государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
2023 г.
Целевой блок |
Тема урока | «Рассказы В.В.Бианки о животных. Произведение “Первая охота”» |
Педагогическая цель урока: | Продолжение знакомства учащихся с жизнью и творчеством В.В. Бианки; формирование естественного интереса детей к братьям нашим меньшим. |
Планируемые результаты: | Предметные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря на основе своих знаний. Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению. Метапредметные: 1.Познавательные: Ученик научится: с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки. 2.Регулятивные: Ученик научится: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; контролировать процесс деятельности; устанавливать причины успеха- неудач учебной деятельности. 3.Коммуникативные: Ученик научится: признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. |
Инструментальный блок |
Задачи урока | Образовательные: совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность, учить работать с текстом, совершенствовать навыки анализа произведения. Развивающие: развивать и обогащать речь обучающихся, развивать критическое, образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения, рассуждать о прочитанном. Воспитательные: воспитывать любовь к труду; мотивацию к обучению; ответственность. |
Тип урока | Изучение художественного произведения |
Учебно-методический комплекс | УМК «Школа России» 1 класс, 2 часть |
Организационно – деятельностный блок |
Межпредметные связи | Математика |
Организация пространства | Классный кабинет |
Оборудование | Компьютер, интерактивная доска, наглядный материал |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный этап (мотивация) | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Валерьвна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Желаю вам успехов, постарайтесь и тогда у вас все обязательно получится. -Садитесь. –Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. -Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал. - Давайте повторим правила поведения и безопасности. - Спину держим прямо, ноги поставлены вместе, грудью о стол не опираемся, если во время урока что-то хочешь спросить или сказать, то надо поднять руку, а когда отвечаешь, надо вставать около своего места, а не выкрикивать, сидя за партой. | -Приветствуют учителя -Настраиваются на работу -Вспоминают правила поведения и безопасности. | Л: мотивация к познанию и обучению |
Этап речевой разминки | -Ребята, а сейчас давайте подготовим свой речевой аппарат для того, чтобы читать красиво и выразительно. -Посмотрите внимательно на слайд, сейчас я прочитаю вам эту скороговорку, а вы внимательно слушайте. Речевая разминка. Ящерица неспроста Появилась без хвоста, Днем на ярмарке гуляла, Хвост на яблоки сменяла. -Ребята, какие незнакомые вам слова встретились? Как вы думаете, что они означают? -О ком говорится в этой скороговорке?(о ящерице) -Как появилась ящерица?(она появилась без хвоста) Где она потеряла хвост?(на ярмарке) -Верно, прочитайте скороговорку про себя, затем: -медленно вслух -теперь побыстрее -а теперь сначала каждой строчки читаем тихо, постепенно повышая голос -Молодцы, вот мы и подготовили свой речевой аппарат. Теперь мы сможем читать красиво и выразительно. | -Выполняют речевую разминку. | Л: готовность обучающихся к саморазвитию |
Определение темы, целей и этапов урока | -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением замечательного писателя. А чтобы узнать с каким именно произведением мы познакомимся, давайте сейчас поработаем в парах. Но сначала я напомню правила работы в парах.(советоваться друг с другом, не перебивать , учитывать мнение своего соседа)У вас на партах лежат карточки с таблицами, ваша задача, расположить числа в порядке возрастания, т.е. от меньшего к большему и переставлять при этом буквы, затем вы соедините ваши слова с соседом и получите словосочетание. Вариант 1. 2) | 5) | 3) | 4) | 1) | 6) | е | а | р | в | п | я | Вариант 2. -Итак, ребята, какое словосочетание у вас получилось? -Как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся? А вы знаете кто автор этого произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, откройте азбуку на 98 странице и посмотрите кто же написал это произведение. -Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Я обобщу ваши ответы, тема сегодняшнего урока “Произведение В.В.Бианки “Последняя охота”” Чтобы наша работа была слаженной и четкой, давайте поставим перед собой цель.(составляют лесенку) Посмотрите, вам нужно составить цель, поставив слова в правильной последовательности. Цель: знакомство с произведением В.В.Бианки “Последняя охота” Для достижения цели составим план работы.(работа на доске) Для этого раставьте животных от меньшего по размеру к большему(учитель переворачивает карточки и тем самым, показывает план, который составили дети) План: 1.Узнаем о каких произведениях любил писать В.В.Бианки; 2.Научимся анализировать произведение “Первая охота”; 3.Сможем правильно и выразительно прочитать произведение. -Чтобы выполнить все пункты плана, нам предстоит трудная работа. Давайте же постараемся и тогда у нас все получится! | -Учащиеся слушают учителя -Расшифровывают название произведения -Определяют цель и ставят перед собой задачи -Составляют план урока | П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; М: с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации |
Этап подготовки обучающегося к восприятию литературного произведения | -Ребята, вам знакомо имя этого писателя, Виталия Валентиновича Бианки? Какие его произведения вы знаете? -Посмотрите на его портрет. -Виталий Бианки родился в Петербурге. Отец писателя занимал важную должность в зоологическом музее. Зоология- это наука о животных и о человеке. Он был настолько увлечен своим делом, что свой дом превратил в зоопарк. Птицы в клетках располагались почти в каждой комнате рядом с аквариумом и террариумом для змей, ящериц и черепах. Вместе со своими домашними питомцам семейство Бианки проводило каждое лето в деревушке Лебяжье. Однажды к ним во двор прибился лосенок, его подобрали, приютили, а по осени отдали в зоопарк. Богатая природа вокруг их дачи способствовала тому, что дети с ранних лет начали изучать ее многообразие. Отец поощрял интерес сыновей к окружающему миру, брал их с собой в лес, на рыбалку и охоту. В детские годы Виталий не только интересовался животными и птицами. Он начал сочинять стихи, любил слушать музыку и сам пел. -Каким был Виталий Валентинович Бианки? -Откройте азбуку на странице 99. Рассмотрите внимательно рисунок. Назовите животных, которых вы видите. -Как вы думаете, почему художник изобразил именно этих животных?(потому что, об этих животных писал Бианки) -Верно. У Виталия имелась привычка записывать все увиденное. Он наблюдал за окружающим миром, жизнью животных, и эти его записи потом стали отправной точкой в рассказах о природе и животных. Всего Бианки сочинил три сотни произведений, среди которых детские сказки, рассказы, статьи, повести. Он издал порядка 120 своих книг. -Итак, ребята, давайте сделаем вывод. О чем же писал В.В.Бианки? (о природе и животных) Давайте обратимся к нашему плану, мы выполнили 1 пункт плана? -Откройте учебник на 98 странице посмотрите на иллюстацию и название произведения . -Как же называется это произведение? -Зная название произведения и рассмотрев иллюстрацию, предположите, о чем данное произведение и кто его главные герои. -Верно, главными героями являются ценок и ящерица. Ребята, кто из вас видел ящериц? Расскажите, как они выглядят. Что вы о них знаете?(Ящерица - небольшое животное. У нее удлиненное тело, длинный хвост.Ее тело покрыто мелкой чешуей) -Ящерицы имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, внимательно послушав рассказ. | -Отвечают на вопросы, рассуждают -Слушают о Виталии Бианки -Делают вывод | М:распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки |
Этап первого восприятия | Первичное чтение учителем | | |
Этап выявления специфики восприятия | -Какие слова в данном произведении вам были непонятны? Понравилось ли вам оно? Что было самым запоминающимся? -А теперь проверим, как вы запомнили содержание прочитанного рассказа, с помощью игры слов « верю, не верю» -Вам представлены вопросы, а вы должны ответить на них с помощью сигнальных карточек « верю/не верю» 1)Ящерка сидела под камнем и пряталась от солнышка(не верю) 2)Тихонько к ящерке подкрался щенок и схватил за хвост(верю) 3)Ящерка хвост оставила и под камень(верю) 4)Фыркнул щенок и убежал домой(не верю) -Вы большие молодцы. Я вижу вы внимательно меня слушали и хорошо запомнили содержание произведения. | -Учащиеся отвечают на вопросы в учебнике, рассматривая иллюстацию | М: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий |
Физминутка | -Я вижу вы устали, давайте отдохнем. Встаньте на безопасное расстояние от парт и друг от друга.. -У нас с вами будет не обычная физминутка, а в виде игры. Когда на слайде появится домашнее животное, вы поднимите руки и будете тянуться. А когда появится дикое животное, вы должны будете присесть. Готовы? Тогда начнем! 1.Попугай 2.Гепард 3.Собака 4.Корова 5.Ящерица 6.Рысь 7.Обезьяна 8.Коза 9.Лиса 10.Кошка -Молодцы, ребята, садитесь. А мы продолжаем нашу работу. | -Физминутка | М: контролировать процесс деятельности |
Этап перечитывания и анализа текста | -Ребята, прочитайте текст про себя и подумайте, почему автор именно так назвал свой рассказ? -Ребята, давайте прочитаем рассказ еще раз. По абзацу. Внимательно следите, я могу остановить читающего и попросить вас продолжить. -Скажите, что в начале рассказа делала ящерка?(грелась на солнышке) Как вы думаете, что чувствовала ящерка?(раслабленность, спокойствие) Значит как мы долны прочитать этот эпизод?(спокойно, счастливо, с улыбкой) -Что сделал щенок, когда увидел ящерку?(Щенок подкрался и схватил ее за хвост) Как мы должны прочитать этот эпизод?(быстро, торопливо) -Что случилось с хвостом ящерки?(Он отвалился и остался в зубах щенка) -Была ли охота щенка удачной? Почему?(Нет.Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно) -Какое действие было неправильным?(То, что щенок схватил ящерку за хвост) -Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла успешно?(У щенка было мало опыта. Каждое животное может за себя постоять) -Верно. И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений. -Давайте обратимся к пунктам плана. Мы выполнили 2 пункт плана? Замечательно, значит мы близки к достижению цели. -А мы продолжаем нашу работу. Мы проанализировали с вами данное произведение и сейчас я предлагаю выразительно прочитать его, учитывая все примечания которые мы сделали при анализе.(читает ученик, остальные следят) -Ребята мы с вами смогли выполнить последний пункт плана. Вы большие молодцы! | -Анализируют рассказ | Л: готовность обучающихся к саморазвитию М: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей |
Итог урока | -В начале урока, мы поставили цель. Давайте вспомним ее. Как вы считаете, мы выполнили цель нашего урока? -С каким же произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор? - Скажите в чём заключается основная мысль произведения?(Главная мысль сказки «Первая охота» заключается в том, что все живое в природе умеет защищаться.) - Чему вас научил рассказ? -Молодцы. -Бианки - выдающийся писатель, который написал большое количество рассказов про природу и животных. На слайде вы можете увидеть названия этих рассказов. И кому будет интересно, прочитать их. | -Ответы учащихся | М: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата устанавливать причины успеха- неудач учебной деятельности. |
Этап объяснения домашнего задания | Домашнее задание не задается! | | |
Рефлексия | -Вы сегодня хорошо потрудились и, благодаря своему упорству, смогли выполнить все поставленные задачи. -За сегодняшний урок(несколько человек) получают улыбки, остальные поработайте еще на следующем уроке и обязательно получите свои улыбки. -Если вам понравился сегодняшний урок и вам было интересно, то покажите мне свою улыбку, если же вам что-то было непонятно или вам не понравился урок, то поднимите руку. Мне было приятно с вами поработать, спасибо за внимание. Урок окончен. До свидания! | - Учащиеся производят оценку | М: устанавливать причины успеха- неудач учебной деятельности |