Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 3 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,в соответствии с «Примерными программами», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» 2011г. в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.)
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы и учебным планом школы, рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год (5ч. в неделю, 34 учебные недели)
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия
Учебник: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий. Русский язык 3 класс. – М.: Просвещение, 2012. В 2 частях.
Рабочая тетрадь: В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях.
Программа: авторы В.П. Канакина и В. Г. Горецкий «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» - М.: Просвещение, 2011.
Диски: Канакина В.П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное пособие.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
Регулятивные результаты
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
на доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока;
осознавать и выбирать способы и приемы для решения простых языковых задач;
руководствоваться правилами при создании речевого высказывания;
следовать инструкциям и алгоритмам при выполнении инструкций (памятки);
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые, орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.
Познавательные результаты
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (учебник, словарь, энциклопедия);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
Содержание изучаемого курса
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык. Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели
высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации
(восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены.
Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
.
Слово в языке и речи (19 ч)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление).
Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)
(общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи,
выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи
(общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.
Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих.
Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости
согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука.
Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Состав слова (16 ч)
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании.
Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью
приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление).
Правописание парных звонких и глухих согласных.
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление).
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина,
вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление).
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова.
Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-),
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и
перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Части речи (76 ч)
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол,
местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, в
опросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Заглавная буква в собственных именах существительных.
Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях
Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе.
Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч).
Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь)
или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи:
общее значение, вопросы, роль в предложении.
Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.
Употребление в речи прилагательных-антонимов.
Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными.
безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь.
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
использовать знаково-символические средства (таблицы, схемы, алгоритмы) для решения языковых задач;
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей: составлять слова, предложения, тексты;
владеть общим способом проверки орфограмм;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Коммуникативные результаты
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре, группе;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
адекватно использовать речевые средства для решения комм
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
Названия и определения частей слова ( корень, окончание, приставка, суффикс);
Название и определения частей речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
Название и определения главных ( подлежащее и сказуемое) и второстепенных ( без деления на виды) членов предложения.
.
Учащиеся должны уметь:
Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текс (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс.
Проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы.
Производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова.
Производить морфемный разбор ясных по составу слов. Подбирать однокоренные слова разных частей речи.
Распознавать части речи и их грамматические признаки ( род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений).
Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам;склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам.
Интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации.
Вычленять в предложении основу и словосочетания.Производить элементарный синтаксический разбор предложения.
Определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста.
Определять тип текста.
Писать изложение и сочинение (60 – 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Список использованной литературы
Список учебно-методической литературы:
Для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2014. — (Стандарты второго поколения).
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2014. — (Стандарты второго поколения).
Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.
Анащенкова С.В., Бантова М.А и др. «Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2011.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. –М.: Просвещение, 2011.
Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2011.
Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 частях.-М.: Просвещение, 2011.
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс.-М.: ВАКО, 2016. – 384с.
КИМы. Русский язык. 2 класс. Сост. В.А. Синякова-М.:ВАКО, 2013. -80с.
Для учащихся
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: 3 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — (Школа России).
Канакина В. П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 3 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2016. — (Школа России).
Тематическое планирование по русскому языку
3 класс (170 ч)
№ урока
Тема урока
Количество часов
Оценочные материалы
Язык и речь (2ч)
1
Наша речь. Виды речи
1
2
Наш язык.
1
Текст, предложение, словосочетание (14ч)
3,4
Текст. Типы текстов.
2
5
Предложение.
1
6
Виды предложения по цели высказывания.
1
7
Виды предложения по интонации.
1
8
Предложения с обращениями.
1
9
Обучающее изложение.
1
10,
11
Главные и второстепенные члены предложения.
2
12,
13
Простое и сложное предложение.
2
14,
15
Словосочетание
2
16
Контрольный диктант по теме «Предложение» (входной)
1
О. И. Дмитриева. Поурочные разработки.с. 55
Слово в языке и речи (19 ч)
17
Анализ контрольного диктанта. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
1
18
Синонимы и антонимы.
1
19
Омонимы.
1
20
Слово и словосочетание.
1
21
Фразеологизмы.
1
22
Обучающее изложение.
1
23
Части речи.
1
24
Имя существительное.
1
25
Имя прилагательное.
1
26
Глагол.
1
27
Что такое имя числительное?
1
28
Однокоренные слова.
1
29
Звуки и буквы. Гласные звуки.
1
30
Звуки и буквы. Согласные звуки.
1
31
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.
1
32
Обучающее изложение.
1
33
Обобщение и закрепление изученного
1
34
Проект «Рассказ о слове».
1
35
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».
1
О. И. Дмитриева. Поурочные разработки.с. 105
Состав слова (16 ч)
36
Анализ контрольного диктанта. Что такое корень слова?
1
37
Как найти в слове корень?
1
38
Сложные слова.
1
39,
40
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
2
41
Итоговая контрольная работа за I четверть. Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
1
Т. В. Шклярова. Сборник диктантов.с 24, диктант № 41
42
Значения приставок
1
43
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
1
44
Значение суффиксов.
1
45
Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова "В голубом просторе"
1
46
Что такое основа слова?
1
47
Обобщение знаний о составе слова.
1
48
Контрольный диктант по теме "Состав слова".
1
О. И. Дмитриева. Поурочные разработки.с. 134
49
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.
1
50
Обучающее изложение..
1
51
Проект «Семья слов»
1
Правописание частей слова (29ч)
52
В каких значимых частях слова есть орфограммы?
1
53
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
54
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
55
Правописание слов с безударными гласными в корне.
1
56
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1
57
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1
58
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1
59
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
1
60
Обучающее изложение.
1
61
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
62
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
63
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
1
64
Правописание слов с удвоенными согласными.
1
65
Правописание слов с удвоенными согласными.
1
66
Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова "Снегурочка".
1
67
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов».
1
О. И. Дмитриева. Поурочные разработки.с. 178
68
Анализ контрольного диктанта. Правописание суффиксов и приставок.
1
69
Правописание суффиксов и приставок.
1
70
Правописание суффиксов и приставок.
1
71
Правописание суффиксов и приставок.
1
72,
73
Правописание приставок и предлогов.
2
74
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
1
75
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.Итоговая контрольная работа за II четверть.
1
Т. В. Шклярова. Сборник диктантов.с35, диктант № 59
76
Анализ контрольной работы. Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
1
77
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
1
78
Обучающее изложение.
1
79
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова».
1
О. И. Дмитриева. Поурочные разработки.с. 201
80
Анализ контрольного диктанта. Проект «Составляем орфографический словарь».
1
Части речи (76 ч)
81
Части речи.
1
Имя существительное (31 ч)
82,
83
Имя существительное и его роль в речи.
2
84,
85
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
2
86
Обучающее изложение.
1
87
Собственные и нарицательные имена существительные.
1
88
Проект "Тайны имен"
1
89,
90
Число имен существительных.
2
91,
92
Род имён существительных.
2
93,
94
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
2
95
Обучающее изложение.
1
96
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
1
О. И. Дмитриева. Поурочные разработки.с. 237
97
Анализ контрольного диктанта. Склонение имён существительных.
1
98,
99
Падеж имён существительных.
2
100
Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
1
101
Именительный падеж имен существительных.
1
102
Родительный падеж имен существительных.
1
103
Дательный падеж имен существительных.
1
104
Винительный падеж имен существительных.
1
105
Творительный падеж имен существительных.
1
106
Предложный падеж имен существительных.
1
107
Обучающее изложение.
1
108
Все падежи.
1
109
Обобщение знаний.
1
110
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
1
111
Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных»».
1
О. И. Дмитриева. Поурочные разработки.с. 267
112
Анализ контрольного диктанта. Проект «Зимняя страничка».
1
Имя прилагательное (18 ч)
113,114
Значение и употребление имён прилагательных в речи.
2
115
Роль имен прилагательных в тексте.
1
116
Текст-описание.
1
117
Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
1
118
Род имен прилагательных.
1
119,120
Изменение имён прилагательных по родам.
2
121,122
Число имен прилагательных.
2
123
Изменение имён прилагательных по падежам.
1
124
Изменение имён прилагательных по падежам.
1
125
Итоговая контрольная работа за III четверть.
1
Т. В. Шклярова. Сборник диктантов.с41, диктант № 70
126
Обобщение знаний об имени прилагательном.
1
127
Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».
1
128
Обобщение знаний.
1
129
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
1
О. И. Дмитриева. Поурочные разработки.с. 302
130
Проект «Имена прилагательные в загадках».
1
Местоимения (5 ч)
131
Личные местоимения.
1
132
Изменение личныхместоимений по родам.
1
133
Местоимение.
1
134
Местоимение.Проверочная работа.
1
Учебник, «Проверь себя», с. 98
135
Обучающее изложение.
1
Глагол (21 ч)
136-138
Значение и употребление глаголов в речи.
3
139-140
Неопределенная форма глагола.
2
141-142
Число глаголов.
2
143
Времена глаголов.
1
144
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.
1
145
Изменение глаголов по временам.
1
146
Изменение глаголов по временам.
1
147
Обучающее изложение.
1
148
Род глаголов в прошедшем времени.
1
149
Род глаголов в прошедшем времени.
1
150,151
Правописание частицы нес глаголами.
2
152-155
Обобщение знаний о глаголе.
4
156
Контрольный диктант по теме «Глагол».
1
О. И. Дмитриева. Поурочные разработки.с. 355
Повторение (14 ч)
157
Анализ контрольного диктанта. Части речи
1
158
Части речи.
1
159
Обучающее изложение.
1
160
Обобщение изученного о слове, предложении.
1
161
Правописание окончаний имён прилагательных.
1
162
Правописание приставок и предлогов.
1
163
Правописание безударных гласных.
1
164
Правописание значимых частей слова.
1
165
Итоговая контрольная работа
1
О. И. Дмитриева. Поурочные разработки.с. 371
166
Анализ контрольной работы. Однокоренные слова.
1
167
Обучающее изложение
1
168
Текст
1
169
Обобщение изученного. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул».