Чечик Т.А
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
МБОУ «Степняковская СОШ», Канский район
C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт.
Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Задача: создать адекватные условия для развития и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья.
УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Коллектив школы использует единый «Принцип педагогической экологии» (Р.В. Овчаровой), который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.
Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве дает возможность оказывать обучающимся качественную психолого-педагогическую помощь, учитывая их индивидуальные особенности.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как:
социальная компетентность;
толерантность;
навыки решения проблем;
независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль;
навыки целеполагания.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ ведется по основным направлениям:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ:
Соблюдение интересов ребенка;
Системность;
Непрерывность;
Вариативность;
Рекомендательный характер оказания помощи.
Коллективом специалистов школьного ПМП консилиума:
определяется вариант индивидуального маршрута;
составляется индивидуальный учебный план;
координируется деятельность узких специалистов, обобщаются их рекомендации;
определяется срок повторного заседания ПМП консилиума с анализом выполнения рекомендаций.
АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ - ИНКЛЮЗИВНО
Запрос на обследование ребенка (по решению ПМП консилиума);
Обследование ребенка (всеми специалистами ПМПк);
Определение образовательного маршрута и необходимой коррекционной помощи;
Проведение коррекционно-развивающей работы;
Повторное обследование для отслеживания динамики развития.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Индивидуальный образовательный маршрут составляется на обучающегося с ОВЗ на учебный год и содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития.
С целью повышения качества психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ перед педагогом стоит задача – для более успешной социализации детей тщательнее продумывать содержание индивидуального маршрута.
По результатам диагностического обследования у обучающихся с ОВЗ выявлены нарушения интеллектуальной и личностной сфер (память, внимание, мышление, ограниченность сведений об окружающем, колебания работоспособности). Всем детям необходима организующая и стимулирующая помощь.
С детьми с особыми потребностями проводятся коррекционно-развивающие занятия по повышению мотивации, развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных особенностей.
Во время занятий даются упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, мышления.
Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей.
Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.
Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании. В 2013-14 учебном году запланировано проведение консультаций 1 раз в месяц.
Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
РАБОТА С БУДУЩИМИ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ
Ежегодно проводится диагностика уровня познавательных способностей будущих первоклассников, что позволяет еще до поступления в школу выявить не только личностные и познавательные особенности учащихся, но и детей с ОВЗ.
КРОМЕ ЭТОГО ПЛАНИРУЕТСЯ:
Отслеживание динамики развития ребенка (начало - середина– окончание учебного года);
Проведение консультаций для родителей - привлечение специалистов (мед.работник, социальный педагог, логопед, педагоги дополнительного образования);
Составление идивидуальных маршрутов сопровождения каждого ребенка с ОВЗ.
Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Список литературы:
Линева P.M. Работа над задачей в 1-м классе // Начальная школа. 1992. № 7-8.
Медведская В.Н. Формирование у первоклассников умения работать над задачей // Начальная школа. 1993. № 10.
Теркина В.М. Задачи в 1-м классе //Начальная школа. 1996. № 9.
Царева СЕ. Один из способов проверки решения задач // Начальная школа.
1988. № 2.
Царева СЕ. Виды работ с задачами на уроке математики // Начальная школа.
1990. № 10.
Шадрина И.В. Использование графических схем при работе над текстовой за
дачей // Начальная школа. 1995. № 3.
Шикова Р.Н. Работа над текстовыми задачами // Начальная школа. 1991. № 5.
Гребенникова Н.А. Ознакомление первоклассников с задачей // Начальная школа. 1990. №10.
Белошистая А.В. Приём графического моделирования при обучении решению задач. // Начальная школа. 1981.№4.
Истомина Н.Б. и др. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах .- М., 1986.
Первые шаги формирования умения решать задачи //Начальная школа.1981 №11.
В.И.Кузнецов.К вопросу о решении математических задач. // Начальная школа 1999 №5.