kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа духовно-нравственного воспитания в начальной школе « В мире добра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью духовно - нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.

         Достичь этого можно, как показывает опыт, работая по определенной программе, в которой должны быть вопросы и темы, волнующие как учителя, так и учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа духовно-нравственного воспитания в начальной школе « В мире добра»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Лермонтова






Принято Утверждаю:

на заседании Директор

педсовета МБОУ СОШ № 5

Протокол М. А. Чиркова

№ 6 от 30.08.2011 г. 30.08.2011 г.








Программа духовно-нравственного воспитания

в начальной школе « В мире добра»



Возрастной диапазон: 7 – 10 лет.

Срок реализации: 4 года.






Составитель:


Туникова Анна Викторовна

учитель начальных классов









Ставропольский край

Лермонтов


Программа

  • Пояснительная записка

  • Учебно-тематический план

  • Содержание программы

  • Методическое обеспечение программы

  • Литература





Пояснительная записка

И наш мир расцветёт, как сад,

когда расцветут души наших детей.

Дети – всегда единственное

будущее рода человеческого…
  В.Сароян.



У каждой песни есть свое начало, но истоки песен надо искать в сердце человека. И слово тоже начинается в сердце. А где начало, где истоки эстетического восприятия мира? Убеждена, что чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, окружающего мира, передать увиденное людям, тем ярче и чище он будет.

С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребенок свой особый, поэтический образ природы, образ Родины, свой особый мир. Это мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к духовно-нравственному совершенствованию.

Счастье видеть мир и рассказывать о нем людям, умение чувствовать прекрасное, подбирать нужное слово, чувствовать радость открытия – все это наполняет сердце и душу великим счастьем. Особый настрой души, мажорное восприятие окружающего, умение дарить добро я воспитываю в детях ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Анализируя современное состояние общественной жизни, посчитала самым важным в своей работе – воспитание доброты у детей. Детским душам сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехами своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого – вот те маяки, на которые мы с детьми будем постоянно равняться.

Диагностика личностного роста учащихся школы показала, что еще немало у нас учащихся с недостаточно сформированными ценностными ориентирами. Обеспокоенность вызывает  характер отношений школьников к своему внутреннему миру, своему душевному «Я», а также к другому человеку, такому же, как Я сам;  и к иным людям, к людям иной культуры, иной национальности, веры. Это вызвало необходимость скорректировать воспитательную программу школы, сделав в ней акцент на духовно-нравственное воспитание.

К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.

Целью духовно - нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.

Достичь этого можно, как показывает опыт, работая по определенной программе, в которой должны быть вопросы и темы, волнующие как учителя, так и учеников.




Цели  и  задачи  программы

Цель программы: гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Задачи программы:


  1. Помочь ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нём.

  2. Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.

  3. Сформировать у младшего школьни­ка осознанное волевое поведение.

  4. Пробудить самостоятельное логичес­кое мышление.

  5. Развить общую культуру ребенка.


Отличительные особенности данной программы

В отличие от предыдущих, данная программа предполагает создание социально открытого пространства, когда педагог, сотрудники школы и родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Занятия отличаются гибкостью и возможностью отталкиваться от интересов и потребностей самих учащихся с учетом их особенностей.



Особенности возрастной группы детей

Программа «В мире добра» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.



Основные способы и формы работы с детьми

Среди форм, используемых в рамках курса используется доверительная беседа, обсуждение проблемы, обыгрывание жизненных ситуаций, моделирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевой играх, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование. Стержнем всех занятий является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решения проблемы, следуя общепедагогическим принципам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности.



Ожидаемые результаты

На занятиях данной программы, которые тесно переплетаются с уроками литературы, русского языка, окружающего мира и даже математики, младшие школьники узнают такие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, ответственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие.

Младшие школьники учатся находить причины возникновения конфликтной ситуации и пути ее решения, начиная с самой мелкой ссоры в классе, семейной ссоры до разногласий между различными слоями общества и войн между государствами.

В ходе занятий дети учатся сопереживать, не быть равнодушными, они остро реагируют на возникшие в мире конфликтные ситуации

К концу IV класса - это творческая личность, которой присуще стремление к постоянному обогащению внутреннего мира; умение проявлять терпимость, умение уживаться с другими людьми; с потребностью в охране и защите своего здоровья и всего живого; владеющей коммуникативными способностями и развитым чувством патриотизма.

Учебно-тематический план

1 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Я и мой окружающий мир

0,5

1,5

2

2.

Познание себя

0,5

1,5

2

3.

Моё дерево жизни

0,5

1,5

2

4.

Стремление и желание

0,5

1,5

2

5.

Счастье

0,5

1,5

2

6.

Ценность жизни

0,5

1,5

2

7.

Добро и зло

0,5

1,5

2

8.

Мир добрых дел

0,5

1,5

2

9.

Что такое хорошо и что такое плохо

0,5

1,5

2

10.

Характер

0,5

1,5

2

11.

Я и моя тень

0,5

1,5

2

12.

Люди среди людей

1

1

2

13

Коллектив

1

1

2

14.

Уважение и терпимость

1

1

2

15.

Справедливость

1

1

2

16.

Самоуважение

1

1

2

17.

Совесть

1

1

2



ИТОГО:


34

2 год обучения



п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Что есть Бог?

1

1

2

2.

Честность.

1

1

2

3.

Самообман.

1

1

2

4.

Привязанность. Преданность.

1

1

2

5.

Дружба и привязанность.

1

1

2

6.

Прощение.

1

1

2

7.

Ответственность и свобода.

1

1

2

8.

Эгоизм.

1

1

2

9.

Душа.

1

1

2

10.

Учимся вежливости.

1

1

2

11.

Грубость.

1

1

2

12.

Невыдержанность.

1

1

2

13.

Доброжелательность.

1

1

2

14.

Внимание: конфликт!

1

1

2

15.

Герой.

1

1

2

16.

Смелость. Мужество. Храбрость.

1

1

2

17.

Воля

1

1

2



ИТОГО:


34


3 год обучения



п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Привычки и поступки.

1

1

2

2

Поступок. Преступление. Наказание.

1

1

2

3.

Воровство.

1

1

1

4.

Жадность и щедрость.

1

1

2

5.

Богатство.

1

1

2

6.

В мире вещей.

1

1

2

7.

Аккуратность.

1

1

2

8.

Мода.

1

1

2

9.

Быть собой.

1

1

2

10.

Волнение и переживание.

1

1

2

11.

Застенчивость и скромность.

1

1

2

12.

Настроение.

1

1

2

13.

Остроумие.

1

1

2

14.

Тактичность. Деликатность.

1

1

2

15.

Благородство.

1

1

2

16.

Честь и достоинство.

1

1

2

17.

Жестокость и сочувствие

1

1

2



ИТОГО:


34


4 год обучения



п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Обида. Месть. Зависть.

1

1

2

2.

От конфликта к войне.

1

1

2

3.

Я – патриот своей страны.

1

1

2

4.

Предательство.

1

1

2

5.

Порядочность.

1

1

2

6.

Чувство времени.

1

1

2

7.

Личность.

1

1

2

8.

Идеал.

1

1

2

9.

Этический кодекс класса.

1

1

2

10.

Трудолюбие.

1

1

2

11.

Семья.

1

1

2

12.

Семейные традиции.

1

1

2

13.

Непослушание.

1

1

2

14.

Одиночество.

1

1

2

15.

Мечта.

1

1

2

16.

Моё место в жизни.

1

1

2

17.

Наркотики. Алкоголь. Сигареты.

1

1

2



ИТОГО:


34


Содержание программы

1 год обучения

Я и окружающий мир. Наблюдение за объ­ектами живой природы. Выделение сходства и различий между животными и человеком. Формирование представлений о месте человека в природе. Создание ситуации поиска своего пред­назначения в жизни и природе.

Познание себя. Игра «Тайный друг». Иссле­дование собственных качеств личности. Формирование объективной самооценки и постановка детьми нравственной задачи перед собой.

Стремление и желание. Наблюдение за внешним видом и выражением лица людей раз­личных социальных групп. Размышление о при­чинах нравственного падения людей. Определе­ние понятий «стремление», «желание», отличие их друг от друга. Формирование способности ставить перед собой цель и добиваться ее.

Мое дерево жизни. Формирование пред­ставлений о своём будущем. Определение нрав­ственных идеалов среди окружающих людей, «примеривание» их качеств на себя. Мини-сочинение «Каким человеком я хочу стать?»

Счастье. Рассматривание фотографий и оп­ределение счастливых людей по их мимике. Оп­ределение понятия «счастье». Выделение наи­более важных желаний детей. Игра «Вообразилия». Уточнение определения «счастливый че­ловек».

Ценность жизни. Уточнение понятия «це­на», выделение в мире и природе вещей, кото­рые невозможно купить. Определение понятия «ценность». Анализ собственных поступков, которые представляют ценность, и поступков, о которых ребенок сожалеет. Попытка опреде­ления детьми собственного смысла жизни. Иг­ра «Вообразилия».

Добро и зло. Танцевальная картинка «Тем­ные и светлые». Определение понятий «добро» и «зло». Исследование проявлений добра и зла в человеке. Рассмотрение мотивов поведения лю­дей относительно добра и зла.

Мир добрых дел. Оп­ределение добрых поступков. Рассмотрение мо­тивов добрых поступков. Выявление истинно добрых поступков.

Что такое хорошо и что такое плохо. Уточ­нение понятий «хорошее» и «плохое». Рассмот­рение соответствия норм морали в разные вре­мена. Знакомство с нравственными заповедями. Определение понятий «заповедь», «закон».

Характер. Наблюдение за поведением мла­денцев. Выделение качеств характера на приме­ре главных героев русской народной сказки «Дочь и падчерица». Определение понятия «ха­рактер». Формирование объективной самооцен­ки при анализе качеств своего характера и харак­теров одноклассников.

Я и моя тень. Анализ своих качеств характе­ра по оценке одноклассников. Выявление поло­жительных и отрицательных черт своего харак­тера, рассмотрение влияния их на окружающих. Определение черт характера, важных для обще­ния и жизни с другими людьми.

Люди среди людей. Определение понятия «отношения», выделение основных связей между людьми. Исследование причин разрушения человеческих отношений и поиск способов налаживания контактов между людьми. Установление правил сохранения доб­рых отношений между людьми.

Коллектив. Рассмотрение отношений в классе. Определение понятий «класс» и «коллектив», выбор из них подходящего для уточнения отношений в классе. Исследование причин возникновения ссор в коллективе и поиск способов установления добрых отношений в коллективе. Создание «законов нашего коллектива»

Уважение и терпимость. Проигрывание ситуации дискриминации: рассаживание детей по симпатиям учителя. Определения понятия «унижение». Исследование причин возникновения ссор в коллективе и поиск способов установления добрых отношений в коллективе. Создание «Законов нашего коллектива».

Справедливость. Анализ записей детей о людях, недостойных их уважения. Определение понятия «справедливость». Знакомство с поня­тием «дискриминация». Исследование причин несправедливого отношения к человеку в разные исторические эпохи. Мини-сочинение «Обраща­юсь к вам, люди...».

Самоуважение. Инсценирование или про­смотр фрагмента «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Выявление причин раздраже­ния царицы. Игра «Свет мой, зеркальце, ска­жи...». Анализ качеств своего характера, достой­ных и недостойных уважения. Определение по­нятий «самоуважение», «самолюбие», «себялю­бие», отличие их друг от друга.

Совесть. Чтение фрагмента рассказа А. Гай­дара «Совесть». Предположение детей о причи­не расстройства героини рассказа. Понятие «чувство вины». Исследование причин возник­новения мук совести. Мини-сочинение «Если бы ни у кого не было совести».


2 год обучения


Что есть Бог? Создание ситуации спора о су­ществовании Бога. Знакомство с представления­ми о Боге у разных народов и в разные исторические эпохи. Определение понятия «религия», природы стремления человека чему-либо. Поиск ответа на вопросы: Бог допускает страдания? За что Бог наказывает? Чтение и анализ рассказа В. Осеевой «Кто наказал его?».

Честность. Анализ жизненной ситуации. Исследование причин лжи. Определение понятия «честность». Описание чувств, когда обманули тебя и когда обманул ты. Исследование последствий лжи и поиск способов исправления лжи. Представление пяти доводов, почему нужно быть честным.

Самообман. Анализ доводов детей в пользу я. Создание ситуации «невинной лжи». Определение понятия «быть честным перед собой» Рассмотрение влияния самообмана на взаимоотношения между людьми. Определение понятия «доверие». Мини-сочинение «Можно ли доверять?»

Привязанность. Преданность. «Разговор» с дворняжкой. Выявление доброго или недоброго отношения людей к животным. Определение понятия «преданность». Знакомство с проявлением преданности животных друг к другу на примере рассказа Л. Толстого «Лев и собачка». Приведение подобных примеров из жизни животных. Мини-сочинения «А у нас во дворе».

Дружба и привязанность. Анализ одного из рассказов (Л. Воронкова «Что сказала бы мама», Я.Тайц «В школьном переулке», В. Осеева «Три товарища»). Рассказ детей о своих друзьях. Рассмотрение мотивов возникновения дружбы. Определение понятия «дружба». Выявление основных качеств настоящего друга. Проигрывание ситуаций спора и ссоры между друзьями.

Прощение. Анализ ситуации ссоры между друзьями. Поиск способов примирения. Определение понятия «прощение». Выделение преимуществ прощения. Приведение детьми примеров из собственного опыта и описание чувств, возникающих при попытке простить.

Ответственность и свобода. Выбор из предложенных карточек действий под девизом «хочу». Сопоставление их с возможностью выполнения в данный момент в определенном месте. Рассмотрение ситуаций из жизни, когда приходится поступать по правилам. Определение понятия «ответственность».

Эгоизм. Создание и анализ проблемной ситуации. Соотнесение чувств ребенка и качеств его характера. Вычленение качества характера «себялюбие». Определение понятия «эгоизм». Анализ ситуаций проявления эгоизма в своей жизни. Обдумывание последствий проявления эгоизма.

Душа. Инсценирование ситуации обраще­ния к врачу с жалобой на болезнь души. Анализ выражения «душа болит». Определение понятия «душа». Исследование причин душевной боли. Поиск способов «излечения» душевной боли. Формирование бережного отношения к чужим переживаниям, к чужой душе.

Учимся вежливости. Инсценирование ситу­ации столкновения двух людей. Знакомство с понятиями «вежа» — «невежа». Игра «Вежли­во — невежливо». Исследование причин невы­полнения правил приличия. Инсценирование различных жизненных ситуаций с целью выра­ботки вежливого поведения. Написание позд­равления и пожелания однокласснику.

Грубость. Инсценирование детского стихот­ворения «Наша Таня громко плачет» с различ­ными вариантами концовки стихотворения. Ис­следование влияния пожеланий Тане на её наст­роение. Определение понятий «грубый чело­век», «грубое поведение». Анализ жизненных ситуаций, когда была проявлена грубость по от­ношению к кому-нибудь и испытана грубость от кого-нибудь. Исследование последствий прояв­ления грубости и поиск способов исправления ситуации конфликта.

Невыдержанность. Определение свойств ха­рактера по поведению человека. Инсценирова­ние поведения с заданным свойством характера. Вычленение свойства характера «невыдержан­ность», определение понятия и сопоставление с фразеологизмами «выйти из себя», «держать се­бя в руках» и т.п. Исследование причин проявле­ния несдержанности у окружающих людей и в себе. Игра «Стоп». Выработка умения сдержи­вать свой гнев.

Доброжелательность. Анализ записей детей о чувствах, возникающих в момент прощения. Постановка детей в ситуацию нравственного вы­бора и раскрытие преимущества прощения. Вы­ведение понятия «доброжелательность». Инсце­нирование жизненных ситуаций и отслеживание реакции окружающих на проявление доброжела­тельности.

Внимание: конфликт! Наблюдение за дра­кой животных в мультфильме или кинофильме. Исследование причин их злобы. Сопоставление ситуации ссоры животных с ситуацией ссоры людей. Определение понятия «конфликт». Предположения последствий конфликта. Поиск способов решения конфликта. Решение психо­логических задач. Выработка линии поведения в роли свидетеля конфликта.

Герой. Анализ рассказа Б. Емельянова «Храбрая девочка». Определение поступка де­вочки и ее статуса. Уточнение понятия «герой». Приведение примеров героического прошлого народа. Наблюдение за окружающими и опреде­ление людей, которых можно обоснованно наз­вать героями. Анализ собственной жизненной позиции, позиции родителей относительно геро­изма. Отличие истинного героизма от ложного.

Смелость. Мужество. Храбрость. Поста­новка детей в ситуацию проявления мужества. Анализ чувств и описание собственных слабос­тей. Чтение и анализ произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»,

Б. Житкова «Храбрый утенок». Поиск способов преодоле­ния страха и неуверенности в себе. Психологи­ческие упражнения.

Воля. Анализ характера Сыроежкина из фильма «Приключения Электроника». Исследо­вание причин его неуспеваемости. Определение понятия «воля». Приведение примеров волевых и неволевых поступков из жизни детей. Поиск путей преодоления слабостей. Приведение при­меров обязанностей, для выполнения которых требуется проявление воли.


3год обучения

Привычки и поступки. Приведение примера постоянного опоздания одного из детей. Опреде­ление понятия «привычка». Описание детьми их привычек. Классификация привычек. Исследо­вание влияния привычек на взаимоотношения с окружающими. Поиск способов искоренения дурных привычек.

Проступок. Преступление. Наказание. Ана­лиз ситуации наказания ребенка из повседнев­ной жизни. Создание ситуации спора о справед­ливости наказания. Исследование причин, при­ведших к наказанию. Отличие поступка от прос­тупка. Определение понятия «преступление». Исследование причин, приведших к соверше­нию преступления. Рассмотрение наиболее распространенных среди детей видов преступле­ния. Знакомство с видами наказания по Уголов­ному кодексу РФ.

Воровство. Исследование природы и послед­ствий соблазна взять чужое. Описание внутрен­ней борьбы при возникновении соблазна взять чужое. Выработка линии поведения в роли сви­детеля воровства.

Жадность и щедрость. Анализ венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Определение понятия «жадность». Исследова­ние причин нежелания делиться. Описание чувств, возникающих при необходимости де­литься. Предположение последствий жадности и преимуществ щедрости.

Богатство. Определе­ние понятий «богатство», «бедность». Анализ жизненной ситуации на тему «Деньги и друж­ба». Уточнение понятия «богатство». Введение понятия «духовное богатство». Составление списка необходимых для жизни вещей. Мини-сочинение «Если бы я был миллионером...».

В мире вещей. Анализ стихотворения К. Чу­ковского «Федорино горе». Выяснение предназ­начения вещей. Игра «Живая шляпа» («оживле­ние» предметов). Знакомство с технологией про­изводства некоторых вещей. Выработка правил обращения с предметами одежды, школьными принадлежностями, книгами.

Аккуратность. Наблюдение за внешним ви­дом людей на улице. Выяснение причин неже­лания общаться с некоторыми из них. Письмен­ный анонимный анализ собственного внешнего вида, внешнего вида учителя и одноклассников. Определение понятия «аккуратность». Инсце­нирование маминой заботы о внешнем виде ре­бенка. Предположение последствий неаккурат­ности.

Мода. Выяснение причин желания общаться с окружающими. Вычленение и определение по­нятий «модный человек», «мода». Соотнесение их с определением красивой одежды. Соотнесе­ние желания и возможности модно одеваться. Приведение детей к умозаключению о важности душевных качеств, а не одежды. Введение поня­тий «элегантность», «гармония».

Быть собой. Чтение и обсуждение вообража­емого письма одноклассницы о ее плохих качест­вах. Исследование причин ее недовольства со­бой. Определение понятия «самооценка». По­пытка дать объективную самооценку себе в фор­ме внутреннего спора «Я — такой, зато...». Письмо однокласснику «Ты — лучше».

Волнение и переживание. Исследование причин недовольства собой на основе материала урока «Познание себя». Объекты волнений и пе­реживаний. Исследование причин недовольства окружающими людьми, предметами и явлениями. Определение понятия «пессимист». Выделение положительных качеств предмета и явления «Не хочу быть занудой!»

Застенчивость и скромность. Анализ жизненной ситуации, когда в гостях родители уговаривают ребёнка поздороваться. Определение «стеснительность», «застенчивость». Выяснение причин стеснительного поведения. Сопоставление понятий «застенчивость» и «скромность». Уточнение понятия «скромность». При ведение примеров застенчивого поведения из своего жизненного опыта. Определение уместности скромного или застенчивого поведения в конкретной ситуации (инсценирование).

Настроение. Выяснение причин вялого и радостного поведения человека. Определение понятия «настроение». Приведение примеров своего хорошего и плохого настроения. Рассмотрение ситуаций влияния своего настроения на окружающих и чужого настроения на себя. Поиск способов создания атмосферы доброжелательности.

Остроумие. Анализ ситуации розыгрыша. Определение понятий «юмор», «остроумие». Приведение примеров реальных розыгрышей. Исследование последствий обидных и безобидных шуток. Выяснение качеств и ситуаций, над которыми смеяться нельзя.

Тактичность. Деликатность. Опыт «Чувство меры». Определение понятий «такт», «тактичность». Анализ ситуации ссоры между одноклассниками. Определение справедливых и несправедливых высказываний ссорящихся. Выяснение последствий несправедливых действий. Определение понятия «деликатность». Инсценирование жизненных ситуаций и выработка чувства меры высказываний своей точки зрения.

Благородство. Классификация качеств характера главных героев прочитанных художественных произведений. Исследование причин невозможности поступить иначе в той или иной ситуации. Определение понятия «благородство». Приведение примеров проявления благородства среди окружающих. Мини-сочинение « Смогу ли я пожертвовать чем-либо ради кого- то».

Честь и достоинство. Анализ размышлений детей о самопожертвовании. Определение понятий «честь», «достоинство». Приведение примеров из собственной жизни о проявлении качеств которыми можно гордиться. Анализ поступка героя рассказа Л. Пантелеева «Честное слово».

Жестокость и сочувствие. Предположение причин получения увечий. Определение поня­тия «жестокость». Приведение примеров жесто­кого обращения с людьми или животными. Опи­сание чувств и переживаний при виде покале­ченных людей или животных. Определение по­нятий «сочувствие», «милосердие». Выработка линии поведения при проявлении жестокости по отношению к себе и окружающим.

4год обучения

Обида. Месть. Зависть. Инсценирование ситуации оскорбления. Описание чувств оскорб­ленного и предположение его дальнейших действий. Определение понятия «месть». Выяв­ление возможных причин мести. Определение понятия «зависть». Исследование последствий мести. Мини-сочинение «Как избавиться от чувства мести».

От конфликта к войне. Анализ сочинений предыдущего урока. Предположение послед­ствий нежелания погасить чувство обиды, злобы и мести. Выявление причин возникновения конфликтных ситуаций. Приведение примеров из истории о причинах развязывания военных действий. Определение понятия «террор». Выс­казывание своего отношения к войнам и терро­ру. Выработка линии поведения в экстремаль­ной ситуации.

Я — патриот своей страны. Выражение сво­его отношения, отношения родителей к Родине. Определение понятия «патриот». Мини-сочинение «Что я могу изменить в своем городе, стране».

Предательство. Анализ поступка Плохиша из произведения А. Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш». Определение понятия «предательство». Исследование причин предательства. Выраже­ние своего отношения к чужой тайне. Описание чувств преданного человека. Формирование си­лы воли в хранении чужих секретов.

Порядочность. Инсценирование любого аморального поступка. Выделение качеств ха­рактера человека в этой ситуации. Оценка уров­ня нравственного воспитания человека. Выявле­ние в себе способности или неспособности со­вершить безнравственный поступок. Определе­ние понятия «порядочность». Мини-сочинение «Как стать порядочным человеком».

Чувство времени. Анализ ситуации из школьной жизни о невыполнении поручения. Сравнение количества выполненных дел одноклассниками, родителями, учителями за определённый период времени. Исследование причин и последствий невыполнения дел из-за нехватки времени. Введение понятия «чувство времени». Поиск способов рационального использования времени. Составление плана на день. Организация досуга.

Личность. Анализ ситуации вмешательства прохожего уличную драку. Рассмотрение возможных последствий его вмешательства. Выделение качеств характера прохожего. Приведение примеров, когда кто-то рискует жизнью и здоровьем ради других. Определение понятия «личность». Мини-сочинение «Смогу ли я?» Как не «потерять своё лицо».

Идеал. Определение идеала личности. Кого из окружающих я считаю личностью, соответствующей идеалу. Поиск способов формирования значимой личности.

Этический кодекс класса. Анализ высказываний окружающих о коллективе класса. Рассмотрение последствий проявления скверного характера коллектива. Поиск способов изменения нелестной характеристики класса. Определение понятий «этика», «кодекс». Определение цели самовоспитания и составление этического кодекса класса.

Трудолюбие. Рассмотрение причин роста благосостояния отдельных людей. Уточнение понятия «трудолюбие». Выявление дел, выполняемых с желанием и без желания. Предположение о последствиях проявления лени и нежелания трудиться. Поиск способов искоренения лени и безответственности.

Семья. Рассказ детей о своих родных, своём доме. Выражение своего отношения к родным, к дому. Определение понятия «семья». Анализ конфликтной ситуации в семье. Исследование причин конфликтов и нежелания детей идти домой. Поиск способов установления мирных отношений между всеми членами семьи.

Семейные традиции. Рассказ детей о проведении праздников в семье. Определение понятия «традиция». Выяснение с помощью бабушек и дедушек историй зарождения семейных традиций. Запись мудрых поступков и изречений предков. Анализ шведской сказки «Гвоздь из родного дома». Мини-сочинение «Что я хотел бы сохранить и передать потомкам».

Непослушание. Инсценирование ситуации родительского наказа. Приведение примеров непослушания из жизни детей, причин и предположение последствий непослушания. Представление себя на месте взрослых. Анализ рассказа Р. Фраермана «Непоседа». Поиск способов предупреждения и исправления ошибок и неприятностей.

Одиночество. Представление себя на месте одинокой бабушки-соседки. Описание чувств одинокого человека. Определение понятия «душевное одиночество». Исследование причин одиночества. Поиск способов избавления от одиночества.

Мечта. Представление детей о своем будущем. Написание в «секретных» тетрадках своих желаний. Уточнение понятия «мечта». Приведение примеров и анализ действий для исполнения мечты родителей, знакомых, друзей. Мини-сочинение «Если бы я был волшебником».

Мое место в жизни. Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов детей. Определение качеств характера, необходимых в той или иной профессии. Выделение важнейшего качества человека для любого рода занятий. Мини-сочинение «Что я знаю о профессии, которая мне нравится».

Наркотики. Алкоголь. Сигареты. Рассмотрение зависимости безвольного человека от обстоятельств. Исследование причин попадания в алкогольную, наркотическую, никотиновую зависимость. Просмотр видеоматериалов по данной теме. Выработка волевого поведения. Мини-сочинение «Я — свободен!»













Методическое обеспечение:

- игры, беседы, концерты, экскурсии, конкурсы и т.д.

- монологический метод, диалогический метод, исследовательский метод, проектная деятельность;

- подведение итогов: праздники и викторины

Список литературы для педагогов и родителей

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.

  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Педагогика. М., 2009

  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.

  5. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.

  6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.

  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

  8. Сухов С.В. «Духовное воспитание ребенка на занятиях «Культура движения», Скиф 2000.


Литература для детей



  1. Журнал «Семейное чтение»

  2. Журнал «Читайка»

  3. Лобов П.А. «Колобок. Театрализованное представление», М. 2002.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Программа духовно-нравственного воспитания в начальной школе « В мире добра»

Автор: Туникова Анна Викторовна

Дата: 29.10.2017

Номер свидетельства: 435349


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства