Хорошо того учить, кто хочет учиться. Учим букву Х,х, звук х. Урок с игровыми моментами, здоровьесберегающими технологиями, системно-деятельностным подходом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Прысь Оксана Александровна»
Конспект урока по обучению грамоте (Литературное чтение)1 класс
учителя начальных классов Прысь Оксаны Александровны
Дата проведения 25.01.2021г.
Тема: Хорошо того учить, кто хочет учиться. Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х, х.
Цель урока: cоздать условия для ознакомления учащихся с согласной буквой Х, х; условия для развития речи, логического мышления, памяти. Познакомить обучающихся с особенностью звуков, которые обозначает данная буква.
Задачи урока:
отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; развивать диалогическую речь.
развивать фонематический слух, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия,способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому предмету, воспитывать чувство взаимопомощи, доброты, бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение выделять звуки [х], [х'], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, соотносить все изученные буквы со звуками, осмысленно, правильно читать целыми словами.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия.
Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели.
Коммуникативные: умение работать в парах, в группе, договариваться между собой. Слушать собеседника. Обосновывать и доказывать собственное мнение.
Личностные: воспитывать культуру учебного труда, проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Оборудование: разрезной рисунок с этапами урока, предметные рисунки, звуковые модели слов, слоговые таблицы.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний, с использованием технологии системно-деятельностного подхода в обучении, с элементами здоровьесберегающих технологий.
Ход урока
Основные этапы
урока
Содержание урока
Время
1.Этап мотивации.
-Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь друг другу и протянем ладошку дружбы и взаимопомощи.
Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Будем дружно мы читать, На вопросы отвечать.
(1мин)
2. Постановка учебной задачи.
-Ребята уже знают, что гостей по славянским традициям встречают хлебом-солью, мы тоже сегодня нашим гостям подарим традиционный каравай. Но испечем и подарим его в процессе урока.
(Ученик получает 1 кусочек пазла рисунка каравая с надписью: «Ставим задание». После выполнения задания, пазл вывешивается на магнитную доску.)
Хрюша сел на петуха. Мы смеялись: …! (ха - ха - ха!)
Сочинять он стал стихи Мы смеялись:…! (хи - хи - хи!)
- С каких звуков начинались досказанные слова?
Прочитайте тему урока. На доске: Буква Х х, звуки [х] и [х’].
Давайте вместе определим задачи урока:
Познакомиться с … (новой буквой )
Научиться слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)
Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)
Читаем девиз нашего урока. На доске: «Хорошо того учить, кто хочет учиться». (Смысловое разъяснение)
(2 мин)
3. Актуализация знаний.
1. - Чтобы продолжать работу в быстром темпе, надо потренировать свой язык. (Читаем скороговорки)
2. -Проверим себя
(Ученик получает 2 кусочек пазла рисунка каравая с надписью: « Доскажи словечко».)
Фронтальный опрос
- На какие две группы делятся все звуки в русском языке?
- Сколько гласных?
- Назовите их хором.
- Почему они относятся к гласным?
- Чем отличаются согласные звуки?
- Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?
- Какими ещё могут быть согласные звуки?
- Какой звук обозначает мягкий знак?
- Для чего он служит в русском языке!
( 3 мин)
4.Работа над новым материалом.
1. - Открываем учебник на закладке. На странице 39 в верхнем правом углу рассмотрим букву Х х.
- Вспомните, как вы смеялись?
- Как характеризуем звуки?
(согласный, глухой, твёрдый, мягкий)
- Есть ли пара этому звуку?
ВЫВОД:
Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть твёрдыми, мягкими, непарный звук.
- Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Ха?
2. (3 кусочек пазла с заданием «Найди букву»)
В словах: ХАЛАТ, ПЕТУХ, ЧЕРЕПАХА, ОРЕХ, ХВОСТ, ХОБОТ, МУХОМОР, САХАР, ГОРОХ, МУХА, ХЛОПУШКА, МОХ, найти местоположение буквы Х. расположить слова в 3 столбика.
1 столбик – буква Х в начале слова, 2 столбик – в середине слова, 3 столбик – в конце слова. К слову ПЕТУХ сделать звуковую модель (из заранее подготовленных звуковых фишек, 1 ребёнок работает у доски, комментируя, остальные на листочках за партами).
(5 мин)
5.Физминутка.
Из-за парт встал 1 класс – это раз…
(1 мин)
6.Продолжение работы по теме урока.
4. (4 кусочек пазла с заданием «Работа язычка»)
Дети читают слоговые таблицы.
5. (5 кусочек пазла с заданием «Читаем текст»).
Работа в учебнике по тексту на с.39.
Дети читают текст. Задают друг другу вопросы по тексту, по рисунку под текстом. Тексту дается название.
- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:
ХЛЕБ – растение (снопик пшеницы)
ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)
ХЛЕБ - любая пища человека (продовольствие)
ВЫВОД:
Слово «ХЛЕБ» имеет несколько значений.
6. – Ребята, а знаете ли вы, как в старину хлеб приходил на стол?
(6 кусочек пазла с заданием «Рассказ в картинках»)
Тематические картинки по теме вывешиваются на доску : «Выращивание хлеба в старину, выращивание хлеба сейчас»
Дети на листочках должны расставить этапы выращивания хлеба сейчас, комментируя.
(12 мин)
7. Физпауза
Глазки – самый лучший друг.
Нарисую ими круг,
И восьмёрку, и квадрат.
Глазик будет очень рад!
Пальчиком теперь потрём
И читать снова начнём.
(1 мин)
8.Закрепление знаний и способов.
Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова».
-1. А что я сейчас сказала? (Пословицу – народную мудрость)
(7 кусочек пазла с заданием «Собери пословицы»)
Вода матушка, а хлеб …… батюшка.
Без хлеба нет ……. обеда.
Баловством хлеба не ….. добудешь.
Работа горькая, зато хлеб ….. сладок.
У кого хлеб родится, тот всегда ……веселится.
2. Работа в группах.
Игра “Тим и Том”
- У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том-друг твёрдых согласных, Тим –друг мягких согласных.
(Весь класс делится на друзей Тома и Тима).
- Я называю слова. Если в них есть звук [х]- твёрдый, встают друзья Тома, если мягкий- Тима.
16 октября во всех уголках планеты отмечается Всемирный день хлеба.
Хлеб имел такое огромное значение, в некоторых случаях он использовался как замена денег,
Хлеб в том или ином виде присутствует в рационе всех народов мира. Только выглядит и называется по-разному. У русских это каравай, у кавказцев — лаваш, у евреев — маца, у немцев — брецель
Славяне считали, что зёрна пшеницы символизируют жизнь и богатство,
У русских и в ряде других славянских культур, хлеб (и соль) являются символами радушия и гостеприимства. Хлебом-солью встречали на Руси дорогих гостей.
Отношение к хлебу всегда было очень уважительным. У многих народов до сих пор существует традиция съедать весь хлеб до крошки и находить применение даже очерствевшим кусочкам, так как выбрасывать хлеб — грех.
Каждый день в мире люди съедают около 9 миллионов буханок хлеба!
Хлеб вносят в дом на новоселье – «Не красна изба углами, а красна пирогами».
В день свадьбы молодых обсыпают хлебными зёрнами, чтобы их жизнь была богатой.
Краюху материнского хлеба брали в дальнюю дорогу.
В колыбель к новорождённому обязательно клали краюшку хлеба, чтобы малыш рос здоровым и счастливым.
Самым большим грехом считается уронить хотя бы крошку хлеба, а ещё большим – растоптать эту крошку ногами.