kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рассказ В.А.Осеевой "Хорошее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Знать биографию автора.

Усвоить умения слушать и наслаждаться художественным словом.

Научить анализировать рассказы.

Предметные УУД:

1.Выявлять отличительные признаки героев рассказа.

2. Осознание значимости чтения для личного развития;

3. Формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

Личностные УУД: 1.Принятие социальной роли обучающегося
2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.
4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
5.Оценивать жизненные ситуации  с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать  поступки героев.
Смыслообразование
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
-  развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирования   мотивов  достижения   и   социального признания;
-  мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать;
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Нравственно-этическая ориентация включает:
-   формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
-  ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
-   знание основных моральных норм (справедливое распределение,  взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
-  выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
-  формирование моральной самооценки;
-  развитие доброжелательности  доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается-
-   развитие эмпатии и сопереживания,  эмоционально-нравственной отзывчивости;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рассказ В.А.Осеевой "Хорошее"»

Ход урока:

I. Орг. момент

- Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!


II. Настройка на урок

  • Урок литературного чтения. -Для того чтобы получить знания на уроке и уметь ими пользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?

Внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.


III. Подготовка к работе


1) Разминка речевого аппарата

- На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат. Посмотрите на экран. Прочитайте и скажите, что это?


Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.


- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь)

  • Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)

Читаю вместе с детьми.

  • Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.

Проверка домашнего задания.

  • какое произведение мы изучали на прошлом уроке. Кто помнит автора этого произведения?

-Вспомним содержание произведения, ответив на вопросы.

Читаю вопросы:

 Как зовут мальчика?

Что было в руке у старика?

Как зовут девочку?

Кто пекла пирожки?

На чем сидел старик в начале рассказа?

Кого попросил Павлик, чтобы его взяли кататься на лодке?

Где Павлик нашел бабушку?

Что пекла бабушка?

На чем чертил старик зонтиком?

Что попросил Павлик у Лены?

На чем хотел покататься Павлик?

Куда положил Павлик руку, когда попросил брата взять его покататься?

Как назвал старика Павлик?

Какое волшебное слово сказал старик?



  1. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.А.Осеевой.

  1. Творчество В. А. Осеевой

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. В 35 лет она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело".


Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.


  • Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)

Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.

Осеева прожила 67 лет.


- Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо.

Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю. Я о нем не думала.

Мама огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

В.Осеева. (Из предисловия к книге:

Осеева В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.)


-Чему хотела научить детей В.А.Осеева?

- О чём, о ком её рассказы, догадались? ( О детях, их хороших и плохих поступках)


-С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, прочитайте (на слайде)?

-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?

-Что означает слово «хорошо», "хороший"? (Значит, достойно, прилично, о человеке с образцовым поведением говорят, что он хороший.)









2. Работа над рассказом "Хорошее"


1) Первичное чтение рассказа (учитель)

- Я прочитаю рассказ ,а вы подмечайте всё хорошее в этом рассказе.


Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

-Предположите, что будет дальше?


— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?


— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?


— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать?


2) Проверка первичного восприятия.


-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?


- Рассказ называется "Хорошее". Как вы думаете, что хорошего в рассказе? Как можно назвать одним словом? (мысли, желания)

- А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? (поступки Юры)


3) Чтение рассказа детьми

А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём думал Юра, о чём он мечтал?

- Откройте учебники. Читаем по частям.


4) Гимнастика для глаз.

- После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.


Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.


Представьте себе, что ваш нос стал длинным и вы можете им рисовать. Закрываем глаза, и с закрытыми глазами нарисуйте что-нибудь хорошее, красивое.



5) Анализ произведения. Выборочное чтение:


- Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.


- Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?

- В какое время суток происходит действие рассказа?

- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.

- Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Есть ещё слово сестра. А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка?

Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

Что можете сказать об этой мечте?

- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)


-А теперь посмотрим на его поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой?  (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)

Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)


- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)


- Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

- Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?


- Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.

- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

- Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?

- Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?


- В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку».

-Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа? (Чтобы дети сами догадались, что надо Юре сделать.)


- Да, ребята, хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. Я надеюсь, вы своим родным помогаете по-настоящему. Наша физминутка так и называется "Помогаем маме".




5) Физминутка

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)


6) Работа по характеристике Юры

- Продолжим разговор о главном герое рассказа - Юре.

-Хотел ли Юра что-то сделать для себя?

-Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

-Кто такой герой? (Герой - это тот, кто совершил подвиг.)

-О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих близких - сестрёнке, няне, Трезорке?

(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

-Как считаете, можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о себе, а не о других людях?


- На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать и отметить те качества, которые соответствуют характеру Юры. Чья пара будет готова покажите свою готовность.


Смелый +

Мужественный +

трусливый

Непослушный +

послушный

жадный

вежливый

весёлый

Грубый +

думающий о себе +

внимательный

Заботливый +

Добрый +

    • Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.





V. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.

- Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)

- Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили ?

  • Будете ли вы ждать награды за свои поступки?




- Теперь я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.

Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!

Будем старших уважать?

-Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» 

-Да! Да! Да!

- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. - Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".


- Все рассказы В.А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их.

VI. Домашнее задание

Пересказ текста.


VII. Самооценка

-Оцените своё состояние после урока: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока».

Интересно - не интересно

Не устал - устал

Доволен собой - не доволен собой

Старался - не старался

Волновался на уроке - не волновался


VII. Выставление оценок







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рассказ В.А.Осеевой "Хорошее"

Автор: Тодорова Мария Алексеевна

Дата: 26.03.2016

Номер свидетельства: 310359


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства