kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока литературное чтение в 3 классе по теме: В.Бианки «По следам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока литературное чтение в 3 классе по теме: В.Бианки «По следам»

(По курсу «Окружающий мир», автора А.А.Вахрушева, УМК «Школа 2100»)

 

Тип урока: чтение и анализ произведения (по Г.И. Саранцеву)

 

Цели урока: совершенствовать навык чтения целыми словами вслух и про себя; совершенствовать умение анализировать художественный текст; развивать умения сравнивать, сопоставлять факты, события, описанные в произведении, делать выводы и умозаключения о прочитанном, понимать авторский замысел и высказывать свою точку зрения; умение взаимодействовать со сверстниками в паре (группе); озаглавливать текст, пересказывать по коллективно составленному плану; формировать чувства сопереживания, любви к природе, понимания ее значения.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока литературное чтение в 3 классе по теме: В.Бианки «По следам» »

Проект урока литературное чтение в 3 классе по теме: В.Бианки «По следам»

(По курсу «Окружающий мир», автора А.А.Вахрушева, УМК «Школа 2100»)


Тип урока: чтение и анализ произведения (по Г.И. Саранцеву)


Цели урока: совершенствовать навык чтения целыми словами вслух и про себя; совершенствовать умение анализировать художественный текст; развивать умения сравнивать, сопоставлять факты, события, описанные в произведении, делать выводы и умозаключения о прочитанном, понимать авторский замысел и высказывать свою точку зрения; умение взаимодействовать со сверстниками в паре (группе); озаглавливать текст, пересказывать по коллективно составленному плану; формировать чувства сопереживания, любви к природе, понимания ее значения.


Оборудование:

  • учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3-й класс («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч. ч. 2.- 4-е изд., перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 208с., ил (Образовательная система «Школа 2100», серия «Свободный ум»).

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 3-й класс.- Изд. 4-е., испр., – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. –80с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).

  • презентация «В.Бианки. По следам»;

  • цветные карточки для самооценки,

  • портрет В.Бианки;

  • книги В.Бианки


Ход урока


  1. Организационный момент.

-Улыбнитесь. Скажите друг другу добрые, ласковые слова. От этих слов у вас прекрасное настроение. Давайте совершим с вами путешествие в сказочный лес. Сядьте удобно. Закройте глаза. Представьте себе, что мы идем с вами по лесу. Над нами плывут лёгкие облака, путаясь в ветвях деревьев, ярко светит солнышко. В лесу тихо, кое-где слышатся одинокий голос птички. У вас прекрасное настроение. Вам сегодня хорошо. Вы сможете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти», когда я скажу «пять», вы откроете глаза.

  1. Сообщение тему и цели урока

  • Но за вами кто-то плелся, хоть на месте оставался. Кто это? (След)

  • Какие следы мы можем увидеть в лесу? (животных – на слайде и людей – на слайде)

  • Посмотрите на выставку книг. На обложках каких из них изображены следы?

  • Что объединяет все эти книги? (книги В.Бианки).

  • Что вы о нём знаете? О чем и о ком писал В. Бианки?

Рассказ учителя об авторе.

Виталий Валентинович родился и воспитывался в семье ученого-орнитолога. От отца Бианки передалась любовь к природе. Из своих воспоминаний Виталий Бианки писал: «Отец рано начал брать с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу называл по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту». Своим опытом и любовью к природе Бианки решил поделиться с детьми и в 1923 году был напечатан первый рассказ Бианки «Путешествие красноголового воробья» (на слайде – портрет).

  • Какие произведения В.Бианки вы читали?

  • Какое произведение В.Бианки вы читали дома?

  • Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока? (запись на доске)

  • Чему мы сегодня будем учиться? На какие вопросы вам хотелось бы ответить? (запись на доске).

  • Я добавлю и свой вопрос «Суровы ли законы зимнего леса?»


  1. Проверка домашнего задания. Проверка первичного восприятия произведения.

  • Назовите жанр произведения. Почему так считаете?

  • Какое время года описывается в рассказе?

  • Кто герои?

  • Где живут Егорка и его папа?

  • Где происходят события?

  • По чьим следам и зачем отправились герои?

  • Дома, читая этот рассказ, вы отмечали непонятные вам слова. Давайте сейчас попробуем их с вами вместе объяснить. (Словарная работа – слайды - тятька – отец; сапоги валеные – валенки; куропачей – птица куропатка; промяться - подвигаться, проголодался; починять – ремонтировать; ёкнуло – кольнуло; зачадила – дымит; краюха – кусок хлеба (край); белотроп – дорожка в снегу; пыж – пробка в патроне; шмякнулась – упала; подранок – раненая птица; машистые – широкие; одним духом – очень быстро; овчина – тулуп; сдрейфил – испугался; невдомёк – непонятно)


  1. Вторичное восприятие текста.

  • Сейчас вы будите читать рассказ по частям, вместе составим цитатный план, который будет сопровождаться иллюстрациями.

а) Анализ I главы. 

  • Перечитаем эту главу по цепочке.

Вопросы после чтения:

  • Почему Егорке стало скучно?

  • Могут это быть Виталий Б. и его отец? (вполне, потому что отец рано начал брать сыновей с собой в лес, а когда Виталию исполнилось 13 лет, подарил ему ружьё – настоящую двустволку)

  • Как называл Егорка отца? (Тятя). 

  • Отпустил отец Егорку? (Да). Прочитайте фрагмент, когда Егорка отпрашивался в лес. 

  • Что сказал ему отец перед отходом. (Прочитайте). 

  • Что одел и взял с собой Егорка? (Полушубок и ружьё). 

  • На чем пошел Егорка в лес? (На лыжах). 

  • Зачем Егорка захотел идти в лес? (Выследить по следу диковинного животного). 

  • Какими словами из текста можно озаглавить эту главу? (по парам) (на слайде) 

  • Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, Егорку, которому не терпится пойти в лес.

  • Давайте продолжим чтение и узнаем, получилось это у Егорки выследить диковинного зверя.

б) Анализ II главы. 

  • Перечитайте эту главу про себя.

Вопросы после чтения:

  • Переживал ли отец за своего сына?

  • О чем это говорит?

  • Что услышал лесник, когда вышел на крыльцо? (Что волки воют). 

  • Что подумал лесник, когда услышал вой волков? (На Егоркин след напали волки).

  • Пошел ли отец спасать Егорку? (Да).

  • Что он взял с собой. (Двустволку).

  • Что услышал лесник из лесу, из темноты? (Выстрел Егорки).

  • Какими словами из текста можно озаглавить эту главу? (по парам) (слайд)

  • Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, как лесник отправляется искать своего сына.

  • Как вы думаете, что произошло в лесу? (предположения детей)

в) Анализ III главы.

  • Перечитаем эту главу вслух.

Вопросы после чтения:

  • Опишите состояние природы, когда лесник пошел искать сына. (прочитайте).

  • Слышал ли лесник вой в этой части? (Да).

  • С помощью чего лесник шел по лесу? (Волчьих голосов). 

  • Отзывался ли Егорка на выстрелы отца? (Нет).

  • Чей дом лесник нашел в лесу? (Свой).

  • Что подумал лесник, когда в еще раз выстрелил на дворе? (Видно добычу делят. Пропал парнишка)

  • Опишите поведение лесника. Подчеркните слова, которые будут характеризовать действия и состояния лесника. (в парах) (слайд)

  • Почему в такой последовательности автор их использует в этом тексте? (нарастает напряжение)

  • Каким чувством пронизана эта глава? (тревога, бессилие)

  • Какие слова повторяются несколько раз? Чем это объяснить?

  • В этой части автор использует очень короткие предложения с разной интонацией. Почему? (страх за сына)

  • Что вы почувствовали?

  • Какими словами из текста можно озаглавить эту главу? (по парам) (слайд)

  • Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, как лесник по лесу ходит и ищет своего сына.

  • Что будет делать лесник?

г) Анализ IV главы.

  • Перечитаем эту главу (диалог с автором).

Вопросы по ходу чтения:

    • (После прочтения первого предложения) Как можно сказать по-другому? (начало светать)

  • Почему авторский текст удачней? (видим глазами лесника, который не спал всю ночь, но еще не терял надежды, ждал, когда станет чуть светлее)

    • Опишите лесника на утро. Почему так изменился лесник? (Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился). 

    • Зачем он отправился в лес?

    • Что взял с собой лесник? (Хлеба, патроны, ружье). 

    • Что помогло леснику напасть на след Егорки? (Две борозды от Егоркиных лыж).

    • Когда лесник увидел две борозды от Егоркиных лыж, что он подумал? (прочитайте). 

    • Как вы понимаете смысл предложения: «Читает по снегу, как по книге»? (То, что отец понимает, что с Егоркой за ночь приключилось). 

    • Чьи следы видел лесник? Кто оставляет следы крестиком? Что вы узнали про сорок? А у белки какие следы? (Белок, зайцев, куропаток, птичьи).

    • Какие чувства испытывал отец?

    • Какими словами из текста можно озаглавить эту главу? (по парам) (слайд)

    • Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, различные следы зверей и птиц.

  • О чем говорит последнее предложение: «Такой и от волков отбиваться может, даром им в зубы не дастся»? (отец надеется на спасение сына)

д) Анализ V главы.

  • Перечитайте эту главу про себя.

Вопросы после чтения:

  • Куда вывели следы лесника? (К кусту).

  • Какого зверя ранил Егорка? 

  • Найдите описание следа животного.

  • Почему мальчик не возвращался домой? (подранка разве охотник бросит?)

  • Почему охотник не смог разгадать этот след? (Потому что барсук обычно спит зимой в лесу, а тут его разбудила оттепель).

  • Так по чьим следам шёл Егорка? А лесник? (слайд)

  • Чего боялся лесник? (Что пойдет снег и заметет дорогу). 

  • Какими словами из текста можно озаглавить эту главу? (по парам) (слайд)

  • Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, охоту Егорки, подранившего зверя.

  • Как, по вашему мнению, дальше будут развиваться события?

е) Анализ VI главы. 

  • Перечитаем эту главу по цепочке (диалог с автором).

Вопросы по ходу чтения:

  • О чем подумали вы, прочитав и представив эту картину?

  • На что наткнулся охотник? (На берданку и лыжи Егорки). 

  • О чем подумал охотник, когда увидел по следам, как упал парнишка в снег на оба колена, как потерял лыжи, как справа, спереди, наперерез бежали волки? (Что они его съели). 

  • Какой была встреча охотника со стаей волков?

  • Какими словами из текста можно озаглавить эту главу? (по парам) (слайд)

  • Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, старика увидевшего волков.

ж) Анализ VII главы.

Читает учитель, чтобы передать состояние отца, напряженность момента.

  • Вопросы после чтения:

  • Кого услышал лесник после выстрелов? (Егорку). 

  • О чем попросил Егорка своего отца? (Поднять берданку).

  • Как лесник нес Егорку? (прочитайте).

  • Что мы можем сказать о Егорке? (что он настоящий охотник: уверен в себе, читает следы, хорошо стреляет…)

  • А по чьему следу он шёл, мы узнали? (нет)

  • Какой момент описан в этой главе? (самый напряжённый)

  • Какими словами из текста можно озаглавить эту главу? (по парам) (слайд)

  • Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, как Егорка сидит на дереве.

з) Анализ VIII главы. 

  • Перечитайте эту главу вслух.

Вопросы после чтения:

  • Что рассказал Егорка отцу? 

  • Что пообещал отец сыну? 

  • Какая была погода за окном? 

  • Какого зверя все-таки подшиб Егорка? (Барсука). 

  • Какими словами из текста можно озаглавить эту главу? (по парам) (слайд)

  • Если бы вам предложили нарисовать рисунок, что бы вы изобразили? (Ответы учеников). Я согласна со многими из вас и тоже нарисовала, как Егорка лежит на лавке и делится своими впечатлениями с отцом.


  1. Обобщение прочитанного

  • Вот мы прочитали рассказ, он вам понравился?

  • Чем понравился?

  • Правильно ли поступил Егорка? 

  • Как вы думаете, пожалел ли он о своем поступке?

  • Правильно ли поступил отец, когда отпустил сына в лес? 

  • Почему у героев такой характер? (все зависит от величины испытания).

  • Какие чувства испытали герои?

  • Зачем автор написал такой рассказ? Что он хотел нам передать?

  • Чему он учит? 

  • Как вы думаете, какую основную мысль хотел высказать Виталий Бианки в своем рассказе? (Нужно хорошо знать жизнь леса, чтобы спасти себе жизнь). 

  • Вы смогли получить ответ на все свои вопросы?

  • Как вы думаете, а я на свой вопрос нашла ответ в произведении?

  • О каких суровых законах леса говорилось в тексте?

  • Попытайтесь их сформулировать.

  • (нужно засветло возвращаться домой, уметь читать «следы», знать повадки зверей, ориентироваться в лесу, быть терпеливым и смелым…)

  • А наши герои соблюдали эти законы?


  1. Подготовка к краткому пересказу

  • Какой рассказ мы с вами прочитали?

  • С чего начинается рассказ?

  • Как развивается сюжетная линия?

  • Как развивается действие?

  • Какой момент самый напряженный?

  • Как продолжилось действие?

  • Чем заканчивается сюжет?

  • Сейчас в группах попробуйте подготовить краткий пересказ текста. (работа в парах).

Представители групп предлагают свои пересказы. Разбираются ошибки. Выбирается лучший пересказ.


  1. Оценивание.

  • Продолжите предложения:

  • Сегодня мне удалось…

  • Мне стало понятным…

  • У меня возникло желание…

  • Если бы…

(Что получилось лучше всего? Как читали? Допускали ли ошибки? Правильно ли отвечали на вопросы? Получалось ли правильно подбирать цитаты для плана? Получился ли краткий пересказ? Что необходимо помнить, чтобы подготовить краткий пересказ произведения?)


  1. Домашнее задание: краткий пересказ текста.


  1. Итог урока. Рефлексия.

Повторение темы, целей урока, сопоставление их с результатом.

  • Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу  работу сегодня:

Шевелить мозгами. Краем уха. Хлопать ушами.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект урока литературное чтение в 3 классе по теме: В.Бианки «По следам»

Автор: Прохоренкова Галина Геннадьевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126152


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства