kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Путь к мастерству» Обобщение опыта педагога - наставника. «Технологический процесс групповой работы на уроках и заседаниях научных клубов в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Технологические особенности процесса групповой работы на уроках и заседаниях научных клубов в начальной школе».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Путь к мастерству» Обобщение опыта педагога - наставника. «Технологический процесс групповой работы на уроках и заседаниях научных клубов в начальной школе».»

Обобщение опыта педагога наставника.

«Технологический процесс групповой работы на уроках в начальной школе».

Особенности групповой работы:

1.Класс делится на группы с учётом индивидуальных особенностей детей.

2.Каждая группа получает своё задание.

3.Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.

4.Состав групп не постоянен, он меняется.

5.Процесс групповой работы регламентируется во времени.

Этапы работы:

1.Деление на группы.

2.Инструктаж о последовательности работы.

3.Раздача дидактического материала по группам.

4.Распределение ролей в группе.

5.Работа в группе.



1.Знакомство с заданием (1мин.)

2.Распределение заданий внутри группы (15-20сек.)

3.Выполнение заданий (3-6мин.)

4.Обсуждение результатов работы в группе (2-3мин)

5.Ответы участников группы.

6.Оценка своей работы в личной карточке участника (20-30сек.)

7.Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.

Приложения

Критерии оценки групповой работы

 

1.                  Начальный этап групповой работы.                                                                Баллы.

1.

Индивидуальный анализ условий задачи.

0-1

2.

Взаимная проверка понимания условий задачи членами группы.

0-1

3.

Групповое уяснение цели задания .

0-1

4.

Обсуждение условий задания.

0-1

5.

Выдвижение предложений о порядке и ходе работы над заданием.

0-1

6.

Обсуждение хода работы.

0-2

7.

Принятие решения о ходе работы.

0-1

 

2.      Стадия работы над заданием.

8

Индивидуальная работа по поиску способов решения.

0-1

9

Выдвижение предложений по способам решения.

0-1

10

Четкость высказывания предлагаемого способа решения.

0-2

11

Выслушивание предложений (версий) другими членами группы.

0-1

12

Обсуждение (размышление, спор) версий.

0-1

13

Аргументированная критика предлагаемого способа решения.

0-2

14

Принятие версии без критики

- 2

15

Проверка понимания версии.

0-1

16

Принятие версии без анализа понимания.

- 1

17

Участие в выдвижении версий всех членов группы.

0-1

18

Принятие версии (согласие) всеми членами группы.

0-1

 

3.      Стадия рефлексии способа решения.

19

Остановка потока непродуктивных решений.

0-2

20

Исследование целей задания и условий задачи.

0-2

21

Работа над анализом способа решения.

0-3

22

Выделение способа решения.

0-4

23

Обсуждение (понимание, критика) способа решения.

0-2

 

4.      Общие организационные критерии.

24

Умение слушать других.

0-1

25

Быстрота переключения внимания с индивидуальной работы на групповое обсуждение.

0-1

26

Эмоциональное принятие членами группы друг друга.

0-1

27

Эмоциональная устойчивость на реакцию членов группы.

0-1

28

Соблюдение процедуры.

0-1

29

Наличие четко выраженной позиции организатора.

0-1

30

Оформление результатов работы группы.






Контроль учителя за групповой работой

Созданные группы могут быть зрелыми и достаточно, с точки зрения учебных целей, самостоятельными. То есть, когда в группе есть выраженная позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы всех участников группы, в группах протекают все обязательные процессы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае преподаватель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.

Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы и группы, и ее организатора. Этот контроль осуществляется при помощи введенных норм правильной организации групповой работы и с помощью объявленной процедуры, т.е. точного описания последовательных операционных действий.

Когда процедура введена и зафиксирована, преподаватель начинает реагировать на малейшее отклонение и останавливает работу, если, конечно, при этом видит, что организатор проявил пассивность или не заметил нарушения процедуры. Преподаватель должен попросить вспомнить норму, правило и убедиться, что всем стала очевидной ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа группы может быть продолжена.

Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы :

-         Как дети сидят?

-         Внимательны ли они или отвлекаются?

-         Как ведут себя: живо или апатично?

-         Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?

-         Слушают ли друг друга?

-         Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?

-         Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

  

Обсуждение результатов групповой работы

Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.

Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''. Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''. Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной. 

 

Общие правила организации групповой работы

·        При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя ''мелочей'', не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего.

·        Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

·        По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок.

·        Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько ''сильный'', сколько терпеливый и доброжелательный партнер.

·        Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий.

·        При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели.

·        Групповая работа требует перестановки парт.

 

 

Особое внимание!

 

·        Жесткая регламентация времени на группообразование.

·        Нормирование будущей работы.

·        Четкость и внятность поставленной задачи.

·        Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).

·        Недопустима группа из одних только слабых учеников.

·        Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.

·        Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.

·        Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

·        Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чепкасова Лариса Сергеевна

Дата: 07.02.2017

Номер свидетельства: 388784


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства