Тема урока | Вырезанная из бумаги аппликация. Симметрия. |
Цели урока | Образовательные: добиться умения работать с бумагой при вырезании симметричных деталей, понимания и воспроизведения алгоритма деятельности при выполнении работы с бумагой, умения работать с ножницами. Воспитательные: воспитывать потребность совершенствовать свои умения в деятельности с бумагой. формировать интерес к предмету, воспитывать аккуратность, бережное и экономное отношение к бумаге интерес к учебному материалу, представление о ценности природного материала, первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности., способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД) Развивающие: Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. |
Планируемый результат | Формировать УУД: Предметные УУД: формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; понимать и воспроизводить алгоритм действия с бумагой и ножницами, формировать понятие о бумаге, её видах, её строении. Метапредметные: - формирование внутреннего плана действий на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. (Регулятивные УУД) -развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместно-продуктивной деятельности; умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. (Коммуникативные УУД) -умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) -развитие интереса к предмету. Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД) |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Методы обучения | Частично-поисковый, беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный |
Организация пространства (виды учебной деятельности) | Фронтальная работа, работа в парах, коллективная работа. |
Основные понятия | Рисовальная бумага, гофрированная бумага, печатная бумага, обойная бумага, писчая бумага, глянцевая бумага, цветная бумага, волокна, симметрия. |
Ресурсы | Учебник «Умные руки» Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова, «Толковый словарик школьника» О.Д.Ушакова |
Оборудование | Компьютерная презентация, папка с образцами видов бумаги, бумага для опытов, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки для нанесения клея. |
Этап урока | Задачи | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организа-ционно-мо-тивационный | Проверка готовности обучающихся. | - Ребята, я предлагаю начать наш урок с проверки рабочего места. - Проверьте готовность к уроку: ножницы, цветная бумага, клей и подкладные листы, кисточки для нанесения клея. | Слово учителя. Учитель организует уч-ся на начало урока | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других. |
2.Сообщение темы урока. Постановка целей урока. | Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | -Ребята, отгадайте загадку: Семя плоско, поле гладко. Кто умеет, тот и сеет. Семя не восходит, а плоды дает. (Бумага) Слайд 1 -Как вы думаете, с чем мы будем работать на уроке? (С бумагой) -Что мы нового можем узнать на уроке? (Структуру, строение, виды) - Посмотрите на экран, что я приготовила? (Ребус) Слайд 2 - Разгадайте ребус. (Аппликация). Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Аппликация из бумаги). Цель? -Верно, сегодня мы будем вырезать симметричные деталей с помощью ножниц, выполнять работу в определенной последовательности, аккуратно оформлять свою работу в аппликацию. | Читает загадку, Ведет подводящий диалог, помогает найти решение ребуса, помогает сформулировать тему и цели урока. | Слушают и отгадывают загадку. Учащиеся отвечают на поставленные вопрос. Определяют тему и цели урока. | Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать свое предположение. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
3.Планирование деятель-ности. | Определение порядка работы на уроке. | - Посмотрите на экран. Что вы видите? (пункты рисуночного плана). Выберите нужные для урока технологии пункты. А я хочу добавить еще один пункт. Как можем его расшифровать? (Опыты или исследуй) Слайд 3 - Куда логичнее его поставить? (Перед началом работы) Почему? (Так как эти знания нам пригодятся в дальнейшей деятельности) | Работает с проектором, строит работу с планом урока, ведет диалог. | Смотрят на план урока, анализируют, находят новый пункт в плане. Отвечают на вопросы. Планируют выполнение задания. | Регулятивные УУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение. Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем, умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. |
4.Актуализация опорных знаний. | Актуализировать требования к ученику со стороны уч. деятельности; создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в уч. деятельность; установить тематические рамки; наметить шаги учебной деятельности. | -Приступим к работе. Кто сможет объяснить, что такое бумага. -Давайте попробуем сформулировать четкое и полное определение этого слова из всего вышесказанного. Чего не хватает для данной деятельности? (Знаний) - Что нам необходимо сделать для их получения? (Поработать с новым пунктом плана) - А теперь мы включимся в новую для нас деятельность, проведем опыты. - С какой целью? (Чтобы дополнить наше определение с научной точки зрения) | Ведет диалог. Актуализирует знания детей. Подводит детей к новой работе. Ставит проблему. | Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение. Составляют определение. | Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение. Познавательные УУД: построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте (бумаге), умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, понимание знаково-символических средств. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, |
5.Открытие новых знаний | Подготовить уч-ся к введению новых понятий. Организовать и осуществить усвоение действий путем их воспроизведения и применения по образцу. | Работа в парах Поработайте в парах, вспомните как необходимо правильно работать в парах. Опыт №1 -У вас на партах лежат листочки бумаги. Возьмите лист бумаги в руки так, как держу я. Теперь разорвите бумагу. Поднимите кусочек и посмотрите через него на свет. Внимательно посмотрите на оборванный край бумаги, что вы заметили? (волоски, край бумаги мохнатый) Верно, ребята. Эти волоски называются волокна. Слайд 4 Опыт №2 -А теперь проведем второй опыт. -Внимательно смотрите на экран. Что увидели? - Проведите этот опыт по схеме, увиденной на слайде. (Я беру два одинаковых неизмятых листа бумаги, складываю их вместе, чтобы один лист располагался длинной стороной горизонтально, другой вертикально. Я чуть-чуть надрываю листочки посередине. Теперь беру оба листа и растягиваю бумагу в разные стороны.) - Какие получились линии разрыва. (У одного листа - прямая линия, а другого - кривая). - Почему так получается? (Потому что волокна расположены в разном направлении). Слайд 5 - Давайте вернемся к определению и дополним его новыми понятиями. - А теперь соотнесите наше определение с данным в словаре. Сделайте вывод. -Давайте подумаем, нужна ли нам бумага, сможем ли мы без нее прожить? (Конечно, без бумажного билета нельзя попасть в театр или кино, проехать в автобусе. На бумаге печатают деньги, учебники почтовые открытки, различные настольные игры, бумажными обоями оклеивают стены. На фотобумаге печатают фотографии) -А из одинаковой ли бумаги все это делают? Сравните бумагу для фотографий и газетную бумагу, бумагу из которых делают коробки и листы учебников. -Значит, существует много видов бумаги. Какие виды бумаги вы можете назвать самостоятельно? Сейчас мы с вами познакомимся еще с несколькими видами бумаги. - Есть бумага рисовальная. Что изготавливают из такой бумаги? (альбомы). Поверхность такой бумаги хорошо принимает краску, поэтому на ней удобно рисовать. - Вот бумага гофрированная. Что оформляют такой бумагой? (букеты). -Существует еще печатная бумага. Для чего? (Оформления лотерейных билетов, газет, книг). -Вы хорошо знакомы с обойной бумагой. На лицевую сторону этой бумаги наносят рисунок и оклеивают что? (стены). В быту мы часто используем бытовую бумагу. Приведите пример такой бумаги. (Салфетки, туалетная бумага, бумажные носовые платки). - Часто встречается нам и писчая бумага. Как вы думаете, для чего чаще используется писчая бумага? (тетради, бумага для принтера). - Еще существует глянцевая бумага. Где вы могли её встречать? (открытки, карточки в настольно-печатных играх). | Слово учителя. Работает с источником информации (толковый словарь). Работает с наглядностью. | Проводят опыты, работают в парах, отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания. Определяют свойства бумаги, знакомятся с видами бумаги. | Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществление классификации, обобщения отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: участие в работе парами, умение договариваться, приходить к общему решению, использование в общении правил вежливости, использование речи для регуляции своих действий. Личностные УУД: интерес к учебному материалу, представление о ценности природного материала, первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. |
6.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, способов действий, связи и отношений в объекте изучения. | - Давайте проведем небольшой итог. Что такое бумага? О чем нам рассказал первый опыт? Второй? -Чем отличаются различные виды бумаги? -Какие виды бумаг вы запомнили? - А какой вид бумаги лежит у вас на партах? (цветная). Опишите ее свойства. - Почему мы выбрали именно этот вид бумаги? - Молодцы, ребята. Теперь у нас достаточно информации для начала работы с бумагой. | Ведет диалог, проверяет уровень усвоения знаний. | Слушают и отвечают на вопросы. Описывают свойства бумаги. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Личностные УУД: представление о ценности природного материала, первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. |
7.Физминутка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения детей. | Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.) | Контролирует проведение физкультминутки, выполняет её вместе с детьми. | Проводят физкультминутку, выполняют движения по образцу. | Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других. |
8. работа по теме урока | Подготовить уч-ся к введению новых понятий. Организовать и осуществить усвоение действий путем их воспроизведения и применения по образцу. | - Сейчас мы будем из бумаги вырезать симметричные детали. Как вы понимаете слово «симметрия»? Слайд 6 (Если разделить деталь пополам, то обе стороны будут одинаковые) Работа с учебником - Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Чем отличаются и в чем сходство двух изображенных работ? (Изображены деревья, но они различного вида, есть симметричные детали, работа выполнена из цветной бумаги) -Какие симметричные предметы вы нашли на стр.10,11? Показ учителя - Что необходимо сделать, для того чтобы вырезанная деталь была симметричной? (Сложить пополам) - Как нужно держать согнутую деталь? (за линию сгиба) - в чем сложность выполнения работы? ( представить, как выглядит половина предмета, например, листочка, и вырезать с учетом экономия бумаги без использования карандаша) -Что необходимо сделать, чтобы листочек не потерялся? (Приклеить его на бумагу) Обратите внимание, как нужно приклеивать деталь. (Нанесите клей с помощью кисточки на одну половину листочка, чтобы не забыть каким образом вырезали лист). -Давайте вместе проговорим все этапы работы. Техника безопасности - Но перед тем как приступить к выполнению работы, вспомните, пожалуйста, составленную вами сказку о том, как Незнайка научился правильно работать с ножницами. Самостоятельная работа -Точно таким же образом можно вырезать различные предметы. Приведите примеры симметричных объектов. (Гриб, елочка, ваза). Теперь приступите к работе. Анализ работ - Работы уже выполнены. Осталось их оценить. Давайте определим, по каким критериям мы будем их оценивать? (Аккуратность, правильность выполнения симметричных деталей, оригинальность идеи) | Руководит работой с учебником. Показывает способ выполнения. Подводит детей к самостоятельной работе. Помогает установить правильную последовательность этапов работы. Помогает некоторым учащимся выполнять работу. Напоминает о критериях оценки. | Слушают учителя, отвечают на вопрос, высказывают свое мнение, работают с материалом учебника. Коллективно проговаривают этапы работы, вспоминают самостоятельно составленные правила работы с ножницами. Самостоятельно выполняют работу. Оценивают свою работу и работу других учащихся. | Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров, умение проговаривать последовательность действий на уроке, составляющих основу осваиваемой деятельности, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; проведение сравнения, сериации и классификации изученных действий по заданным основаниям; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке умение работать с инструментом. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. |
9.Рефлексия. | Мобилизировать уч-ся на рефлексию своего поведения, способов деятельности, общения; установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами. | - Вернемся к целям нашего урока. - Что вы сегодня узнали на уроке? - Чему научились? - А теперь оцените свою деятельность на уроке. - На доске изображена лестница, у каждого из вас на партах флажки. Поставьте, пожалуйста, флажки на любую ступень, в соответствии с тем, насколько сложным для понимания был урок, степени трудности выполнения работ и анализа конечного результата. - Молодцы! Спасибо за урок! Слайд 7 | Ведет беседу, формулирует конкретные вопросы, проводит анализ деятельности на уроке, благодарит за урок. | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность. | Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, высказывать свое предположение. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Личностные УУД: имеют представления о причинах успеха в учебе, границах собственного знания и «незнания». |