1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Доброе утро, ребята! Урок литературного чтения сегодня буду проводить я. Меня зову Анна Викторовна. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Будем вместе мы трудиться, Не пристало нам лениться Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем, Наш урок сейчас начнем. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: способность к мобилизации сил, энергии, предвосхищение результата. |
2. | Актуализация знаний и постановка учебной задачи | - Ребята, у нас еще один гость. Демонстрация мультфильма. - Лисенку грустно. А почему? - А какое настроение вызывает дождь у вас? - Давайте попробуем помочь лисенку, поднять ему настроение, может быть он изменит свое представление о дожде. Ведь дождь может быть не только грустным и скучным, но и ласковым, веселым. - А поможет нам произведение автора, который нам уже знаком. - Произведения какого автора мы изучаем? (Константина Георгиевича Паустовского). Уроки литературного чтения помогают нам узнать постепенно авторские секреты. Сегодня мы познакомимся с новым произведением К.Г.Паустовского, но сначала давайте вспомним с какими произведениями знакомы. (Дети называют: Стальное колечко, Теплый хлеб). - Откройте учебники на стр. 92, прочтите название рассказа, с которым мы будем работать. - Можем ли мы по названию догадаться, о чем будет это произведение? (о дожде, о видах дождя) - Тема сегодняшнего урока «Произведение К.Г.Паустовского «Какие бывают дожди». Работать мы будем с исследовательскими картами, которые лежат перед вами. Запишите тему урока в своих исследовательских листах. А эпиграфом будут слова К.Г.Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». - Как вы понимаете этот эпиграф? (Фраза известного писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» посвящена богатству и гибкости русского языка. В нем достаточно слов, синонимов, выражений, чтобы рассказать о любом событии, передать любое чувство.) - Какую же цель мы поставим на данном уроке? (Дети отвечают) - Сегодня мы познакомимся с новым произведением К.Г.Паустовского, проанализируем его и увидим, как с помощью слова писатель рисует нам яркие картины природы. | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: умение осуществлять анализ и обобщение. Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке. . |
3. | Построение проекта выхода из затруднения | - Произнесите это слово. А что, вы, слышите в самом слове «дождь»? (шуршание, отрывистость, вода льется, дождь капает). В слове собраны звонкие и шипящие звуки, которые позволяют услышать звуки дождя. Эмоциональная минутка. - Нам нужно настроиться на восприятие нового произведения. Представьте, что за окном дождь. Послушайте его. (звучит фонограмма дождя). Сейчас я начну читать текст, вы внимательно следите, могу любого спросить. - Что вам больше запомнилось, удивило, заинтересовало в рассказе? - А почему мы сами не замечаем удивительное, интересное в дожде? - Правильно, потому что надо быть внимательным к тому, что нас окружает. А Паустовский был именно таким. Он замечал все мелочи и мог передать всю красоту окружающего мира словами. - Давайте и мы очень внимательно посмотрим на текст. - Сейчас я зачитаю отрывки из данного произведения, а вы послушайте, как я читаю? (Учитель читает 3 отрывка с разной интонацией). - Что вы заметили? (разная интонация) - А почему интонация разная? - Что подсказывает нам, как читать текст? (слово) - Давайте найдем эти слова, которые потом для вас будут нотками для чтения отрывков из произведения. - Работать мы будем в группах. У каждой группы будет определенный отрывок, в котором описан один из видов дождей. - Назовите виды дождей, которые описал Паустовский в своем рассказе? (спорый, грибной, слепой). 1 гр. – работает с описанием спорого дождя, выписывая те слова, которые указывают отличие данного дождя от других. 2 гр. – работает с описанием грибного дождя, выписывая те слова, которые указывают отличие данного дождя от других. 3 гр. – работает с описанием слепого дождя, выписывая те слова, которые указывают отличие данного дождя от других. Вам необходимо заполнить таблицу словами из текста, которые раскрывают сущность дождя. Но прежде, чем мы приступим к работе, я предлагаю отдохнуть. | Регулятивные: удерживать учебную задачу. Коммуникативные: умение слушать и понимать других. Познавательные: информационный поиск. Личностные: мотивация к учебной деятельности, формирование эмоционально-нравственной отзывчивости. |
4. | Физминутка | В Семенове поднялся ветер. (Ведущий трет ладони). Начинает капать дождь. (Клацание пальцами). Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди). Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам). А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами). Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам). Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди). Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами). Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней). Солнце! (Руки вверх). | Личностные: самоопределение: установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: стабилизация эмоционального настроения |
5. | Реализация построенного проекта | Установка учителя на работу в группах. Повторное чтение в группах отрывков, заполнение таблицы. - Итак, 1 группа работала с описанием спорого дождя. На какие слова вы обратили внимание. (ученики называют, учитель выписывает их на доске) (со 2 и 3 группой ведется такая же работа). Какие художественные средства использовал автор? Спорый – капля – маленькая водяная чаша, похожа на жемчуг, – сравнения. Грибной – сонно сыплется, не звенит, а шепчет, возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой – олицетворение, сравнение. Слепой – сверкающие капли – крупные слезы сказочной царевны – образное сравнение. - Посмотрите на экран и помогите мне определить по изображению где, какой дождь. Ученики соотносят фотографию дождя с названием. | Познавательные: умение извлекать информацию из текста. - общеучебные - совершенствовать навык чтения, - логические – умение строить мысль, сопоставлять факты, уметь ставить и решать проблемы, расширение кругозора детей. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные действия: умение слушать партнера, управление своим поведением и поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. |
6. | Включение нового знания в систему знаний и повторение | Сейчас нам предстоит выразительно прочитать отрывки с описанием разных видов дождей. - С какой интонацией мы будем читать отрывок о спором дожде? О грибном? О слепом? (учитель обращает внимание на слова-подсказки) - Давайте попробуем прочитать отрывки так, чтобы лисенок понял, что дождь – это не так уж скучно и не стоит грустить, а он может быть интересным и увлекательным. Выразительное чтение учащимися. - Посмотрите, лисенок вас услышал и увидел за окном совершенно другой дождь – ласковый, светлый, сказочный. И это благодаря тому, что Паустовский смог так хорошо, красочно, нарисовать картину дождя. А чем же? (словами) - А вам я предлагаю попробовать нарисовать дождь красками. - Пока вы рисуете, подумайте, какие слова вы подберете для описания того, что изобразили. - Каким вы видите дождь? Ученики рисуют под музыку. | Личностные: установление учащимися результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. Регулятивные действия: способность к мобилизации сил, энергии, выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению, предвосхищение результата. |
7. | Рефлексия учебной деятельности | Итак, что у вас получилось. Покажите и опишите словами. - Изменилось ли у вас представление о дожде, о том, что он вызывает не только грусть, но и восхищение. И как? - А что же помогло вам и лисенку это сделать? (текст) То есть любое художественное произведение через слово может влиять на наши мысли и чувства. Наши слова полностью соответствуют эпиграфа урока. А домашним заданием будет придумать рассказ «Мой любимый дождик». Наш урок был очень насыщенным, вы активно работали, читали, думали. С вами было очень интересно. Сегодня за урок … И хочется мне закончить наш урок следующими словами: А я люблю дожди любые, И летние с ночной грозой, И серые и голубые, Люблю и в осень и весной. Люблю дожди с шипящим ветром, Люблю стучащие в окно, Люблю идущих тихо-тихо, Люблю любые, все равно. | Личностные –развитие самостоятельности в мышлении и деятельности. Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |