kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа методического объединения учителей начальных классов в свете реализации нацпроекта «Образование».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Незыблемые истины"Век живи-век учись", "Учиться можно всю жизнь" относятся ко всем людям, но особенно к тем,кто учит сам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа методического объединения учителей начальных классов в свете реализации нацпроекта «Образование».»

Работа методического объединения учителей начальных классов в свете реализации нацпроекта «Образование».

Незыблемые истины «Век живи – век учись», «Учиться можно всю жизнь» относятся ко всем людям, но особенно к тем, кто учит сам. Они актуальны в связи с введением ФГОС НОО второго поколения , который определил новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования (ООП НОО): привычные знания, умения и навыки заменились на личностные, метапредметные и предметные результаты, стимулирующие развитие личности учащегося, овладение им универсальными способами учебной деятельности. Так, в условиях новых требований актуализировалась проблема непрерывной, оперативной, гибкой, массовой подготовки и переподготовки педагогических кадров к необходимым инновационным изменениям в образовании. Опыт подсказал педагогам, что наиболее эффективно этот процесс будет осуществляться, если он приближен к рабочему месту учителя.

Методическая работа является одной из самых важных функций руководителя ШМО в управлении объединением. Методическая работа это, в первую очередь, деятельность по изучению, обобщению и распространению опыта. Наиболее распространенными формами методической работы являются педагогические чтения, школы педагогического мастерства, семинары , открытые уроки. Немалая роль отводиться самообразованию .

« Школьное методическое объединение (ШМО) – это эффективная форма повышения квалификации без отрыва от работы, а также действенное средство обмена опытом, обеспечения повышения теоретического уровня педагогов, их мастерства, вооружение их практическими умениями и навыками» . Методическое объединение учителей является структурным подразделением методической службы школы, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и внеурочной работы по предметам. Это одна из классических форм повышения квалификации и мастерства педагогов.

Участвуя в методической работе, учитель приобретает статус учителя–исследователя. Методическая деятельность помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, устраняет возможное отставание, расхождение между достигнутым уровнем и новыми требованиями ФГОС . Взаимодействие педагогов в рамках методического объединения учителей начальных классов призвано обеспечить качество образования посредством оперативного реагирования на возникающие проблемы.

Исходя из понимания многоаспектной сущности понятия «качество образования» можно сделать вывод о том, что ШМО учителей начальных классов является эффективным инструментом обеспечения качества НОО, так как главная цель МО − оказание реальной, оперативной помощи каждому педагогу по повышению его компетентности, профессионального мастерства, раскрытию творческого потенциала и, в конечном счете, повышение качества и эффективности образовательного процесса.

Одним из показателей качества образования в начальной школе выступает наличие и достаточность условий реализации ООП НОО, а также образовательные результаты выпускников. ФГОС НОО требует соблюдения условий, в числе которых:

1) создание образовательной среды, которая должна быть комфортной для всех субъектов образовательного процесса (в частности, педагогов);

2) кадровые условия, включающие укомплектованность кадрами, уровень квалификации педагогов и непрерывность их образования .

С целью выявления наличия и достаточности условий реализации ООП НОО, нами было проведено исследование.

Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении является показателем благополучия созданных образовательных условий. Анализ результатов анкетирования по выявлению уровня удовлетворенности показал, что абсолютно все педагоги начальной школы удовлетворены своей учебной нагрузкой и работой методического объединения и своего участия в нем. Общая удовлетворенность позволяет мне сделать вывод о ее высоком уровне, а значит о комфортных условиях ведения профессиональной деятельности.

Для выяснения наличия и достаточности кадровых условий нами был использован метод изучения нормативных и локальных документов. В состав методического объединения начальных классов на 2020-2021 уч. г. входит 17 педагогов. 9 педагогов имеют высшее образование, 8 педагогов – среднее профессиональное. Педагогический стаж работы членов МО колеблется от 1 года до 41 года. Квалификационная категория учителей: высшая- 6 человек; первая- 8 человек; соответствие занимаемой должности-2 человека; без категории- 1 человек. Все педагоги за указанный период времени повышали уровень своей профессиональной компетентности. Они активно участвуют в распространении и изучении опыта в рамках МО, на педсоветах, семинарах, форумах, дают открытые уроки. Штат педагогов укомплектован полностью, то есть требование об укомплектованности кадрами выполняется.

Таким образом, в результате исследования мы выяснили наличие и достаточность изучаемых условий для обеспечения качества образования: комфортность образовательной среды, укомплектованность кадрами, уровень квалификации педагогов и непрерывность их образования.

Помимо этого, нами были изучены основные формы работы методического объединения начальных классов.

Среди них такие:

1) круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей; заседания МО;

2) открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;

3) лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания;

4) изучение и реализация требований нормативных документов к обеспечению качества НОО, актуального педагогического опыта;

5) проведение предметных и методических недель;

6) взаимопосещение уроков педагогами в рамках реализации проекта «Навстречу друг другу».

Во время посещения заседаний МО, выяснилось, что все формы в разном сочетании присутствуют в работе методического объединения, но нужно их более разнообразить, включать новые формы для более эффективного взаимодействия педагогов и для решения вопросов, связанных с результатами освоения выпускниками начальной школы ООП НОО.

Нами была проведено экспертное оценивание, направленное на определение степени выполнения задач, стоящих перед методическим объединением, заявленных в «Положение о методическом объединении». Педагогам предлагалось по шкале от 1 до 10 оценить, насколько задачи, стоящие перед методическим объединением, достигаются в действительности. Результаты исследования представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Результаты экспертного оценивания выполнения методическим объединением начальных классов задач, поставленных перед ним

№ п/п

Задача

Среднее значение оценки

1

Отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровнености

9,5

2

Разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, семестровая, зачетная и т. д.)

8,75

3

Коллективное проектирование учебно-методических и внутренних нормативных документов

5,5

4

Взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим анализом и самоанализом достигнутых результатов

8,5

5

Организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных разделов программ

8,75

6

Изучение актуального педагогического опыта

9,25

7

Организация исследовательской деятельности обучающихся по смежным образовательным дисциплинам

4,75

8

Применение одинаковых критериев оценки урочных и внеурочных проектов, творческих работ, форм оценочных листов

4,75

9

Ознакомление с методическими разработками по предмету, анализ методики преподавания предмета

9,0

10

Отчеты повышении квалификации в результате самообразования

9,25

11

Использование проектных технологий в организации методической работы

6,75

12

Организация и проведение предметных недель (декад и т. д.) в ОУ

8,75

13

Укрепление материальной базы и приведение средств обучения, в т. ч. учебно-наглядных пособий по предмету, в соответствие с современными требованиями к образованию

9,5

14

Утверждение индивидуальных планов работы по предмету

9,55

 

На основании данных таблицы, нами были выявлены задачи, которые недостаточно полно выполняются МО учителей начальных классов: №11 - использование проектных технологий в организации методической работы; №7 - организация исследовательской деятельности обучающихся по смежным образовательным дисциплинам; №8 - применение одинаковых критериев оценки урочных и внеурочных проектов, творческих работ, форм оценочных листов; №3 - коллективное проектирование учебно-методических и внутренних нормативных документов.

Объяснение невыполнения задач МО кроется в неумении некоторыми педагогами менять принципы своей работы в соответствии с новыми требованиями, применение ими традиционных репродуктивных методов ведения педагогической деятельности, не предполагающих активную деятельность учеников, неумение работать в команде, применение традиционной системы оценок, не предполагающей само- и взаимооценку учеников.

Проблема состоит не только в том, чтобы дать ученикам знания, но и в

том, чтобы сформировать у них умения учебно-познавательной деятельности, без

которых усвоение новых знаний невозможно.

Курсы повышения квалификации в очной, заочной и дистанционной формах регистрация на профессиональных Интернет-ресурсах, регулярное обучение на них и размещение своих наработок, ведение личного профессионального сайта, активность в профессиональных социальных сетях, участие в конкурсах профессионального мастерства, создание методические разработок, активность в работе методического объединения учителей начальной школы -формы непрерывного повышения квалификации педагогов.

Учитель- объект профессионального самосознания, умеет реально оценивать свои личностные особенности и действия, способен ставить перед собой цели, проектировать собственную профессиональную деятельность.

Методическое объединение – помогает педагогам в решении конкретных проблем, здесь идут активный обмен опытом между педагогами, знакомство с технологией обобщения опыта, обучение методам педагогической диагностики, самоанализ педагогической деятельности, развитие педагогических и творческих способностей, профессиональный рост педагогов.

Методическое объединение развивает творческую активность учителей, распространяет элементы передового педагогического опыта. Каждый учитель развивает личность ребёнка, на основе реализации её потенциала, запросов, интересов.

Активнее следует проводить работу со слабоуспевающими и совершенствовать методы работы с одарёнными детьми. Нужно сосредоточить внимание на повышение уровня самообразования и психолого-педагогической культуры каждого учителя. Следует способствовать тесному взаимодействию коллектива учителей, семьи, социума с целью единства подходов к решению поставленных задач.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм,

его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение нацпроекта «Образование».









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Анна Михайловна Ведерникова

Дата: 30.10.2020

Номер свидетельства: 561889


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства