-Приготовьтесь быть активными, хорошо работать. Не забудьте о правилах приличного поведения в группе. Давайте их вспомним.(на доске)
Мотивация учебной деятельности.
Кто много читает, тот много знает.
-Это пословица.
-Как вы её понимаете? (ответы учащихся)
(Итог учителя)
2. Постановка целей
Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, думать, рассуждать.
Отгадайте загадки:
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
(Кабан)
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
(Белка.)
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)
– В какую группу можно отнести отгадки? (животные.)
– Как вы думаете, о чём пишет писатель, с произведением которого мы будем сегодня работать? (о животных и птицах, о природе)
3. Работа по теме урока.
Учитель:
- Так вот, ребята, давайте мы с вами сегодня окунёмся в мир природы.
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнем
Волшебство появится
В лес мы попадем!
Отгадывая загадки о природе, вы познаёте мир растений, животных, наблюдаете за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
Таким человеком был детский писатель Н. Сладков. Рассказы этого писателя любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.
2. Знакомство с биографией писателя. ?
- Давайте немножко ближе познакомимся с творчеством этого писателя.
(Приготовили дети)
Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.
Николай Иванович очень любил сочинять загадки
4. Чтение произведения «Пылесос»
- Как вы думаете, о чём этот рассказ?
(предположения учащихся)
- Давайте прочитаем рассказ, и узнаем, верны ли ваши предположения.
Чтение произведения «Пылесос»
- Так что же это за «пылесос»?
- Что делал воробей в скворечнике?
- Понравился ли вам рассказ?
- А теперь ребята, разгадаем еще одну загадку. Ходят ли звери в баню?И как это происходит? Мы узнаем об этом, прочитав рассказ «Звериная баня»
5.Чтение произведения «Звериная баня».
- Так, ходят ли звери в баню?
- Для чего ходят в баню дикие кабаны?
- А знали ли вы об этом раньше?
- Понравился ли вам рассказ?
6. ФИЗМИНУТКА
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.) Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.) Сколько ёлочек зелёных, Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.) Сколько здесь у нас игрушек, Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три ...) Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лесу обхитрим, На носочках убежим. (Бег на носочках.) Всё вокруг мы рассмотрели И тихонечко все сели.
Чтение произведения «Загадочный зверь». Это рассказ-загадка, сказка –несказка. Мы будем читать по частям, и пробовать разгадать эту загадку. Просьба – не забегать вперед, строго соблюдать инструкции.
Чтение с остановками.
После каждой остановки дети пробуют отгадать, что же это за зверь.
Беседа.
Кто же запомнил, с кем можно спутать белку, если судить о ней только по тому, что она грызет орешки?
Кто запомнил, с кем же рассказчик путал белку?
С кошкой …картинка (вешать на доску)
С дятлом…картинка
С цаплей…картинка
С мышкой…картинка
С дроздом…картинка
С осоедом…картинка
С куницей…картинка
8.А теперь давайте составим по группам синквейны по этим рассказам и прочтем. ( Индивидуально
слабые приготовят на снежинках описание понравившихся им животных)
*6. Работа с пословицами(если останется время)
– Николай Иванович также сочинял пословицы. Давайте с вами поиграем и соберем пословицы, которые рассыпались.(Ребятам предлагаются конверты со словами пословицами в группах)
Муха с мухоловкой не уживутся.
На муравейнике долго не усидишь.
Любит кошка рыбку, да не любит воду.
Жалобы зайца лису не разжалобят.
Когда цапле хорошо, — лягушкам плохо.
Дрова в лес не возят.
Проверка работы.
7. Рефлексия.
-если вам было интересно на уроке прикрепите на доску веселого зверька
-если вам было неинтересно на уроке прикрепите грустного зверька
8. Домашнее задание.
Чтение произведений Н.Сладкова, придумать свой рассказ – загадку на тему «Загадочный зверь»
Давайте закончим наш урок стихотворением «Берегите землю»