«Путь к мастерству» Обобщение опыта педагога - наставника. «Технологический процесс групповой работы на уроках и заседаниях научных клубов в начальной школе».
«Путь к мастерству» Обобщение опыта педагога - наставника. «Технологический процесс групповой работы на уроках и заседаниях научных клубов в начальной школе».
«Технологические особенности процесса групповой работы на уроках и заседаниях научных клубов в начальной школе».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Путь к мастерству» Обобщение опыта педагога - наставника. «Технологический процесс групповой работы на уроках и заседаниях научных клубов в начальной школе».»
Обобщение опыта педагога наставника.
«Технологический процесс групповой работы на уроках в начальной школе».
Особенности групповой работы:
1.Класс делится на группы с учётом индивидуальных особенностей детей.
2.Каждая группа получает своё задание.
3.Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.
4.Состав групп не постоянен, он меняется.
5.Процесс групповой работы регламентируется во времени.
Этапы работы:
1.Деление на группы.
2.Инструктаж о последовательности работы.
3.Раздача дидактического материала по группам.
4.Распределение ролей в группе.
5.Работа в группе.
1.Знакомство с заданием (1мин.)
2.Распределение заданий внутри группы (15-20сек.)
3.Выполнение заданий (3-6мин.)
4.Обсуждение результатов работы в группе (2-3мин)
5.Ответы участников группы.
6.Оценка своей работы в личной карточке участника (20-30сек.)
7.Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.
Приложения
Критерии оценки групповой работы
1. Начальный этап групповой работы. Баллы.
1.
Индивидуальный анализ условий задачи.
0-1
2.
Взаимная проверка понимания условий задачи членами группы.
0-1
3.
Групповое уяснение цели задания .
0-1
4.
Обсуждение условий задания.
0-1
5.
Выдвижение предложений о порядке и ходе работы над заданием.
Быстрота переключения внимания с индивидуальной работы на групповое обсуждение.
0-1
26
Эмоциональное принятие членами группы друг друга.
0-1
27
Эмоциональная устойчивость на реакцию членов группы.
0-1
28
Соблюдение процедуры.
0-1
29
Наличие четко выраженной позиции организатора.
0-1
30
Оформление результатов работы группы.
Контроль учителя за групповой работой
Созданные группы могут быть зрелыми и достаточно, с точки зрения учебных целей, самостоятельными. То есть, когда в группе есть выраженная позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы всех участников группы, в группах протекают все обязательные процессы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае преподаватель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.
Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы и группы, и ее организатора. Этот контроль осуществляется при помощи введенных норм правильной организации групповой работы и с помощью объявленной процедуры, т.е. точного описания последовательных операционных действий.
Когда процедура введена и зафиксирована, преподаватель начинает реагировать на малейшее отклонение и останавливает работу, если, конечно, при этом видит, что организатор проявил пассивность или не заметил нарушения процедуры. Преподаватель должен попросить вспомнить норму, правило и убедиться, что всем стала очевидной ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа группы может быть продолжена.
Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы :
- Как дети сидят?
- Внимательны ли они или отвлекаются?
- Как ведут себя: живо или апатично?
- Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?
- Слушают ли друг друга?
- Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?
- Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?
Обсуждение результатов групповой работы
Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.
Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''. Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''. Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной.
Общие правила организации групповой работы
· При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя ''мелочей'', не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего.
· Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.
· По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок.
· Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько ''сильный'', сколько терпеливый и доброжелательный партнер.
· Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий.
· При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели.
· Групповая работа требует перестановки парт.
Особое внимание!
· Жесткая регламентация времени на группообразование.
· Нормирование будущей работы.
· Четкость и внятность поставленной задачи.
· Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
· Недопустима группа из одних только слабых учеников.
· Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
· Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
· Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
· Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.