Класс | 2 |
Предмет: | Литературное чтение |
УМК | Перспективная начальная школа |
Авторы учебника: | Чуракова Н.А. |
Тема урока. | Произведения о добре и зле Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок» |
Тип урока. | Урок изучения нового материала. |
Цель: | Развитие навыка творческого чтения художественного произведения |
Задачи: | познакомить с особенностями художественного слова Г.Цыферова; формировать способность к целостному восприятию художественного текста на основе эмоциональности детского мышления; создать «палитру настроений» персонажей; развивать навыки правильного, выразительного, осознанного, эмоционально окрашенного чтения; творческую изобразительную деятельность по созданию вторичных образов; критическое и визуальное мышление; воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности. |
Планируемый результат | П.:осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.определяет тему и главную мысль текста. Р.:умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. К.: оформляет свою мысль в устной речи;обосновывает высказанное суждение. |
Основные понятия | Название произведения, автор, жанр, герои, зачин, основная часть, окончание. |
Межпредметные связи | Русский язык, ИЗО, окружающий мир, физкультура |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. — М.:Академкнига/Учебник, 2012г. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия.— М.: Академкнига/Учебник, 2012г. В.В.Захарова, М.В.Серова. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс.Москва, «Вако », 2012г. Презентация «Творчество Г.Цыферова», «Слоны», электронные физкультминутки, алгоритм самооценки |
|
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности | - Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | -Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?Сядьте поудобнее, закройте глаза и внимательно слушайте то, что я буду го-ворить, а последнее слово мы будем повторять вместе. - На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё .... (видят). - Уши внимательно слушают и всё ... (слышат). - Голова хорошо ... (думает). - На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? Тогда мы начинаем. Откройте глаза. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. | Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. (Коммуникативные УУД) |
2. Актуализация знаний | -Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Прочитайте запись на доске: Мир откроет нам свои тайны, если мы научимся внимательно относиться к окружающему миру и фантазировать. -Когда человек может высказывать свою точку зрения? | Чтение записи Ответы уч-ся. - Если он наблюдательный, много читает и умеет фантазировать | Умение структурировать знания. речевая деятельность (Познавательные УУД) Планирование учебного сотрудничества. (Коммуникативные УУД) |
Постановка проблемы | - Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; | - Для того чтобы узнать о ком пойдет речь на уроке, отгадайте загадку. Он серый, большой, На четырех столбах, Посмотришь на него, И скажешь только, ах! Хобот кверху поднимает, Всех из фонтана поливает, Мне скажите, кто же он? Ну конечно это -…….. - Молодцы! Действительно, это слон. А что вы знаете об этом удивительном животном? - Спасибо! Сегодня мы познакомимся с произведением «Жил на свете слоненок» – Как вы думаете, о чём это произведение? - Какие умения будем отрабатывать на уроке? | (Ответы учащихся.) - Слон -Большое, сильное, нос называется хобот. Он им может поднимать предметы, переносить их, набирать воду, обливать себя водой. Слон серого цвета. Слон, доброе животное, но если его разозлить – он может быть очень агрессивным. Слоны хорошо поддаются дрессировке, в Индии слон, как домашнее животное. Но большой слон боится маленького мышонка. Смотрят презентацию - О слоненке - Слушать и слышать, высказывать свою точку зрения, делить текст на части. | Планирование учебного сотрудничества.(Коммуникативные УУД) Высказывание предположений, принятие точки зрения другого. (Личностные УУД) |
Открытие нового знания | - Организовать составление совместного плана действий; - развивать навык чтения (понимание, осмысленность, память, внимание, воображение). | 1. Прочитайте фамилию и имя автора произведения, который мы будем читать. Знакомит с творчеством автора. Геннадий Михайлович Цыферов родился 26 марта 1930 года в городе Свердловске. Папа его занимался озеленением города, разводил парки, а мама была бухгалтером. Сам Геннадий Цыферов, закончил педагогический институт и три года проработал педагогом-воспитателем. В это время он начал писать свои первые произведения. Его творчество понравилось К.И.Чуковскому. Потом он печатал свои произведения в журнале «Мурзилка», но самый большой успех ему принесла мультипликация. Самый известный мультфильм «Паровозик из Ромашково». Его книги выходили в других странах, к сожалению, из-за тяжёлой болезни сердца Геннадий Цыферов умер в 42 года, 1972 году 5 декабря. 2. Первичное восприятие . Беседа по прочитанному - Какое впечатление оказал на вас главный герой? - К какому жанру можно отнести это произведение? | Смотрят презентацию - Хорошее, доброе - Это сказка. Есть зачин, повторы, необычные ситуации. Ее герои животные, но они могут разговаривать, выбирать профессию. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем .(Познавательные УУД) Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею) (Регулятивные УУД) |
5. Закрепление (включение новых заний в систему знаний ребенка) | - Развивать интеллект младшего школьника средствами литературы. -развивать навык чтения (понимание, осмысленность, память, внимание, воображение). -воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты. | - Каким вы представляете себе слонёнка? - С какой точки зрения посмотрел на слоненка промокший лисенок? – Какую особенность слоненка подметил зайчик? Почему слоненок вел себя так странно: то радовался, то вновь грустил? Какую свою способность слоненок сделал профессией? – Как вы думаете, профессия пожарника нужна людям? – Как вы думаете, будет ли теперь грустить слонёнок? А почему? | - Веселым добрым,отзывчивым. -Лисенок подметил, что слоненок ушастый и что его можно использовать в качестве зонтика. -Зайчик заметил, что у слоненка прекрасный длинный нос, который можно использовать вместо лейки. - Слоненок радовался, когда мог использовать свои чудесные уши и необыкновенный хобот − работать зонтиком или лейкой, − и огорчался, когда в этом уже не было необходимости, когда дождик заканчивался и когда все растения были уже политы. - Свою способность быть лейкой слоненок сделал профессией, став лесным пожарным. - Да,они же спасают людей. - Нет, он нашёл для себя работу. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
6.Физминутка | Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | В среду слон к нам приходил, Топать ножками учил, (Ходьба на месте) И наклоны выполнять, (Наклоны вперёд) И на цыпочках стоять. (Поднимаемся на носочки) Мы покрутим головой Словно хоботом с тобой. (Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно) В прятки поиграем Глазки закрываем. Тихо-тихо постоим И немножко помолчим Поморгаем, подмигнём И работать начнём | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. |
7.Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. | Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | - Сейчас вы будете не просто читать сказку, а каждый из вас должен подумать, в каком настроении находился слоненок, какие эмоции испытывал. Тот, кто прочитал свой отрывок должен подойти к столу и выбрать иллюстрацию к прочитанному эпизоду, а также воздушный шар, цвет которого, по вашему мнению, передает настроение главного героя в этот момент -Чтение учащимися. Передача настроения главного героя в цвете. Должно получиться следующее: - Проверка выполненного задания - Посмотрите, что получилось у ребят, согласны ли вы с их мнением, почему? Работа по картинному плану. - Какое настроение было у слоненка сначала? Почему? - Чтобы передать такое настроение, необходимы определенные цвета. Какими бы красками воспользовались вы? И т.д. | - Учащиеся работают самостоятельно. - Прочитав, ученик прикрепляет картинку и шар на доску - Задумчивое, грустное. Он не знал, чем ему заняться, кем быть? - холодными, невзрачными, плотными, тусклыми | Участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) (Коммуникативные УУД). |
8. Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | С каким произведением познакомились? - О ком эта сказка? - У вас на столах лежат силуэты слоников. Каждый из вас попробует нарисовать то состояние героя, которое запомнилось или понравилось больше всего. Не забудьте, что глаза, рот играют большую роль в передаче настроения. А цвет, в который вы раскрасите слоненка, должен соответствовать его настроению. - Обратите внимание, что большинство из вас выбрали яркие, радостные цвета – это значит, что вы сегодня зарядились хорошим настроением. Что же все-таки помогло слоненку найти свое дело. Чему учит эта сказка? Скажите, какова тема этой сказки? – А какова основная мысль сказки? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Где можно применить новые знания? Дополните фразы: | Высказывания учащихся. - Раскрашивание силуэта - Большое желание стать нужным, его доброта, смелость. - Добрым, отзывчивым. - Это сказка о добром слонёнке, который помогает зверям. -Хорошо тому, кто нашёл в жизни своё дело. - да. - Ответы детей | Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; корректируют выполнение задания в дальнейшем; выполняют оценку своего задания. (Регулятивные:УУД) |
9. Домашнее задание | | - Сейчас слоненок еще маленький. Попробуйте дома пофантазировать, придумать, кем еще мог бы стать слоненок, когда вырастет. | Записывают домашнее задание | |
10. Итог урока. Выставление оценок. | Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения | - Сегодня урок необычный, потому некоторые из вас получат по две отметки: за ваши творческие работы и за работу над произведением. - Урок окончен. Спасибо за работу! | Выставляют отметки в дневники |