Сколько всего групп растений существует в природе? (5)
На какие группы можно разделить эти растения? ( водоросли, мох, папоротник, хвойные, цветковые) СЛАЙД 5-9
Оцените себя на этапе повторения (лист самооценки).
Создание проблемной ситуации и построение плана выхода.
Отгадайте загадки, о каких растениях идёт речь? СЛАЙД 10
1)Что за странный шар растёт
На окне в иголках?
Зеленеет и цветёт,
И на вид не ёлка. (Кактус)
2)Над землей трава,
Под землей бордовая голова.(свёкла)
3)Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (береза)
Что общего у этих растений? (цветковые, зелёная окраска, строение).
Вспомните, из каких частей состоит цветковое растение (корень, стебель, листья, цветки и плоды с семенами), СЛАЙД 13
Несмотря на разнообразие растений, у них много общего.
Посмотрите на нашу корзинку (стол: разные овощи, корнеплоды, цветы, плоды).
Что вы здесь видите? (разные фрукты и овощи).
Все это тоже части растений.
Определите, какие части растений здесь есть.
Какие части растений вы можете назвать?
Части растений все разные: по цвету, форме, размеру, но зачем-то растению они нужны?
Выявление места и причины затруднения.
Вспомните, как звучит тема урока? (Растения – живой организм)
Любой живой организм состоит из частей или органов, каждый из которых отвечает за свою «работу».
Как вы думаете, какой орган играет более важную роль в жизни растения? (какой орган самый главный)
Кто думает, что корень? ( записать на доске количество человек)
Почему? Обоснуйте свой ответ.
Кто ещё так думает? ( посчитать количество и записать на доске)
Кто думает, что стебель?
Почему? Обоснуйте свой ответ. Кто ещё так же думает?
Лист? Цветок? Плоды с семенами?
Почему не смогли ответить на вопрос?
Почему возникло затруднение? (не знаем точно, какую роль играет для растения каждый его орган)
Какую цель каждый из вас поставит себе на урок? (узнать, какой орган у растения самый важный).
Поиск выхода из проблемной ситуации.
Реализация построенного проекта (работа в группах).
Чтобы это узнать, выполните практическую работу.
Работать будете в группах (назначить ответственных)
Вспомним правила работы в группах.
Каждая группа будет изучать один из органов растения.
По описанию части растения, его функциям и рисунку вы должны определить, о каком органе идет речь и какую работу он выполняет.
1 группа – Корень.
2 группа – Стебель.
3 группа – Лист.
4 группа – Цветок.
5 Группа – Плод.
Работать будете по плану:
План.
1 .Прочитайте текст. Определите о каком органе растения в нём говорится.
2. Обсудите в группе, какую роль играет этот орган в жизни растения.
3. Подготовьте по нему рассказ – выступление.
Приступаем к работе.
Самостоятельная работа групп.(приложение 1)
Защита групп
ФИЗМИНУТКА
Первичное закрепление во внешней речи.
ПЕРЕЧИСЛЯЕМ строение части растении
Проверим, правильно ли вы собрали картинку? ( по слайду)
Какую цель каждый из вас поставил перед началом работы? (какой орган растения играет более важную роль в его жизни?)
Сделайте вывод.
Вывод: все органы в растениях взаимосвязаны;
повреждение любого из органов растения приведет к его гибели.
Растения – живые организмы: добывают питание – корни, создают пищу для роста и развития организма – листья, цветы и плоды – дают жизнь новым растениям, стебель – связывает все части растений, дыхание – листья.
Смогли преодолеть затруднение? (да)
Оцените свою работу в группе (лист самооценки)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Чтобы проверить свои знания, проведем самостоятельную работу с самопроверкой.
Откройте тетради на странице 26.
У вас два варианта работы: один в тетради №46, второй на листочке.
Ознакомьтесь с каждым вариантом заданий и выберите тот, с которым считаете, что справитесь.
Приступаем к работе.
Вариант 1. (тетрадь стр.26 № 46)
Вариант2 ( на листочках)
Заполни пропуски в тексте.
В листьях растений на _____________ из ______________ и _____________________ образуются необходимые растениям питательные вещества. Растения выделяют __________________ , которым дышат живые существа.
Проверьте 1 вариант.
Если работа выполнена верно, поставьте «+» в листе самооценок, если есть ошибки –«?».
Проверьте 2 вариант.
Если работа выполнена верно, поставьте «+» в листе самооценок, если есть ошибки –«?».
Если выполнили оба варианта, поставьте два «+».
Кто справился с заданием?
Кто допустил ошибки?
В чем причина ваших ошибок?
Системное закрепление нового материала. Включение в систему знаний.
Всегда ли человек разумно использует то, что даёт ему природа, растения?
Многие растения занесены в Красную книгу. Почему?
К чему нужно стремиться? Сделайте вывод.
Если человек не будет думать о последствиях своей деятельности, то даже полезный, но неразумный труд приведет к уничтожению природных богатств Земли.
Рефлексия учебной деятельности. Самооценка. Домашнее задание.
Какую цель ставили перед собой?
Достигли вы ее?
Кому удалось сделать открытие самому?
Остались ли у вас трудности?
Оцените свою работу на урок ( три цветка: бутон, нераскрывшийся цветок, и распустившийся цветок)
ИТОГ. ДОМ,ЗАДАНИЕ
Прочитаете самостоятельно с.68-69 и задание по выбору
1. Придумать фантастический рассказ о том,
что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения.
2. Составить схему, которая показывает, что дают растения животным и человеку.
3. Придумать загадки про растения.
4. Написать мини –
сочинение на тему
«Солнце и растения».
План.
1 .Прочитайте текст. Определите о каком органе растения в нём говорится.
2. Обсудите в группе, какую роль играет этот орган в жизни растения.
3. Подготовьте по нему рассказ – выступление.
Подземный орган многих растений. Он поглощает из почвы необходимые для жизни растения вещества- воду и минеральные соли. С ее помощью растение закрепляется в почве.
План.
1 .Прочитайте текст. Определите о каком органе растения в нём говорится.
2. Обсудите в группе, какую роль играет этот орган в жизни растения.
3. Подготовьте по нему рассказ – выступление.
Часть побега, служит опорой листьям и почкам, а также цветкам и плодам. По нему движутся питательные вещества и вода.
План.
1 .Прочитайте текст. Определите о каком органе растения в нём говорится.
2. Обсудите в группе, какую роль играет этот орган в жизни растения.
3. Подготовьте по нему рассказ – выступление.
Орган питания. В нем на свету из углекислого газа образуются питательные вещества и в воздух выделяется кислород.
План.
1 .Прочитайте текст. Определите о каком органе растения в нём говорится.
2. Обсудите в группе, какую роль играет этот орган в жизни растения.
3. Подготовьте по нему рассказ – выступление.
Самый красивый орган растения . Опыляют насекомые, обычно крупные, яркие и имеют сильный запах. Которые опыляются ветром ,-мелкие и невзрачные.
План.
1 .Прочитайте текст. Определите о каком органе растения в нём говорится.
2. Обсудите в группе, какую роль играет этот орган в жизни растения.
3. Подготовьте по нему рассказ – выступление.
Конечный этап развития цветка, Многие из них — ценные продукты питания, сырьё для получения лекарственных, красящих веществ .