Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12
с углублённым изучением отдельных предметов
г. Егорьевск Московская область
Урок литературного чтения
(УМК Перспективная начальная школа)
4 класс
Тема: «Живёт повсюду красота»
Разработала
учитель начальных классов
Чуранова Марина Александровна
г. Егорьевск
2019
Урок литературного чтения в 3 классе по произведениям С. Г. Козлова.
На уроке использованы такие произведения: «Ёжик в тумане», «Давно бы так, Заяц!», «Трям,
здравствуйте!», «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды».
Цели урока:
Познакомить учащихся с произведениями С. Козлова. Учить работать с текстом, выделять
важные события, находить и определять главную авторскую идею.
Развивать умение учащихся давать полные ответы на вопросы, использовать при этом текст
произведения, выражать при чтении характер действующих лиц учить составлять
характеристику героя; развивать мышление, воображение, речь учащихся.
Воспитывать веру в добро, умение видеть и ценить красоту, помочь увидеть обыденность и
привычные явления глазами главного героя сказки.
Ход урока.
1.Организация класса.
2.Основная часть.
1.Сообщение темы урока.
Учитель:
-Сегодня урок посвящён произведениям С. Г. Козлова.
Начнём урок словами пени Ю. Антонова:
Живёт повсюду красота,
Живёт ни где-нибудь, а рядом.
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота,
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа…
-А всегда ли мы её замечаем?
Дети отвечают.
Учитель:
-Почему люди не всегда замечают красоту?
Дети отвечают.
Учитель обобщает ответы детей:
-Можно смотреть, но не видеть, но можно научиться видеть красоту. Таким особым зрением
обладают поэты, художники, фотографы, писатели. Они помогают нам увидеть то, что мы
порой не замечаем и проходим мимо. Сегодня на уроке мы будем учиться видеть красоту.
Тема урока «Живёт повсюду красота».
2. Вступительная беседа.
Учитель:
-А помогут нам видеть красоту наши старые знакомые. Отгадайте загадки:
* Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (ёжик)
*Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (медведь)
-Ёжик и Медвежонок - герои наших любимых сказок.
-Кто автор этих сказок?
Дети отвечают.
- Сказочник Сергей Григорьевич Козлов - автор любимых детьми сказочных историй про
Ёжика и Медвежонка и их друзей.
Учитель:
-Чем особенны эти сказки?
Дети отвечают.
Учитель обобщает ответы детей:
- В этих сказках нет зла (Кощея Бессмертного, Бабы Яги...). Его герои - звери, которые ходят
друг к другу в гости, помогают друг другу в трудную минуту, каждый живёт в своём домике,
они пьют чай, угощают друг друга грибами, ягодами, наблюдают за красотой окружающего
мира. Сейчас мы с ними встретимся.
3.Сценка- отрывок из сказки "Трям, здравствуйте!"
1-ый ученик – автор
2-ой ученик – Заяц
3-ий ученик – Ёжик
Посреди ромашковой поляны стоял задумчивый Ёжик, глядел перед собой серьёзными
глазами и думал:
«Сегодня у Зайца день рожденья. Если я ему подарю морковку, он её съест, и ничего не
останется. Если капусту — тоже... а что, если я ему подарю...»
И тут на поляне появился Медвежонок.
— Тили-мили, тили-мили! — пел Медвежонок.
— Привет, Ёжик! — сказал он и встал на голову.
— Привет! — сказал Ёжик.
— Слушай! — закричал Медвежонок. — Я целую страну выдумал — волшебную,
необыкновенную! Я её всю ночь выдумывал, еле-еле выговорил! Тили-мили-трямдия!
— Как?..
— Трямдия! Там все ходят на головах.
— А я ромашки собираю, — сказал Ёжик. — Раз — ромашка, два — ромашка!..
— Три — ромашка! — сорвал третью ромашку Медвежонок и запел:
пять — ромашка,
шесть — ромашка...
— Семь — ромашка, — подхватил Ёжик. — придумал! — Закричал он. — Надо подарить
Зайцу ромашки!
— Погоди! — сказал Медвежонок. — Четвертую надо сорвать. И потом «семь — ромашка» не
пой. Пой: «Семь»! Понял?
— Нет, сказал Ёжик.
— Ну, ты поешь: «Семь — ромашка!»
— Пою, — сказал Ёжик.
— А у нас в Тили-мили-трямдии поют:
пять — ромашка,
шесть — ромашка,
семь....
— А зачем? — спросил Ёжик.
— Фу-ты! — рассердился Медвежонок. — Ну, чтобы песня была! Повтори.
— Фу-ты! Ну, чтобы песня была! Повтори, — сказал Ёжик. — И, знаешь, давай эту песню
подарим Зайцу...
— Да погоди ты со своим Зайцем! — буркнул Медвежонок, сорвал одуванчик и... и тут же
оторвался от земли. И поплыл на одуванчике, как на воздушном шаре. Ёжик растерянно
поглядел на него, но Медвежонок протянул ему лапу, и Ёжик стал подниматься в небо вместе
с Медвежонком. Они поднимались все выше, выше…
Учитель:
- Вы узнали героев?
-Кто это?
-Из какой сказки они пришли?
-Что с ними произошло?
-А вы бы хотели полетать на облаках?
-Тогда полетели!
4.Физминутка «Облака - белогривые лошадки...»
5. Тайна узелка .
Учитель:
-Ёжик и медвежонок любят ходить друг к другу в гости. А чем они занимаются?
Дети отвечают:
- Они пьют чай, угощают друг друга грибами , ягодами, наблюдают за красотой окружающего
мира, вечерами любуются звёздами...
Учитель:
- Однажды Ёжик пошёл в гости к Медвежонку и попал в туман. Из какой сказки вы узнали о
путешествии в тумане?
Дети:
- "Ёжик в тумане".
Учитель:
-А что Ёжик нёс в лапках?
Дети отвечают, учитель обобщает:
- Да, узелок. А узелок этот волшебный, он хранит в себе тайну. И только тогда мы узнаем
тайну узелка, когда откроем секрет красоты.
6.Проверка домашнего задания.
Учитель:
- Помогут нам герои сказки С.Козлова «Давно бы так, Заяц!»
Дома вы готовили чтение по ролям.
Дети читают.
Учитель:
- О чём просила Белка Зайца?
-Что мешало Зайцу любоваться закатом?
-Как изменился Заяц, когда он справился с чувством страха?
- Как вы считаете , благодаря чему Заяц похорошел?
- Так в чём же секрет красоты?
-Узелок наш не раскрылся, значит, мы не весь секрет красоты открыли.
- Хотите узнать, что лежит в узелке?
-Тогда давайте познакомимся ещё с одной историей про наших друзей.
7.Первичное чтение и проверка первичного восприятия
сказки С.Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды».
Дети читают.
Учитель после чтения сказки:
- Зачем протирали звёзды?
- Как говорит об этом Ёжик, прочитайте.
-Трудная это работа?
-Что делал Ёжик?
-А как протирал Медвежонок?
- Итак, зачем они чистили звёзды?
Учитель обобщает ответы детей:
-Чтобы было красиво. Ёжик сам говорит, что" - счастливая мысль чистить звёзды" т.е. делать
добрые дела.
Учитель:
-Доставляя радость другим, какими становятся Ёжик и Медвежонок? (счастливыми)
8.Работа с пословицами в группах.
Учитель:
-Даны две пословицы. Объясните, подходят ли пословицы к сказке или нет.
1 группа "Ёжики" - Кто любит добрые дела, тому жизнь мила.
2 группа "Медвежата" - Доброе дело без награды не остаётся.
3 группа - эксперты.
9.Физминутка для зрения.
-Давайте полюбуемся звёздным небом, представляя, Ёжик и Медвежонок любовались
звёздным небом.
10.Музейный Дом.
Учитель:
- Сказочник С. Козлов помогает нам понять секрет красоты. Писатели делают это словом, а
вот художники - кистью и красками. Сегодня мы отправимся в Музейный Дом и продолжим
раскрывать секрет красоты с голландским художником Винсентом Ван Гогом.
- Найдём картину «Звёздная ночь».
-Почему художник так её назвал?
-Какими он показал звёзды? Почему?
- Они ему очень нравились, и этой красотой он не просто любуется, но и хочет показать нам,
подарить свою радость нам.
-Кто помогал нам открывать секрет красоты?
3.Итог урока.
Учитель:
-Вот мы и подошли к открытию всего секрета красоты.
-В чём же секрет красоты? Чему научились? Что узнали?
- Красота творит чудеса: делает добрее, смелее, счастливее, учит любить,
а главное - учит дарить радость людям, помните, что красота помогает нам жить, любить,
дружить. И в заключении урока послушайте стихотворение Людмилы Гуляевой «Живет на
свете красота».
Дети читают:
Живет на свете красота
в цветке, в реке, в звезде,
в полете птицы и листа,
а главное в тебе.
Ты при рождении получил
от мамы доброту,
а с ней любовь и много сил,
чтоб множить красоту.
Твори! Рисунков колорит
пусть радует людей,
Пусть песня весело звучит –
С ней жизнь всегда светлей.
Пока ты в школе чемпион,
но пролетят года,
ты будешь защищать закон –
здесь доброта нужна.
С улыбкой « Здравствуй!» говори,
«Ну, как дела?", " Привет!»
Тепло души друзьям дари –
тепло придет в ответ.
«СПАСИ-БО» не забудь сказать,
За все БЛАГО-ДАРИ.
Пусть будет вечно процветать
духовность на Руси.
И каждый день, и каждый час
Спеши творить добро!
Наш мир зависит лишь от нас,
ты сбереги его.