МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43 им. Г.К. Жукова»
г. Курска
Проектно - исследовательская работа по теме
«Компьютерные игры:
польза или вред?»
Работу выполнил: учащийся 4 класса Б
Якшин Максим
Руководитель: Доренская Марина
Алексеевна
Курск 2017
Введение
Здравствуйте, меня зовут Якшин Максим. Я хочу представить вашему вниманию нашу исследовательскую работу «Компьютерные игры: польза и ли вред».
Актуальность. СЛАЙД 2
Сегодня представить нашу жизнь без Интернета сложно, настолько прочно он вошел в нашу жизнь. Мне и большинству моих одноклассников нравится играть в компьютерные игры. Но дома от мам, в школе на переменах от Марины Алексеевны мы слышим: ««Не сиди долго у компьютера, не играйте в телефоны и игровые приставки, это вредно!». Мне стало интересно, правда ли компьютерные игры так вредны?
Я считаю, что выбранная мною тема важна, так как большинство моих одноклассников проводит много времени за компьютерной игрой.
СЛАЙД 3
Я выдвинул две гипотезы:
Играть в компьютерные игры – вредно,
Играть в компьютерные игры – полезно.
СЛАЙД 4
Цель моего исследования – выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на младших школьников.
СЛАЙД 5
Объектом исследования являются компьютерные игры.
Предметом исследования — влияние компьютерных игр на младших школьников.
СЛАЙД6
Задачи моего исследования:
Выяснить, в какие игры играют наши одноклассники, как много времени проводят за игрой.
Выяснить, чем полезны и вредны для детей компьютерные игры.
Узнать, какие правила нужно соблюдать при игре на компьютере.
Выяснить, как выбирать игры с пользой для себя.
СЛАЙД 7
Методы исследования:
сбор информации,
анкетирование одноклассников и их родителей,
акция-эксперимент «Один день без компьютерной игры»,
консультация у специалистов: школьного медицинского работника, учителя информатики,
анализ результатов.
СЛАЙД 8
Практическая часть
Сбор информации
Чтобы ответить на поставленные вопросы, я воспользовался возможностями сети Интернет, нашел нужную информацию и проанализировал ее.
Я узнал, что игра—вид деятельности, направленный не на получение результата, а на удовольствие от самого процесса игры.
Игры могут быть: подвижные, настольные, спортивные, компьютерные и др.
Я выяснил, что компьютерные игры могут нести и вред, и пользу.
СЛАЙД 9
Компьютерные игры полезны тем, что они:
- Развивают быстроту реакции и внимание
- Логические игры развивают мозг и память
- Развивают желание создавать, учат нестандартному подходу, воображению
- Можно научиться работать в разных программах
- Можно весело провести свободное время.
Так же я узнал, что компьютерные игры не только полезны, но и приносят вред. Если играть в жестокие игры, то они приводят к насилию и агрессии. Если подолгу засиживаться за компьютером, то ухудшится зрение, снижается желание общаться, могут появиться болезни суставов и позвоночника, компьютерные игры также вызывают привыкание, снижение успеваемости в школе.
СЛАЙД 10
А так же я узнал, какие правила необходимо соблюдать детям при игре на компьютере:
Выбирать игры в соответствии с возрастом.
К сожалению, в России нет своей устоявшейся системы возрастного категорирования и маркировки компьютерных игр, поэтому ниже я приведу обозначения, которые используются для маркировки компьютерных игр зарубежных производителей СЛАЙД 11
Принимать правильную позу при игре: не наклоняться близко к монитору, не горбиться. СЛАЙД 12
Учитывать время игры: не более часа в день, каждые 15 минут делать перерыв. СЛАЙД 13
Делать зарядку для глаз и гимнастику для опорно-двигательного аппарата. СЛАЙД 14
Выбирать развивающие компьютерные игры. СЛАЙД 15
Анкетирование одноклассников и их родителей. СЛАЙД 16
Одноклассники с интересом ответили на вопросы анкеты. В анкетировании приняли участие 26 учеников и 23 родителя.
Целью анкетирования было выяснить, в какие игры любят играть ученики моего класса, и как много времени ребята проводят за игрой.
Представляю вашему вниманию некоторые результаты (см диагр).
Результаты проведенного исследования показали, что:
На вопрос «Любишь ли играть в компьютерные игры?»
92% учеников ответили ДА, 8% ответили НЕТ.
Родители:
96% ответили ДА, 4% - НЕТ
СЛАЙД 17
На вопрос «Как часто/долго играешь в компьютерные игры?» я получил вот такие результаты: мнение учеников и родителей не сходится.
СЛАЙД 18
Я тщательно обработал и проанализировал все игры, которые указали одноклассники в анкете на вопрос «Какие игры нравятся?», и пришёл к интересным выводам.
Я разделил перечисленные игры на категории:
Среди учеников популярными играми являются ШУТЕРЫ и ПРИКЛЮЧЕНИЯ.
Родители считают популярными играми у детей – ШУТЕРЫ, ГОНКИ и ГОЛОВОЛОМКИ
Я пришёл к выводу, что родители часто не знают, в какие игры играет их ребенок и как часто он находится перед компьютером. Ребята часто не умеют выбирать полезные развивающие игры
СЛАЙД 19
На вопрос «Пользу или вред приносят компьютерные игры?» 74 % родителей считают, что компьютерные игры приносят вред. Среди комментариев чаще всего попадались следующие: «портят зрение», «после игр у ребенка появляется агрессия», «мало проводит времени на улице», «страдает учеба».
13 % родителей считают, что компьютерные игры приносят пользу:
-ребенок приобретает навык работы с ПК,
-развивается логика, внимание, реакция.
13% родителей считают, что всё хорошо в меру.
Эксперимент «Один день без компьютерной игры» СЛАЙД 20
Обработав результаты анкетирования, я решил в классе предложил провести эксперимент «Один день без компьютерной игры». В акции приняли участие 26 учеников класса.
У нас получились следующие результаты (см диагр)
Те ребята, которые смогли выдержать эксперимент 85 % учеников
Вторая часть ребят 15% учеников – долго держались, сели играть.
призналась, что долго боролись с искушением, «ходили вокруг компьютера кругами», «брали в руки телефон подержать». В итоге сели играть. Ребята не смогли найти интересную замену компьютерным играм.
Меня порадовало то, что не было тех ребят, кто не выдержал эксперимента и сразу сел играть. Таким образом, я увидел, что среди одноклассников нет тех, кто попал в игровую зависимость.
Ребята мне прислали фото, что они делали, в день эксперимента. Они отмечают, что заменили компьютерные игры другими занятиями: прогулками на свежем воздухе, настольными играми, чтением, общением с близкими, помощью по дому, походом в гости. Ребята отметили, как много они успели в этот день. (фото) СЛАЙД Ы 21,22,23
Консультация у специалистов
СЛАЙД 24
Я проконсультировался по этому вопросу у школьного медика Смирениной Ангелины Вячеславовны. Она ответила, что компьютерные игры больше несут вреда:
-снижение остроты зрения,
-нагрузка на позвоночник,
-перегрузка суставов кистей рук,
-влияние на неокрепшую психику,
-ребята мало времени проводят на улице.
Так же Ангелина Вячеславовна посоветовала соблюдать гигиену при работе на компьютере:
Отдыхать каждые 15 минут.
Делать зарядку для глаз.
Делать гимнастику для всего организма.
Проветривать помещение.
Делать самомассаж шеи для улучшения кровообращения головы.
Не сидеть за компьютером больше 1 часа в день.
Не играть перед сном.
СЛАЙД 25
С этим же вопросом я обратился к учителю информатики Паршуковой Марине Николаевне. Она считает, что есть компьютерные игры, которые приносят вред, особенно она выделила игры, которые приводят к агрессии, способствуют озлоблению (ГТА) Так же Марина Николаевна обратила внимание на то такую проблему как «игровая зависимость», и что игры должны соответствовать возрасту.
А есть игры, которые приносят пользу, потому что развивают логическое мышление, мышление, память, мелкую моторику рук. Это обучающие игры, игры – тренажёры.
СЛАЙД 26
Оказывается, что на уроках информатики используются компьютерные игры.
1. «Логика» – игра для обучения построения и закрепления логических схем. 9 класс
2. «Бомбина» – это клавиатурный тренажёр для приобретения навыков работы на клавиатуре (Развивает мелкую моторику рук). 5 класс
3. Для начальных классов есть игры: сложить пазлы, раскраски. «ЖЭКА» –онлайн-игра, позволяющая в увлекательной̆ форме осваивать современные технологии энергосбережения и узнавать о способах уменьшения платежей̆ за жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом, мы видим, что специалисты отмечают как вред, так и пользу от компьютерных игр.
Анализ результатов
Мои гипотезы подтвердились полностью. Нельзя сказать, что компьютерные игры приносят только вред или только пользу. Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто-то развивает логическое мышление, память, а кто-то забывает в игре про окружающий реальный мир.
СЛАЙД 27
Проанализировав все собранные данные, я пришёл к следующим выводам:
В современной жизни есть место компьютерным играм.
Должен присутствовать разумный контроль со стороны взрослых.
Игры должны соответствовать возрасту.
Выбирать игры развивающие, логические, обучающие, интеллектуальные.
Выполнять рекомендации по охране здоровья.
Не забывать, что в жизни есть интересные увлекательные занятия: хобби, чтение, прогулки, общение, творчество, спорт.
Заключение СЛАЙД 28
Я думаю, что моя работа была полезной для моего класса. Мы теперь внимательно будем выбирать игры, обращать внимание на возрастные ограничения, на жанр игры.
Использование компьютерных игр позволяет: гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, воображение, умение находить закономерности. В то же время я узнал и о вредном воздействии таких игр. Последние исследования ученых показали, что не сам компьютер негативно воздействует на организм человека, а неправильное его расположение, несоблюдение временных ограничений, ограничений по возрасту.
Необходимо говорить с ребятами о пользе здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом. При соблюдении всех этих условий компьютер превратится в друга и верного помощника.
СЛАЙД 29
Спасибо за внимание!
Источники
Как уберечь зрение при работе за компьютером: http://constructorus.ru/zdorovie/kak-uberech-zrenie-pri-rabote-za-kompyuterom.html
Комплекс упражнения для людей, которые много сидят за компьютером: http://otvetkak.ru/health-beauty/kompleks-uprazhnenij-dlya-lyudej-kotorye-mnogo-sidyat-za-kompyuterom.html
Гимнастика при работе с компьютером: http://stolikus.ru/articles/computer-gymnastics.aspx
Статья «В чём вред, а в чём польза от компьютерных игр?»: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7264/
Семь мифов видеоигр: http://www.vitaminov.net/rus-9234-0-0-2958.html%7C
Детские компьютерные игры под контролем родителей. Возрастные категории компьютерных игр: http://www.cybermama.ru/overview_pc_games.php
Возрастные ограничения по играм: http://4mmog.ru/articl_vozrastnie_ogranicheniya.htm
Игры Развивающие: http://multoigri.ru/igri-razvivaushie
Игры Развивающие для детей: http://playshake.ru/igri-razvivaushie-dlya-detei
Обучающие, развивающие компьютерные игры: http://detskieradosti.ru/load/25
ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Название проекта: «Компьютерные игры: польза или вред»
Руководитель проекта: Доренская М.А.
Работа проводится в рамках школьного научно-исследовательского общества «Импульс».
Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: информатика окружающий мир занятия внеурочной деятельности «Здоровейка».
Состав: учащийся 4Б класса, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 им. Г. К.Жукова» города Курска.
Тип проекта: информационно-исследовательский, практикоориентированный.
Время работы над проектом: октябрь 2016 года - апрель 2017 года.
Цель проекта:
Выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на младших школьников.
Задачи проекта:
1. Выяснить, в какие игры играют наши одноклассники, как много времени проводят за игрой.
2.Выяснить, чем полезны и вредны для детей компьютерные игры.
3.Узнать, какие правила нужно соблюдать при игре на компьютере.
4.Выяснить, как выбирать игры с пользой для себя.
Режим работы: использование учебных часов внеурочной деятельности «Здоровейка», окружающего мира.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: словари, энциклопедии, компьютер, сеть Интернет, фото.
Дополнительно привлекаемые участники: родители, учитель информатики Паршукова Марина Николаевна, медицинский работник школы Смиренина Ангелина Вычеславовна.
Аннотация: идеей создания данного проекта послужило желание узнать: правы ли взрослые, когда говорят о вреде компьютерных игр.
Предполагаемый продукт проекта: мультимедийная презентация.
Осуществление учебного проекта
Приложения
Приложение 1.
Анкета для ребят «Компьютерные игры и Я»
Есть ли у тебя:
Любишь играть в компьютерные игры? да нет
Как часто /долго играешь:
все свободное время
около 1 часа в день
несколько часов в день
несколько раз в неделю
редко
Какие игры нравятся: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за ваши ответы.
Приложение 2.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители, просим вас принять участие в анкетировании «Компьютерные игры-ЗА и ПРОТИВ».
1. Играет ли ваш ребенок в компьютерные игры? да нет
2. Как часто/долго играет?________________________________________________
3. На каких устройствах играет ваш ребенок?
компьютер (ноутбук)
планшет
игровая приставка
телефон
несколько устройств
4. Какие игры предпочитает ваш ребенок? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как вы считаете, компьютерные игры приносят вред или пользу вашему ребенку (объясните свой ответ)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за участие в анкетировании.
13