2. Актуализация знаний и формирование темы и целей урока | -Минутка Фенолога. - Для начала проведем минутку фенолога. - Прочитайте загадку со слайда. - Что за месяц ? (опрашивает одного ученика) - Какое сегодня число? - Какое сейчас состояние неба? - Сегодня есть осадки? - Кто знает, какая сейчас температура? - Есть ли ветер? -Мы совершим сегодня путешествие по родной стране и побываем в одном из самых красивых городов мира. Послушайте произведения А.С. Пушкина и догадайтесь, о каком городе пойдет речь: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит…» - О каком городе говорится в произведении? - Какие слова помогли вам догадаться? Да, вы правы. Мы сегодня отправимся в необычное путешествие по Санкт- Петербургу. Но прежде, чем мы начнем путешествие, кто из вас может сказать откуда такое название у города? - Нет, это не так, а вам, наверно, хочется узнать о имени города. Ведь имя многое может рассказать. Например, раньше имя родившемуся ребёнку давали не просто по чьему-нибудь желанию, а в честь «своего» святого. Этот святой становился как бы покровителем (защитником) человека на всю жизнь. - Так и у этого города. Город строился по воле царя Петра. Поэтому многие могут подумать, что Петербург назвали в честь самого царя. Но это не так. Царь назвал город в честь покровителя – святого («Санкт» и значит «святой») апостола Петра, владевшего ключами от рая. Царь решил, что именно такой покровитель нужен новому «бургу». В переводе «бург» - укрепление, город. Ведь недаром его начали строить на окраине России, у самого Финского залива, оттуда рукой подать до Европы. Пётр подумал, что этот город станет ключом, который откроет «двери в Европу». Вот такое интересное имя у города. - А теперь предлагаю посмотреть очень интересный фильм о Санкт-Петербурге. Где вы увидите необычайно красивые и интересные места. - Обычно у городов, как и у людей, бывает одно имя, то, которое им дали при рождении. У « нашего» города имя менялось несколько раз. - Ребята, а кто из вас знает, сколько раз менялось имя город, и как его называли? - Правильно. Более 300 лет назад называли иностранным именем – «Санкт-Петербург». В 1914 году его переименовали – Петроград. Прошло после этого совсем немного времени. В 1924 году городу дали новое имя – Ленинград. В 1991 году вернули его первое имя, данное при рождении. - Какое же последнее имя города? - Про город так и говорят: «На болоте родился, три раза крестился». | -Выходит дежурный - О Санкт – Петербурге. - Слова «Петра творенье»,потому что Петр 1 строил этот город. - « Невы державное творенье»,город стоит на реке Неве - Назван в честь Петра 1 - От имени Петр. - Хочется. -Очень интересно узнать. - Три раза менялось название. - Петербург назывался - Ленинградом был - Санкт – Петербург - Санкт - Петербург | Коммуникативные: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения. |
3. Применение знаний и умений в новой ситуации | -Санкт- Петербург еще называют музей под открытым небом. Здесь очень много старинных, красивых сооружений, памятников культуры, музеев. Про него сложено очень много песен, Давайте послушаем одну из них, которую написал Олег Кваша к 300 летию города. -Вот по такому красивому городу мы сегодня отправимся в необычное путешествие. Вы разделены на 4 группы, но не простые, представьте, что вы не ученики сегодня, а работаете в экскурсионном бюро и ваша задача будет состоять в том, чтобы разработать четыре разных маршрута путешествия , каждая группа получит свое задание. -1 группа - разрабатывает маршрут путешествия на водном транспорте, по рекам и каналам знакомство с мостами СПБ -2 группа – маршрут в каретах по дворцам и крепостям Санкт-Петербурга -3группа- автобусный маршрут по историческим памятникам города -4 группа – пеший маршрут по соборам СПБ -У каждой группы на столах есть все необходимое для работы, вы должны оформить материал в виде плаката и затем его защитить, так, чтобы нам захотелось прийти в ваше бюро и заказать у вас эту экскурсию. - Есть вопросы? - Вырезать можно и рассказать всего два – три предложения. - Приступаем к работе, а пока вы работаете, будет звучать музыка, посвященная Санкт -Петербургу. - Итак, ваше время работы подошло к концу и кто первый будет нас знакомить со своим маршрутом - Ребята, прежде, чем вы будете знакомить нас со своими маршрутами, мы немного отдохнем. - Физминутка «Путешественники» По дорожке ты шагай, Ноги выше поднимай. И галопом поскачи, Только, друг мой, не спеши. На носочках ты шагай, Свою спинку выпрямляй. И попрыгай по дорожке, Хороши пружинки – ножки. Дальше веселей шагай, Маршируй, не отставай. Поскакали по дорожке Быстрые ребяток ножки. | -Слушают рассказ учителя. У детей на столах: справочная литература, ватманские листы, фломастеры, ножницы, клей, фотографии исторических мест. - Ребята работают группами - Нам можно вырезать фотографии? - Рассказывать надо будет? - Дети слушают Гимн городу, который написал О.Кваша. -ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Дети шагают с высоким подъемом колена - боковой галоп - ходьба на носках, руки в стороны - прыжки на двух ногах спродвижением вперед - шаг марша - поскоки с продвижением вперед | Коммуникативные: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; Познавательные: - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Регулятивные: - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; |
5. Знакомство с достопримечательностями | 1- Слушаем ребят, которые готовили нам маршрут по рекам и каналам знакомство с мостами СПБ. - Молодцы, ребята! Много интересного мы узнали о мостах Санкт- Петербурга. 2- Слово предоставляем второй группе, которая познакомит нас с дворцами и крепостями города. - Умницы, очень интересно нам рассказали о своем маршруте. 3- Слово для защиты своего маршрута предоставляется 3 группе и она нас познакомит с памятниками города. 4- Очень познавательный материал, мы услышали, молодцы и слово предоставляется последней группе, которая совершит экскурсию по соборам Санкт – Петербурга. | - Дети рассказывают по очереди о мостах и в это время демонстрируются слайды с изображением мостов - Ребята рассказывают о дворцах и крепостях в это время демонстрируются слайды с их видами - Ученики рассказывают почему они выбрали эти памятники и в это время демонстрируются слайды с их видами - Учащиеся знакомят всех с соборами города и демонстрируют на слайдах их фотографии. | Личностные: - самоопределение. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли, вступать в диалог |
7. Итог урока | - Ребята, вы все молодцы! Сегодня хорошо поработали у вас получились очень интересные сообщения и по - моему мнению, нам всем очень хочется побывать на этих экскурсиях. А сейчас я хочу проверить на сколько вы внимательно слушали друг друга. -В честь кого назван город Санкт-Петербуг? - Как иначе назывался этот город? - О каких достопримечательностях сегодня вы узнали? - Молодцы! - Если останется время показать небольшой видиофильм с достопримечательностями Санкт- Петербурга. | - В честь покровителя – святого апостола Петра, владевшего ключами от рая. - В переводе «бург» -укрепление, город. - Петроград - Ленинград - О Казанском соборе - О Смольном соборе - О Петрокрепости - О Зимнем дворце - Об Аничковом мосте - О « Медном всаднике» - Дети смотрят фильм | |