Литературное чтение
Урок 6.
Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Тема: Приключения изыскателей С. Голицына «Сорок изыскателей» (глава 1)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
2 Проверка домашнего задания.
– Прочитайте толкование слов романтик и оптимист, которое даёт словарь. (Можно ввести слово-антоним пессимист.)
– О каких же роковых последствиях идёт речь в 1-й главе?
– Какую загадку предстоит разгадать героям?
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений.
I. Работа с текстом главы 1.
Часть 1
1. Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение вслух по цепочке. По ходу чтения учитель и дети ведут диалог с автором, учитель делает необходимые комментарии.
В части 1 уточняем, что повествование ведётся от лица рассказчика, появляется ещё один герой – сын Миша. По ходу чтения объясняем, что геолог – это специалист по геологии; геология – наука о строении и составе земной коры, о методах изыскания полезных ископаемых; минералогия – наука о минералах, каменных и горных породах, которые
добывают как полезные ископаемые.
2. Выделяем ключевую фразу и записываем в тетрадь (с. 4, задание 2), начинаем составление цитатного плана:
1) «Книга эта бесповоротно решила Мишину судьбу».
2. Работа с текстом после чтения части 1. Вопрос после чтения:
– Как вы думаете, повлияет ли Мишино увлечение на членов семьи? Что вы можете предположить.
Часть 2
1. Работа с текстом во время чтения.
Позднее Миша всех взрослых и ребят стал разделять на изыскателей и прочих. (Позднее… Значит, прошло время, а Миша своему увлечению не изменил.) К изыскателям он относил тех, кто всё время что-то изобретает, что-то придумывает или мечтает разыскать новое, неизвестное, таинственное и ищет на земле, под землёй, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе. (Обратите внимание на эти черты характера изыскателя. Подумайте, а в вас они есть?)
Вот изыскательские профессии – топографы, снимающие карты местности, гидрологи, изучающие реки, ботаники, зоологи и многие другие, и самые-самые интересные из них – геологи. (Попробуйте продолжить ряд изыскательских профессий.)
Из разных прочих Миша специально выделил «тюфяков» (Слово «тюфяк» что означает? Вообще-то это мешок, набитый соломой, сеном, служащий постелью, причём мягкой постелью. А Миша это слово использует в переносном смысле, а именно…): в этой группе очутились мальчишки сонливые, медлительные, ничем не интересующиеся, любители покушать.
А вот кого Миша откровенно считал тюфячкой, так это свою младшую сестру Соню. («Откровенно считал» – то есть не скрывал этого. Ещё один персонаж появился – дочь рассказчика и младшая сестра Миши – Соня.) И хотя Соня целый день ищет то завалившийся за диван чулок, то уроненную на пол тетрадь или «Арифметику», всё равно в изыскатели, по мнению Миши, ей не попасть никогда.
Меня и маму Миша искренне уважает и любит, но я чувствую, что и нас он считает тюфяками. (Можно предположить, почему?)
Ведь кто я такой? Обыкновенный детский врач. Каждый день я хожу в поликлинику, выслушиваю и мну больших и малых ребят, здоровых и больных, прописываю им лекарства, утешаю перепуганных родителей. (Наш рассказчик – детский врач. Очень нужная, нелёгкая профессия. А сам себя он изыскателем считает?)
А кто моя жена – наша мама? Просто домашняя хозяйка. Она ходит на рынок, готовит обед, штопает носки, стирает, и всё. Конечно, ничего изыскательского ни в ней, ни во мне нет.
2. Работа с текстом после чтения.
Выделяем ключевую фразу, записываем следующий пункт цитатного плана:
2) «… я чувствую, что и нас он считает тюфяками».
Вопрос после чтения части 2:
– Итак, мы познакомились с рассказчиком и его семьёй, это наши герои. А кому из них, по-вашему, предстоит стать главными героями?
Часть 3
В части 3 требуются лишь небольшие комментарии: обращаем внимание на портрет Сони, довольно подробный. Очевидно, Соня будет одной из главных героинь повести; на то, что прошло время (Миша уже окончил школу…); объясняем, что архив – это место хранения старых документов, бумаг, а сосед Иван Иванович – не только их хранитель, но и историк; объясняем смысл слов замялся (смутился, не решается продолжить), пределикатнейший (очень вежливый, чувствительный, внимательный…); Миша прозвал его Тычинкой, можно предложить детям представить себе тычинку цветка и объяснить слово тщедушный (тонкий, слабый, худой, хилый).
Выделяем и записываем ключевую фразу части 3 в цитатный план:
3) «“Поезжайте в Золотой Бор”, – посоветовал историк-архивариус».
Вопросы после чтения части 3:
– Какие новые герои появляются?
– Какую роль сыграет старичок Иван Иванович (Тычинка) в развитии сюжета повести? Что можно предположить?
Часть 4
Часть 4 может прочитать учитель, при чтении нужны эмоциональные комментарии (например, он так и остолбенел – был просто потрясён, что такое прекрасное произведение живописи хранится в прескверном чулане). Обращаем внимание ребят, что рассказчика вдохновила мысль разыскать портрет неизвестного художника, значит… (в душе он, кажется, всё-таки изыскатель!).
Вопросы после чтения части 4:
– В этой части герои задают очень много вопросов. Перечислите их. А какие вопросы возникли у вас?
– Хочется узнать и о неизвестном художнике, и о судьбе портрета, правда? Попробуйте предположить, как будут развиваться события. Кто из героев станет главным (главными) действующим лицом? Как себя проявят наши «тюфяки»?