивое растение иван-чай пересадить в пустыню, а верблюжью колючку на луг поближе к воде. Дети должны обосновать свой ответ. - Приспособятся данные растения к новым условиям или погибнут? - Почему у верблюжьей колючки длинный корень? Примерные ответы детей. Иван-чай погибнет т.к. недостаточно влаги Верблюжья колючка сгниёт т.к листья не будут успевать испарять влагу. У растения длинный корень, чтобы достать влагу на глубине земли. Практическая работа. Работа по сборнику заданий для самостоятельной работы по предмету «Познание мира» стр. 36 Методические указания. Перед выполнением задания учитель знакомит с «оценочным листом». Учащиеся выполняют задания, вписывают ответы. Рабочие пары обмениваются «оценочными листами», проверяют и выставляют оценки. Рабочий лист №2 Учитель предлагает прочитать второй абзац в учебнике «Познание мира» стр. 112, затем выполнить задание №1 Сборника. Рабочий лист №3. Проверка. Ответ №1 Контроль знаний. Методические указания. Учитель открывает ресурс с сайта bilimland «Растения и животные пустынь» Задание1. Выполнить только 3 вопроса. Дополнить предложения. Проверка. Проверка выполняется интерактивно с доски. №128. Растения и животные пустынь Задание 1 Дополните предложения. Пустынные и полупустынные земли – территория, где недостаточно воды Кустарник жузгуна достигает 2 метров в высоту. У всех растений пустыни есть лечебное свойство. Растения и животные лугов Задание 1. Предлагает детям, дополнить первое и четвёртое предложения выбрав правильный вариант ответа. Проверка. Проверка выполняется интерактивно с доски. Дополните предложения. 1. Луг – место, где можно встретить богатую растительность 4. Маргаритка – луговое растение. Выставление оценок. Подведение итогов урока. - Какую тему разбирали на уроке? - Что помогает выжить растениям в ,пустыне? - Чем отличаются растения луга от растений пустынь? Домашнее задание. Учебник стр 112-113. Сборник стр 36 задание №2 Рефлексия. Гора «Успеха» сигнализируем светофором! Вершина, если все поняли и можете объяснить другому. Середина, если вы все поняли, но затрудняетесь объяснить другому. Основание, если вам показалась сложной новая тема. |