1. Задача: Формирование мотивации на участие в мастер-классе (Подготовительно-организационный этап) | | -Приветствие, -Сообщение темы мастер-класса : Притчи как метод духовно-нравственного воспитания школьников -Цели мастер-класса: Повысить мотивацию педагогов к использованию притч как метода духовно-нравственного воспитания школьников | | Настраиваются на изучение опыта | | Словесный метод (рассказывание) | Восточная притча гласит: Давнымдавно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «а есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?» .Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил: — скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил мастер своему ученику? Не глядя на руки ученика, мастер ответил:— всё в твоих руках. Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другому – этои есть «моральный выбор». | Презентация 1 слайд Притчи- это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы. 2 слайд | Нравственность, уважение, любовь –основа нашей жизни. Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы стать лучше, чтобы его внутренний мир становился богаче, ярче, полнее. Поэтому вопросы духовно-нравственного воспитания детей являются одними из ключевых в современном обществе. И притчи могут играть в них важную роль | |
2. Задача: Сформировать представление об опыте (этап: Презентация педагогического опыта) | | Формулировка цели использования притч в образовательном процессе и задач для достижения цели . Цель:выявление нравственных уроков притч,их роли в духовно-нравственном воспитании школьников. Задачи: -дать понятие притчи,сведения об особенностях притч; -рассмотреть темы,свойства и формы работы с притчами; -обсудить основные идеи,нравственный смысл,заложенные в притчах. | Восприятие передаваемого опыта | Словесно-наглядный метод Темы притч самые разнообразные. А также они обладают определенными свойствами. Притчи можно использовать на любом уроке. Наряду с такими предметами как литературное чтение,ОРКСЭ,Истоки они будут актуальны и на математике,и на окружающем мире . Вот пример «математической» притчи. Однажды юноша провёл на земле отрезок и попросил мудреца, чтобы тот уменьшил его, не урезая и не касаясь.(Предлагаю коллегам решить эту задачу). Мудрец параллельно провёл более длинный отрезок, и тем самым первоначальный отрезок был умалён. "Так можно относиться к своим достоинствам и недостаткам, - заметил мудрец - увеличивая достоинства, мы тем самым умаляем недостатки". (Как вывод по одной из тем на занятиях по Истокам). Эту же притчу можно привести в пример на уроках истории, когда до детей надо довести мысль о том, что необязательно было разрушать, перечеркивать прошлое, а можно рядом построить новое, лучше. Притчи уместны на любом этапе урока: при объяснении нового материала, рефлексии, а также для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него. Когда на Истоках мы проходили тему «Золотое сердечко», я начала урок с притчи о счастье. Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как-то раз к яме подошел необычный человек. Тут я делаю паузу и предлагаю детям продолжить историю. (Предлагаю коллегам то же самое). Это одна из форм работы с притчами. Итак, возвращаемся к нашей притче. Эта история заканчивается так: человек спросил у счастья , чего оно само хочет.-«Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье…счастье побежало за ним следом… Мы говорили на уроке о том, что такое добро, о том, что настоящее добро-умножает добро, и оно обязательно возвращается к людям. А сейчас я хочу рассказать вам небольшую историю. Как-то при разговоре с одной из коллег в учительской, она сказала такую фразу: «Дети-это цветы жизни. Так же , как и цветы, они не могут раскрыться одновременно. Одни расцветают раньше, другие-чуть позже. Нужно дать время, набраться терпения. Мои первоклассники 7-ой месяц в школе. Они все разные. Одни уже в явных лидерах, другие-уверенно тянутся за ними, третьи делают несмелые шаги вперед, четвертым мы вместе с родителями даем уверенность, что все у них получится. И, мыслями возвращаясь к разговору в учительской, я вдруг подумала, а ведь это и есть мудрое высказывание, которое может стать основой притчи. | Презентация 3 слайд Притча – это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость) 4 слайд Темы притч: мудрость, долголетие, знание, любовь к ближнему, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся, веселье, здравый рассудок. 5 слайд Свойства притч: 1) краткость; 2) они не требует доказательств; 3) подсказывают способы разрешения конфликтной ситуации; 4) дают возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. В них осуждается не человек, а порок; 5) строятся притчи на сравнении; 6) предполагают мыслительную деятельность. 6 слайд Формы работы с притчами: Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название); Притча без окончания -обсуждение, чем она могла бы закончиться; Иллюстрация рассказа (рисунки, фотографии, изображения); Формулировка вопроса и ответы на поставленные вопросы; Выделение ключевых понятий; Инсценировка по рассказу (истории); Нахождение или предположение (вставка) пропущен ных слов. Связь содержания притч с современной жизнью; Подбор пословиц, поговорок. | Фронтальная |
3.Задача В ходе творческой игры рассмотреть материал с разных точек зрения для составления наиболее полной картины. 4.Задача: Создание условий для оценки опыта и понимания возможности его использования в своей деятельности (Этап: Рефлексия) | | Организация работы фокус-группы над материалом притчи Создает условия для высказывания мнений участников мастер-класса по вопросу применения притч как метода духовно-нравственного воспитания школьников. | Участие в работе фокус-группы (5 человек),остальные участники мастер-класса-слушатели и наблюдатели Высказывают свое мнение по поводу проведенного мастер-класса и применению выданного материала в собственной практике | Я предлагаю поработать над материалом притчи, используя метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», который заключается в разделении мышления на 6 отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета Обладательница белой шляпы будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты(Работа непосредственно с текстом притчи). Хозяйка красной шляпы проанализирует притчу с позиции чувств, расскажет нам, какие испытала чувства при чтении притчи. Леди в чёрной шляпе попытается предостеречь нас, найти возможные риски и опасности. Жёлтая шляпа будет искать только всё самое хорошее, будет смотреть на содержание притчи с позиции оптимиста. Обладательница зелёной шляпы попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи. А ,надев синюю шляпу, дирижировать оркестром буду я.(Участники надевают шляпы) .После выступления участника в белой шляпе, свою точку зрения высказывают обладатели других шляп. Таким образом, примеряя на себя шляпу определенного цвета, мы взглянули на один и тот же предмет с разных позиций. Этот метод можно применить не только при работе с притчами, но и с другим учебным материалом. (Синяя шляпа) Уважаемые коллеги, принимая какие –либо решения относительно ребенка, мы должны учитывать его индивидуальные особенности и подвергать объективной оценке свои мысли и суждения. И притчи могут стать посредником в этом и помочь сделать правильный выбор не только детям,но и нам с вами | И завершить свой мастер-класс хотела бы тоже притчей. Молодой человек наблюдал за учителем, который долгое время смотрел на лужу. Наконец, он спросил его: «Что Вы хотите увидеть в этой мутной воде?» На что учитель ему ответил: «Я не смотрю на лужу, А наблюдаю за тем, как в ней зажигаются звезды». Уважаемые коллеги, давайте чаще видеть в воде отражение звезд. И тогда наша жизнь станет ярче и светлее! | Презентация, раздаточный материал. 7 слайд Текст притчи: Однажды у своего наставника спросил начинающий молодой учитель: «Вы много лет отдали своей работе. Скажите, с чем на Земле Вы сравнили бы своих воспитанников?» Немного подумав, мудрый учитель сказал: «Дети очень похожи на цветы. Одни, как первые весенние цветы, смело пробиваются сквозь землю и зацветают, лишь пригреет солнышко. Другие-ждут летнего тепла. И начинают благоухать и радовать глаз. Третьи же начинают цвести осенью, благодаря вниманию и заботе. Тех, что не успели зацвести, садовник заносит домой, оберегая от холода. И, набравшись терпения, продолжает ухаживать за ними, даря им тепло, поливая их, пока они не зацветут. (Материал для работы участника в белой шляпе. Текст напечатан на бумаге белого цвета). Предлагаю примерные выступления обладателей других шляп. Садовнику не стоит волноваться по поводу того, что не все цветы могут зацвести. Если ему попались слабые семена, в этом нет его вины. А также он не застрахован от погодных условий: град, ветер, не дай бог, заморозки могут помешать нормальному росту и развитию растений. В конце концов, ему сложно одному. Нужны помощники! И тем не менее, хотелось бы верить, что у него хватит сил и возможности, чтобы вырастить добрый Сад! (Материал для работы участника в красной шляпе. Текст напечатан на бумаге красного цвета). Дети, также, как и цветы, не могут раскрыться одновременно. И учителю, как садовнику, надо набраться терпения, любви и веры в то, что каждый ребенок имеет свои способности и при правильном подходе с его стороны, они обязательно дадут свои плоды. (Материал для работы участника в желтой шляпе. Текст напечатан на бумаге желтого цвета). Говорят, лучше синица в руке, чем журавль в небе. Еще неизвестно, зацветут ли вообще осенью, а тем более зимой цветы. Уж не лучше ли садовнику больше внимания обращать весенним и летним цветам, а не тратить лишние силы на другие.(Материал для работы участника в черной шляпе. Текст напечатан на бумаге черного цвета). Цветут цветы весной, Цветут по осени. Прекрасны летние цветы, А как же зимние?! Любовь им подари, Тепло душевное, И зацветут они тогда Цветами нежными.(Зеленая шляпа) Презентация 8 слайд «Пусть притчи послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного» Абуль-Фарадж | Групповая Индивидуальная |