«__»_____________2014г «__»_____________2014г «__»_____________2014г.
- на реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР не предусмотренных содержанием
- на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
-на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Возможности усвоения программного материала ребенком определяют объем и содержание необходимой помощи каждому обучающемуся. Учитывая особенности психофизического развития и индивидуальные возможности конкретного обучающегося, образовательная организация
может расширить содержание включенного в СИОП учебного предмета дополнительными задачами.
Дата | К-во часов | Тема | Задачи коррекционной работы | Содержание работы |
I ДИАГНОСТИКА |
| 1 | Обследование устной и письменной речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, звукопроизношения. | Обследовать устную речь и письменную речь Обследовать фонематический слух, фонематическое восприятие. Обследовать звукопроизношение | Тесты, диктанты, проверка техники чтения |
| 1 | Исследование уровня развития временных представлений и пространственной ориентировки. | Обследовать уровень сформированности временных представлений, пространственных ориентировок | Тесты, контрольные задания |
II Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, зрительной памяти и восприятия |
| 4 | Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. | Развивать графические умения, зрительно-двигательную координацию: - умение обводить трафареты, шаблоны; - умение обводить изображения по контуру; - умение раскрашивать изображение с соблюдением его границ; - умение штриховать фигуры прямыми линиями в основных и диагональных направлениях; - умение копировать геометрические фигуры, их ряды. Развивать точность движений в процессе практических упражнений по заданию педагога. Развивать мышление: - умение устанавливать отношения последовательности между выполняемыми действиями (сначала, потом и т. п.); - умение сравнивать выполненную статичную позу («зайчик», «цветок» и т. п.) с образцом (демонстрация учителем, рисунок); - умение сравнивать выполненное изображение с образцом. | 1. Упражнения в завязывании, развязывании, застегивании. 2. Упражнения по обводке контуров изображений предметов и геометрических фигур, рисование бордюров. 3. Раскрашивание и штриховка предметных изображений. 4. Копирование геометрических фигур. 5. Копирование рядов геометрических фигур. 6. Рисование по шаблону (образцу) орнаментов из геометрических фигур. 7. Упражнение «Узнай предмет по контурному изображению» 8. Упражнение «Узнай предмет по части его изображения» (дорисовывание симметричной половины изображения) 4. Графический диктант (зрительный и на слух). 5. Упражнение с ножницами (вырезание по контуру предметных изображений). |
| 5 | Работа с предметами (выделение частей предмета, складывание целого из частей, выделение сходных и отличительных деталей) | 1. Развивать зрительный анализ и синтез: - умение выделять части, детали объекта наблюдения (натурального предмета, предметного изображения); - умение выделять внешние признаки частей объекта наблюдения (цвет, форма, величина и др.); - умение узнавать объекты по описанию; - умение складывать изображение из деталей; - умение группировать предметы по двум (трем) внешним признакам одновременно. 2. Развивать зрительную память и восприятие: - умение находить отличительные и общие признаки двух предметов по инструкции педагога; - умение сравнивать два предмета по образцу (опорной схеме) - умение узнавать предметы на зашумленном фоне и в варианте «наложенных» друг на друга изображений 3. Развивать мышление: - умение устанавливать отношения последовательности между выполняемыми действиями (сначала, потом и т. п.); - умение сравнивать выполненную статичную позу («зайчик», «цветок» и т. п.) с образцом (демонстрация учителем, рисунок). | 1. Работа с сюжетными картинками (выделение деталей предметного изображения). 2. Работа с предметными картинками (выделение частей предмета). 3. Работа с разрезными картинками. 4.Упражнения на сравнение предметов. 5.Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола, у стула, у расчески и т.д.) 6. Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4предмета) 7. Игровое упражнение «Определи цвет (форму, величину) предмета». 8. Игровое упражнение «Узнай предмет по описанию». 9. Игровое упражнение «Изобрази предмет» (пантомимика) 10. Игровое упражнение «Назови признаки предмета» 11. Игровое упражнение «Найди отличия» 12. Работа с предметными картинками (группировка предметов по цвету, величине, форме). 13. Упражнения в различении «наложенных» изображений предметов. 14. Дидактическая игра «Что изменилось», «Повтори узор», «Сделай также». |
III РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ |
3.1 Формирование лексической стороны речи, словообразование |
| 8 | Мебель (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы, одежда, мебель) | 1. Развивать активный словарь, словообразование: - умение называть окружающие предметы, их части; - умение использовать в речи слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, овощи, фрукты и др.); - умение группировать предметы по видовым признакам; - умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-; -чик-; -очк-; -ечк-; - умение образовывать множественное число существительных; - умение называть признаки предметов (слова, обозначающие цвет, величину, форму, вкусовые качества, качества поверхности и др.); - умение адекватно употреблять в речи местоимения; - умение образовывать глаголы от названий цвета предметов; - умение согласовывать существительные с числительными 2. Развивать мышление: - умения: устанавливать взаимоотношения «целое - часть» | 1.Упражнение: «Что это?» (нахождение предметов по названию, по характерным существенным признакам). 2.Упражнекние: «Назови правильно» (употребление в речи слов единственного и множественного числа). 3.Упражнение: «Какие по цвету предметы» (соотнесение предметов по цвету с помощью цветового спектра). 4. Упражнение: «Какие по форме предметы» (соотнесение предметов с помощью геометрических фигур: круга, овала, треугольника, прямоугольника, квадрата). 5. Упражнение: «Какие по размеру предметы» (соотнесение предметов с помощью сигнальных опор). 6.Упражнение: «Какие предметы на ощупь» (употребление понятий «твердый», «мягкий»). 7. Дидактическая игра «Сосчитай» (согласование числительных с существительными). 8. Дидактическая игра «Чей предмет?» 9 Упражнение «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных от названий предметов). 10 Упражнение «Что не дорисовал художник?» |
3.2 Формирование структуры предложения, развитие мышления |
| 6 | Предложение: составление предложений с опорой на слова и картинки; - составление предложений с опорой на выполняемые действия и по картинке; - составление предложений по картинке | 1.Формировать умение составлять предложения на примере лексических тем (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы, одежда, мебель): - умение составлять простые предложение на основе двух (трех, четырех) слов по схеме; - умение выполнять структурный анализ предложения; - умение составлять сложные предложения с использованием союзов и, а, потому что и др.; 2. Развивать мышление: - умение отражать в составляемых по образцу предложениях глубинно-семантические отношения: между деятелем и действием, между действием и объектом действия, между действием и местом действия и др. | 1.Упражнение «Составь предложения по схеме». 2. Задание. Составь предложение по схеме, определи количество слов в предложении. 3. Задание. Состав предложение, используя слова и картинки. 4. Задание. Составь предложения с опорой на выполняемые действия и по картинке. |
3.3 Формирование связной речи |
| 7 | Составление описательного рассказа на тему (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы, одежда, мебель) | 1. Развивать диалогическую речь: - умения отвечать на вопросы собеседника; - умение задавать вопросы; - умение выражать просьбу, благодарность, утверждение, отрицание. 2. Развивать мышление: - умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами, изображенными на картинках; - умение устанавливать отношения последовательности (что было сначала, что потом и т. д.) | 1.Диалог на тему (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы, одежда, мебель) |
IV ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА |
| 1 | Обследование устной и письменной речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, звукопроизношения. | Обследовать устную речь и письменную речь Обследовать фонематический слух, фонематическое восприятие. Обследовать звукопроизношение | Тесты, диктанты, проверка техники чтения |
| 1 | Исследование уровня развития временных представлений и пространственной ориентировки. | Обследовать уровень сформированности временных представлений, пространственных ориентировок | Тесты, контрольные задания |