kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока по литературному чтению «Сказка В. Орлова «Абрикос в лесу»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сформирует читательскую компетентность младшего школьника, познакомит с произведением "Абрикос в лесу".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по литературному чтению «Сказка В. Орлова «Абрикос в лесу»»»

Разработка проекта урока литературного чтения

«Сказка В. Орлова «Абрикос в лесу»

УМК «Гармония»

1 класс

 

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.


Дидактическая цель урока :  формирование читательской компетентности младшего школьника

познакомить учащихся с произведением "Абрикос в лесу".

Задачи:

  • Ориентироваться в тексте. Анализировать произведение с точки зрения его жанровой характеристики.

  • Развивать познавательную активность, умение слушать, наблюдать, анализировать, сравнивать, развивать способность к самооценке. Развивать коммуникативные навыки.

  • Развивать эмпатию. Прививать стремление к толерантности.

Методы обучения:

1.По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

2. По степени педагогического управления со стороны учителя:

 метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.


Педагогические технологии:

 проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая.


Формы организации учебно-познавательной деятельности:

 фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.


Планируемые результаты:



Предметные:

- читают плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе); оценивают литературного героя произведения по его поступкам.

Метапредметные:

а) познавательные:

- получают возможность учиться добывать информацию;

- осуществляют сравнение и классификацию;

- строят логические рассуждения,  включая причинно-следственные связи;

б) коммуникативные:

- задают вопросы и отвечают на вопросы по тексту произведения; проявляют интерес к общению на уроке.

в) регулятивные:

- понимают цель и смысл выполняемых заданий; принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Личностные:

- получают возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников; имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика; способны к решению моральных проблем.


Оборудование:

презентация к уроку, учебники литературного чтения, музыкальный фрагмент, шифровки, карточки наблюдений, картинки и тексты для ролевой игры.


Планируемый результат:

в процессе урока учащиеся учатся воспринимать сказку на слух, овладевают навыками выборочного чтения, выразительного чтения , определяют своё отношение к персонажам. Исполняют роль литературного персонажа. Вступают в общение, выражают свою точку зрения, учатся аргументировать свои высказывания, учатся слушать другого, соблюдают правила общения.







Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Ответы детей, деятельность учащихся

Теоретический

комментарий

Орг. момент

1 мин

- Ребята, начнём наш урок с доброй улыбки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Дети получают положительный настрой на урок

Данный этап

предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Мотивация

3-4 мин





















-Сегодня мы совершим путешествие в сказку. Эта сказка лесная. Закройте глаза и постарайтесь представить себе лесную опушку (Звучит музыкальный фрагмент «Музыка леса» ) В это время на парты детей кладутся листочки - шифровки (слоги, наклеенные на изображения листьев)

- Вот мы и в лесу. Слайд №1. Прочитаем названия растений.

- Посмотрите, к вам прилетели листья деревьев. Отгадайте их послание. Зачеркните слоги, повторяющиеся дважды, получите слово - отгадку.


Читают хором

Ли-па, зем-ля-ни-ка, ли-сич-ка, ма-ли-на, ря-би-на, клён, о-реш-ник,

о-си-на, дуб, клён, му-хо-мор, чер-ни-ка


Кос – кас – кис – кис – тач – кас- точ –тач -ко- ка- ке- ку -ке- ко- ку


- Получилось слово «косточка». Что же это может значить?

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

(«хочу», «мне интересно»)

Актуализация знаний

1 мин

- Жизнь растения начинается с семени. Из вишнёвой косточки вырастает вишнёвое дерево, из жёлудя – дуб. А из абрикосовой косточки что вырастет?

- Кто из вас ел абрикосы? Какие они?

- А кто видел абрикосовые деревья в нашем лесу?

- Правильно. Но в сказках всё бывает. Вот и в нашей сказке в обычном лесу выросло абрикосовое дерево. Что из этого вышло, узнаете, прослушав сказку В.Орлова «Абрикос в лесу»

- Абрикос.




- Жёлтые, мягкие, спелые, сладкие, вкусные.

- Они у нас не растут. Эти деревья растут на юге, где тепло.

Повторение изученного-

установление межпредмет-ной связи

Сравнение сказочного и реального

природного явления


Этап восприя-тия (первич-

ный синтез)

4 мин

Сказка читается по ролям: учитель (слова автора), заранее подготовленные дети (слова Мухомора, Волчьих ягод и Ёжика)


- Докажите, что это сказка.



- Кто вам понравился в этой сказке? Кто не понравился?

Дети слушают

(учебники закрыты)




- Абрикос вырос в нашем лесу.

- Деревья разговаривают и ёжик.


- Абрикос, Ёжик понравились, а Мухомор и Волчьи ягоды не понравились.

На данном этапе

развивается умение слушать

и понимать

услышанное, выражать

своё личное

мнение, развитие эстетических чувств


Физкульт-

минутка


0,5 мин


- Мы немножечко устали и поэтому мы встали…


Поднимемся на цыпочки и потянемся, как растения тянутся к солнышку, пошевелим руками и пальчиками, как будто это листочки



Дети выполняют упражнения под тихую музыку


Эмоциональная и физическая разрядка

необходима

первокласснику

Анализ сказки

5-7 мин


- Откройте книги и найдите начало сказки. Прочитайте его. Откуда появился Абрикос в лесу?

- Это могло произойти на самом деле, не в сказке?

- Почему никто не обращал внимание на абрикосовое деревце?







- Сказочное начало или нет? А почему?


- Это произведение авторское или народное? Докажите.









- Где же, в каком месте мы понимаем, что это всё-таки сказка?

- А ещё?


- Ищите ответ в тексте.




- Каким голосом говорят Волчьи ягоды?

- Почему автор употребил слово «шепчут», а не говорят?


- Как разговаривает Мухомор?

- Что значит «поддакивать»?



- Говорит ли он правду?





- Какие это персонажи – положительные или отрицательные?





- Кто-нибудь поверил этим лживым словам?



- А что почувствовал Абрикос? Было ли ему приятно слушать о себе такие слова?



- Кто защитил Абрикоса? Как?






Каким голосом он говорит?


- Как Ёжик относится к Мухомору и Волчьим ягодам? Найдите в тексте его слова. Каким тоном их нужно читать?

- Кто-то обронил абрикосовую косточку.


- Да, любой мог обронить косточку.

- Мало ли в лесу деревьев всяких растёт.

- Как-то по весне это деревце расцвело. И на это никто внимание не обратил: мало ли в лесу деревьев и кустов расцветает.



- Нет, ничего сказочного пока нет. Обычная история.

- Это авторское произведение. Автор сказки придумал такое начало, чтобы нам потом интересно стало.

- Здесь нет таких слов, как «жили – были…»

- Мы можем догадаться по картинкам – у деревьев нарисованы глаза и рот.

- Когда начнут говорить ягоды и мухомор. Ведь в жизни они не разговаривают.

- Страшные плоды! Не наши! не лесные!

- Да, да, да! Чужое это дерево! Не наше! Добра от него не жди.



- Злым, недовольным.


- Они говорят тихо и как бы сплетничают. Говорят плохие слова Рябине.

- Он поддакивает «да, да, да». Соглашается с Волчьими ягодами. Тоже говорит гадости.


- Он врёт. «Не зря из-за него, из-за этого чужака дождика нет». Дождик не может идти или нет из-за Абрикоса


- Они отрицательные персонажи. Говорят они злыми голосами. Желают Абрикосу смерти: «Отравить его! С корнем вырвать!»



- Нет. «Рябина отвернулась от этих разговоров и все соседние деревья головами закачали»


- Ему стало обидно, грустно. Он даже заплакал: «словно тяжёлые слёзы, упали с Абрикоса на землю оранжевые плоды»


- Это Ёжик. Он попробовал спелый плод и сказал дереву: «Спасибо».

- Он сказал ещё: «Расти себе на здоровье!»



- Он подбадривает Абрикоса добрым и спокойным голосом.

- Он их ругает. Нужно говорить строгим голосом: «Мухомор и Волчьи ягоды – это ёщё не лес!»

«Злятся они оттого, что никому не нужны»

«Они завистливые и от зависти ядовитыми стали»


Под руководством учителя дети учатся анализу сказки. Система вопросов направлена

на повторное обращение к тексту. Используется просмотровое, выборочное , изучающее чтение.

Привлекается внимание детей к жанровым особенностям сказки.

Идёт обучение

(путём обращения к тексту)

характеристике персонажей

Отрабатывает-

ся выразитель

ность чтения через осмысление характера персонажа

Идёт словарная работа.

Формируется эмпатия –способность переживать за героя.

Используется приём противопоставления: положитель-ный -отрицательный персонаж

Вторичный синтез


- Какой оказался по характеру Абрикос, не смотря на то, что он чужак?


- А какие по характеру Мухомор и Волчьи ягоды?

- Он добрый, безобидный, не жадный. Он угостил Ёжика абрикосом.


- Они злые, лживые, завистливые. Они сплетничали, нашёптывали плохие слова, поддакивали, угрожали.

Противопоставление положительных качеств и отрицательных

Обобщение

Ролевая игра

10 мин


- А теперь давайте поиграем. Вы – персонажи сказки, разные растения и животные. Среди вас могут быть как положительные, так и отрицательные персонажи. Вскройте конверты и познакомьтесь с ролью. Подготовьтесь сказать свою фразу нужным голосом


- Кому досталась роль Абрикоса? Выходи к доске.


- А теперь встаньте отрицательные персонажи, представьтесь и скажите свои реплики, как артисты.














- Что ты чувствуешь, Абрикос?



- Теперь пусть положительные персонажи представятся.



- Скажите, кто хочет, слова в поддержку Абрикоса.

Это сюрприз для детей. Они вскрывают конверты и смотрят, какой персонаж им достался. Читают про себя фразу, готовятся её произнести нужным тоном

( 3 мин. на подготовку)



Выходит к доске «Абрикос»



- Я Бледная поганка.

- Я Мухомор.

- Я Ворона.

- Мы волчьи ягоды.


- Ты не нужен нашему лесу, ты чужак!

- Да, да! Убирайся прочь к себе в южные страны!

- Кар! Кар! Прочь, прочь!

- Я бы тебя с удовольствием отравила.

- Этот чужак вас всех передушит. В нашем лесу скоро будут расти одни Абрикосы.


- Мне больно, обидно. Я никому ничего плохого не желаю.


- Я Белочка. Я Улитка. Я Клён. Я Рябина. Я Дикая яблонька. Я Берёза. Я Малина. Я Земляника…


- Абрикос, ты нужен лесу!

- Абрикос, я за тебя!

- Мне сказал Ёжик, что твои плоды вкусные.

- Оставайся у нас жить!

- В лесу всем места хватит!

- Давай дружить!


Эмоциональная разрядка.

Смена видов деятельности.

Формируется самоорганизу-ющая деятельность детей через творческое задание – вхождение в роль

Самостоятельное определение характера персонажа, выбор тона, интонации при чтении

Физкульт

мин.

1 мин

Слушаем фрагмент песни «Дорога добра»


Переключить внимание детей


Подведе-ние итогов

5 мин

- Мы познакомились со сказкой, защитили героя. А бывает, что в жизни чужаков не любят, не хотят с ними дружить?

- Как же нужно относиться к человеку, который не похож на других, может, он даже другой национальности?



- Для чего же Владимир Орлов сочинил для вас эту сказку?


- Вы послушали песню «Дорога добра». Давайте выберем

такие качества людей, которые нужны вам, чтобы вырасти хорошими людьми. Поработайте парами. Помогите друг другу.

- Что выбрали?


- Да. В жизни так бывает.




- Нужно хорошо, по-доброму относится ко всем людям.

- Уважать их, не слушать сплетни, помогать друг другу, не обижать.


- Чтобы мы стали добрее.



Дети выбирают качества:

Доброта, забота, уважение, дружба, поддержка; зачёркивают или просто оставляют: злоба, зависть, жадность, ложь, сплетни

Выявление идеи произведения

Развитие внимания к позиции автора

Соотнесение сказочного и реального.


Личностное осмысление качеств человека



Оценка и самооценка

Рефлексия.


5 мин

- Как вы считаете, кто сегодня на уроке работал отлично? Раскрасьте один лепесток с именем одноклассника. Оцените соседа по парте, учителя, урок. А теперь оцените себя.

Раскрасьте нужным цветом сигнал - кружок Красный - работал отлично

Жёлтый - работал хорошо

Зелёный – старайся!

- Соберите цветок. Давайте наклеим его на лист.

- Влад отлично сыграл роль Мухомора. Молодец.















Рефлексия.

Цветопись.

Формирование

самооценки и оценки других детей, урока.

Творческая работа

(по желанию)

1 мин

- Кто хочет, может проявить себя как художник – нарисуйте дерево - персонаж и представьте его внешность, характер.

Дети выбирают из конверта названия растений

Мотивация детей к творческой проектной деятельности


Как помочь волчьим ягодам стать другим добро зло


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Проект урока по литературному чтению «Сказка В. Орлова «Абрикос в лесу»»

Автор: Денисова Галина Викторовна

Дата: 20.07.2016

Номер свидетельства: 337781


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства