1.По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.
2. По степени педагогического управления со стороны учителя:
метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая.
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
- читают плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе); оценивают литературного героя произведения по его поступкам.
- задают вопросы и отвечают на вопросы по тексту произведения; проявляют интерес к общению на уроке.
- понимают цель и смысл выполняемых заданий; принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
- получают возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников; имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика; способны к решению моральных проблем.
презентация к уроку, учебники литературного чтения, музыкальный фрагмент, шифровки, карточки наблюдений, картинки и тексты для ролевой игры.
в процессе урока учащиеся учатся воспринимать сказку на слух, овладевают навыками выборочного чтения, выразительного чтения , определяют своё отношение к персонажам. Исполняют роль литературного персонажа. Вступают в общение, выражают свою точку зрения, учатся аргументировать свои высказывания, учатся слушать другого, соблюдают правила общения.
Этап урока | Деятельность учителя | Ответы детей, деятельность учащихся | Теоретический комментарий |
Орг. момент 1 мин | - Ребята, начнём наш урок с доброй улыбки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. | Дети получают положительный настрой на урок | Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. |
Мотивация 3-4 мин | -Сегодня мы совершим путешествие в сказку. Эта сказка лесная. Закройте глаза и постарайтесь представить себе лесную опушку (Звучит музыкальный фрагмент «Музыка леса» ) В это время на парты детей кладутся листочки - шифровки (слоги, наклеенные на изображения листьев) - Вот мы и в лесу. Слайд №1. Прочитаем названия растений. - Посмотрите, к вам прилетели листья деревьев. Отгадайте их послание. Зачеркните слоги, повторяющиеся дважды, получите слово - отгадку. | Читают хором Ли-па, зем-ля-ни-ка, ли-сич-ка, ма-ли-на, ря-би-на, клён, о-реш-ник, о-си-на, дуб, клён, му-хо-мор, чер-ни-ка Кос – кас – кис – кис – тач – кас- точ –тач -ко- ка- ке- ку -ке- ко- ку - Получилось слово «косточка». Что же это может значить? | Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу», «мне интересно») |
Актуализация знаний 1 мин | - Жизнь растения начинается с семени. Из вишнёвой косточки вырастает вишнёвое дерево, из жёлудя – дуб. А из абрикосовой косточки что вырастет? - Кто из вас ел абрикосы? Какие они? - А кто видел абрикосовые деревья в нашем лесу? - Правильно. Но в сказках всё бывает. Вот и в нашей сказке в обычном лесу выросло абрикосовое дерево. Что из этого вышло, узнаете, прослушав сказку В.Орлова «Абрикос в лесу» | - Абрикос. - Жёлтые, мягкие, спелые, сладкие, вкусные. - Они у нас не растут. Эти деревья растут на юге, где тепло. | Повторение изученного- установление межпредмет-ной связи Сравнение сказочного и реального природного явления |
Этап восприя-тия (первич- ный синтез) 4 мин | Сказка читается по ролям: учитель (слова автора), заранее подготовленные дети (слова Мухомора, Волчьих ягод и Ёжика) - Докажите, что это сказка. - Кто вам понравился в этой сказке? Кто не понравился? | Дети слушают (учебники закрыты) - Абрикос вырос в нашем лесу. - Деревья разговаривают и ёжик. - Абрикос, Ёжик понравились, а Мухомор и Волчьи ягоды не понравились. | На данном этапе развивается умение слушать и понимать услышанное, выражать своё личное мнение, развитие эстетических чувств |
Физкульт- минутка 0,5 мин | - Мы немножечко устали и поэтому мы встали… Поднимемся на цыпочки и потянемся, как растения тянутся к солнышку, пошевелим руками и пальчиками, как будто это листочки | Дети выполняют упражнения под тихую музыку | Эмоциональная и физическая разрядка необходима первокласснику |
Анализ сказки 5-7 мин | - Откройте книги и найдите начало сказки. Прочитайте его. Откуда появился Абрикос в лесу? - Это могло произойти на самом деле, не в сказке? - Почему никто не обращал внимание на абрикосовое деревце? - Сказочное начало или нет? А почему? - Это произведение авторское или народное? Докажите. - Где же, в каком месте мы понимаем, что это всё-таки сказка? - А ещё? - Ищите ответ в тексте. - Каким голосом говорят Волчьи ягоды? - Почему автор употребил слово «шепчут», а не говорят? - Как разговаривает Мухомор? - Что значит «поддакивать»? - Говорит ли он правду? - Какие это персонажи – положительные или отрицательные? - Кто-нибудь поверил этим лживым словам? - А что почувствовал Абрикос? Было ли ему приятно слушать о себе такие слова? - Кто защитил Абрикоса? Как? Каким голосом он говорит? - Как Ёжик относится к Мухомору и Волчьим ягодам? Найдите в тексте его слова. Каким тоном их нужно читать? | - Кто-то обронил абрикосовую косточку. - Да, любой мог обронить косточку. - Мало ли в лесу деревьев всяких растёт. - Как-то по весне это деревце расцвело. И на это никто внимание не обратил: мало ли в лесу деревьев и кустов расцветает. - Нет, ничего сказочного пока нет. Обычная история. - Это авторское произведение. Автор сказки придумал такое начало, чтобы нам потом интересно стало. - Здесь нет таких слов, как «жили – были…» - Мы можем догадаться по картинкам – у деревьев нарисованы глаза и рот. - Когда начнут говорить ягоды и мухомор. Ведь в жизни они не разговаривают. - Страшные плоды! Не наши! не лесные! - Да, да, да! Чужое это дерево! Не наше! Добра от него не жди. - Злым, недовольным. - Они говорят тихо и как бы сплетничают. Говорят плохие слова Рябине. - Он поддакивает «да, да, да». Соглашается с Волчьими ягодами. Тоже говорит гадости. - Он врёт. «Не зря из-за него, из-за этого чужака дождика нет». Дождик не может идти или нет из-за Абрикоса - Они отрицательные персонажи. Говорят они злыми голосами. Желают Абрикосу смерти: «Отравить его! С корнем вырвать!» - Нет. «Рябина отвернулась от этих разговоров и все соседние деревья головами закачали» - Ему стало обидно, грустно. Он даже заплакал: «словно тяжёлые слёзы, упали с Абрикоса на землю оранжевые плоды» - Это Ёжик. Он попробовал спелый плод и сказал дереву: «Спасибо». - Он сказал ещё: «Расти себе на здоровье!» - Он подбадривает Абрикоса добрым и спокойным голосом. - Он их ругает. Нужно говорить строгим голосом: «Мухомор и Волчьи ягоды – это ёщё не лес!» «Злятся они оттого, что никому не нужны» «Они завистливые и от зависти ядовитыми стали» | Под руководством учителя дети учатся анализу сказки. Система вопросов направлена на повторное обращение к тексту. Используется просмотровое, выборочное , изучающее чтение. Привлекается внимание детей к жанровым особенностям сказки. Идёт обучение (путём обращения к тексту) характеристике персонажей Отрабатывает- ся выразитель ность чтения через осмысление характера персонажа Идёт словарная работа. Формируется эмпатия –способность переживать за героя. Используется приём противопоставления: положитель-ный -отрицательный персонаж |
Вторичный синтез | - Какой оказался по характеру Абрикос, не смотря на то, что он чужак? - А какие по характеру Мухомор и Волчьи ягоды? | - Он добрый, безобидный, не жадный. Он угостил Ёжика абрикосом. - Они злые, лживые, завистливые. Они сплетничали, нашёптывали плохие слова, поддакивали, угрожали. | Противопоставление положительных качеств и отрицательных Обобщение |
Ролевая игра 10 мин | - А теперь давайте поиграем. Вы – персонажи сказки, разные растения и животные. Среди вас могут быть как положительные, так и отрицательные персонажи. Вскройте конверты и познакомьтесь с ролью. Подготовьтесь сказать свою фразу нужным голосом - Кому досталась роль Абрикоса? Выходи к доске. - А теперь встаньте отрицательные персонажи, представьтесь и скажите свои реплики, как артисты. - Что ты чувствуешь, Абрикос? - Теперь пусть положительные персонажи представятся. - Скажите, кто хочет, слова в поддержку Абрикоса. | Это сюрприз для детей. Они вскрывают конверты и смотрят, какой персонаж им достался. Читают про себя фразу, готовятся её произнести нужным тоном ( 3 мин. на подготовку) Выходит к доске «Абрикос» - Я Бледная поганка. - Я Мухомор. - Я Ворона. - Мы волчьи ягоды. - Ты не нужен нашему лесу, ты чужак! - Да, да! Убирайся прочь к себе в южные страны! - Кар! Кар! Прочь, прочь! - Я бы тебя с удовольствием отравила. - Этот чужак вас всех передушит. В нашем лесу скоро будут расти одни Абрикосы. - Мне больно, обидно. Я никому ничего плохого не желаю. - Я Белочка. Я Улитка. Я Клён. Я Рябина. Я Дикая яблонька. Я Берёза. Я Малина. Я Земляника… - Абрикос, ты нужен лесу! - Абрикос, я за тебя! - Мне сказал Ёжик, что твои плоды вкусные. - Оставайся у нас жить! - В лесу всем места хватит! - Давай дружить! | Эмоциональная разрядка. Смена видов деятельности. Формируется самоорганизу-ющая деятельность детей через творческое задание – вхождение в роль Самостоятельное определение характера персонажа, выбор тона, интонации при чтении |
Физкульт мин. 1 мин | Слушаем фрагмент песни «Дорога добра» | | Переключить внимание детей |
Подведе-ние итогов 5 мин | - Мы познакомились со сказкой, защитили героя. А бывает, что в жизни чужаков не любят, не хотят с ними дружить? - Как же нужно относиться к человеку, который не похож на других, может, он даже другой национальности? - Для чего же Владимир Орлов сочинил для вас эту сказку? - Вы послушали песню «Дорога добра». Давайте выберем такие качества людей, которые нужны вам, чтобы вырасти хорошими людьми. Поработайте парами. Помогите друг другу. - Что выбрали? | - Да. В жизни так бывает. - Нужно хорошо, по-доброму относится ко всем людям. - Уважать их, не слушать сплетни, помогать друг другу, не обижать. - Чтобы мы стали добрее. Дети выбирают качества: Доброта, забота, уважение, дружба, поддержка; зачёркивают или просто оставляют: злоба, зависть, жадность, ложь, сплетни | Выявление идеи произведения Развитие внимания к позиции автора Соотнесение сказочного и реального. Личностное осмысление качеств человека |
Оценка и самооценка Рефлексия. 5 мин | - Как вы считаете, кто сегодня на уроке работал отлично? Раскрасьте один лепесток с именем одноклассника. Оцените соседа по парте, учителя, урок. А теперь оцените себя. Раскрасьте нужным цветом сигнал - кружок Красный - работал отлично Жёлтый - работал хорошо Зелёный – старайся! - Соберите цветок. Давайте наклеим его на лист. | - Влад отлично сыграл роль Мухомора. Молодец. | Рефлексия. Цветопись. Формирование самооценки и оценки других детей, урока. |
Творческая работа (по желанию) 1 мин | - Кто хочет, может проявить себя как художник – нарисуйте дерево - персонаж и представьте его внешность, характер. | Дети выбирают из конверта названия растений | Мотивация детей к творческой проектной деятельности |