kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приключения изыскателей Сергея Голицына "Сорок изыскателей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение

Урок 6.

Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Тема: Приключения изыскателей С. Голицына «Сорок изыскателей» (глава 1)

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

 • развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к  прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока    

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

2   Проверка домашнего задания.

– Прочитайте толкование слов романтик и оптимист, которое даёт словарь. (Можно ввести слово-антоним пессимист.)

– О каких же роковых последствиях идёт речь в 1-й главе?

– Какую загадку предстоит разгадать героям?

 Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

I. Работа с текстом главы 1.

Часть 1

1. Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение вслух по цепочке. По ходу чтения учитель и дети ведут диалог с автором, учитель делает необходимые комментарии.

В части 1 уточняем, что повествование ведётся от лица рассказчика, появляется ещё один герой – сын Миша. По ходу чтения объясняем, что геолог – это специалист по геологии; геология – наука о строении и составе земной коры, о методах изыскания полезных ископаемых; минералогия – наука о минералах, каменных и горных породах, которые

добывают как полезные ископаемые.

2. Выделяем ключевую фразу и записываем в тетрадь (с. 4, задание 2), начинаем составление цитатного плана:

1) «Книга эта бесповоротно решила Мишину судьбу».

2. Работа с текстом после чтения части 1. Вопрос после чтения:

– Как вы думаете, повлияет ли Мишино увлечение на членов семьи? Что вы можете предположить.

Часть 2

1. Работа с текстом во время чтения.

Позднее Миша всех взрослых и ребят стал разделять на изыскателей и прочих. (Позднее… Значит, прошло время, а Миша своему увлечению не изменил.) К изыскателям он относил тех, кто всё время что-то изобретает, что-то придумывает или мечтает разыскать новое, неизвестное, таинственное и ищет на земле, под землёй, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе. (Обратите  внимание на эти черты характера  изыскателя. Подумайте,  а в вас они  есть?)

Вот изыскательские профессии – топографы, снимающие карты местности, гидрологи, изучающие реки, ботаники, зоологи и многие другие, и самые-самые интересные из них – геологи. (Попробуйте продолжить ряд изыскательских профессий.)

Из разных прочих Миша специально выделил «тюфяков» (Слово «тюфяк» что означает? Вообще-то это мешок, набитый соломой, сеном, служащий постелью, причём мягкой постелью. А Миша это слово использует в переносном смысле, а именно…): в этой группе очутились мальчишки сонливые, медлительные, ничем не интересующиеся, любители покушать.

А вот кого Миша откровенно считал тюфячкой, так это свою младшую сестру Соню. («Откровенно считал» – то есть не скрывал этого. Ещё один персонаж появился – дочь рассказчика и младшая сестра Миши – Соня.) И хотя Соня целый день ищет то завалившийся за диван чулок, то уроненную на пол тетрадь или «Арифметику», всё равно в изыскатели, по мнению Миши, ей не попасть никогда.

Меня и маму Миша искренне уважает и любит, но я чувствую, что и нас он считает тюфяками. (Можно предположить, почему?)

Ведь кто я такой? Обыкновенный детский врач. Каждый день я хожу в поликлинику, выслушиваю и мну больших и малых ребят, здоровых и больных, прописываю им лекарства, утешаю перепуганных родителей. (Наш рассказчик – детский врач. Очень нужная, нелёгкая профессия. А сам себя он изыскателем считает?)

А кто моя жена – наша мама? Просто домашняя хозяйка. Она ходит на рынок, готовит обед, штопает носки, стирает, и всё. Конечно, ничего изыскательского ни в ней, ни во мне нет.

2. Работа с текстом после чтения.

Выделяем ключевую фразу, записываем следующий пункт цитатного плана:

2) «… я чувствую, что и нас он считает тюфяками».

Вопрос после чтения части 2:

– Итак, мы познакомились с рассказчиком и его семьёй, это наши герои. А кому из них, по-вашему, предстоит стать главными героями?

Часть 3

В части 3 требуются лишь небольшие комментарии: обращаем внимание на портрет Сони, довольно подробный. Очевидно, Соня будет одной из главных героинь повести; на то, что прошло время (Миша уже окончил школу…); объясняем, что архив – это место хранения старых документов, бумаг, а сосед Иван Иванович – не только их хранитель, но и историк; объясняем смысл слов замялся (смутился, не решается продолжить), пределикатнейший (очень вежливый, чувствительный, внимательный…); Миша прозвал его Тычинкой, можно предложить детям представить себе тычинку цветка и объяснить слово тщедушный (тонкий, слабый, худой, хилый).

Выделяем и записываем ключевую фразу части 3 в цитатный план:

3) «“Поезжайте в Золотой Бор”, – посоветовал историк-архивариус».

Вопросы после чтения части 3:

– Какие новые герои появляются?

– Какую роль сыграет старичок Иван Иванович (Тычинка) в развитии сюжета повести? Что можно предположить?

Часть 4

Часть 4 может прочитать учитель, при чтении нужны эмоциональные комментарии (например, он так и остолбенел – был просто потрясён, что такое прекрасное произведение живописи хранится в прескверном чулане). Обращаем внимание ребят, что рассказчика вдохновила мысль разыскать портрет неизвестного художника, значит… (в душе он, кажется, всё-таки изыскатель!).

Вопросы после чтения части 4:

– В этой части герои задают очень много вопросов. Перечислите их. А какие вопросы возникли у вас?

– Хочется узнать и о неизвестном художнике, и о судьбе портрета, правда? Попробуйте предположить, как будут развиваться события. Кто из героев станет главным (главными) действующим лицом? Как себя проявят наши «тюфяки»? 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приключения изыскателей Сергея Голицына "Сорок изыскателей" »

Литературное чтение

Урок 6.

Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Тема: Приключения изыскателей С. Голицына «Сорок изыскателей» (глава 1)

Цели:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

2 Проверка домашнего задания.

– Прочитайте толкование слов романтик и оптимист, которое даёт словарь. (Можно ввести слово-антоним пессимист.)

– О каких же роковых последствиях идёт речь в 1-й главе?

– Какую загадку предстоит разгадать героям?

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

I. Работа с текстом главы 1.

Часть 1

1. Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение вслух по цепочке. По ходу чтения учитель и дети ведут диалог с автором, учитель делает необходимые комментарии.

В части 1 уточняем, что повествование ведётся от лица рассказчика, появляется ещё один герой – сын Миша. По ходу чтения объясняем, что геолог – это специалист по геологии; геология – наука о строении и составе земной коры, о методах изыскания полезных ископаемых; минералогия – наука о минералах, каменных и горных породах, которые

добывают как полезные ископаемые.

2. Выделяем ключевую фразу и записываем в тетрадь (с. 4, задание 2), начинаем составление цитатного плана:

1) «Книга эта бесповоротно решила Мишину судьбу».

2. Работа с текстом после чтения части 1. Вопрос после чтения:

– Как вы думаете, повлияет ли Мишино увлечение на членов семьи? Что вы можете предположить.

Часть 2

1. Работа с текстом во время чтения.

Позднее Миша всех взрослых и ребят стал разделять на изыскателей и прочих. (Позднее… Значит, прошло время, а Миша своему увлечению не изменил.) К изыскателям он относил тех, кто всё время что-то изобретает, что-то придумывает или мечтает разыскать новое, неизвестное, таинственное и ищет на земле, под землёй, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе. (Обратите внимание на эти черты характера изыскателя. Подумайте, а в вас они есть?)

Вот изыскательские профессии – топографы, снимающие карты местности, гидрологи, изучающие реки, ботаники, зоологи и многие другие, и самые-самые интересные из них – геологи. (Попробуйте продолжить ряд изыскательских профессий.)

Из разных прочих Миша специально выделил «тюфяков» (Слово «тюфяк» что означает? Вообще-то это мешок, набитый соломой, сеном, служащий постелью, причём мягкой постелью. А Миша это слово использует в переносном смысле, а именно…): в этой группе очутились мальчишки сонливые, медлительные, ничем не интересующиеся, любители покушать.

А вот кого Миша откровенно считал тюфячкой, так это свою младшую сестру Соню. («Откровенно считал» – то есть не скрывал этого. Ещё один персонаж появился – дочь рассказчика и младшая сестра Миши – Соня.) И хотя Соня целый день ищет то завалившийся за диван чулок, то уроненную на пол тетрадь или «Арифметику», всё равно в изыскатели, по мнению Миши, ей не попасть никогда.

Меня и маму Миша искренне уважает и любит, но я чувствую, что и нас он считает тюфяками. (Можно предположить, почему?)

Ведь кто я такой? Обыкновенный детский врач. Каждый день я хожу в поликлинику, выслушиваю и мну больших и малых ребят, здоровых и больных, прописываю им лекарства, утешаю перепуганных родителей. (Наш рассказчик – детский врач. Очень нужная, нелёгкая профессия. А сам себя он изыскателем считает?)

А кто моя жена – наша мама? Просто домашняя хозяйка. Она ходит на рынок, готовит обед, штопает носки, стирает, и всё. Конечно, ничего изыскательского ни в ней, ни во мне нет.

2. Работа с текстом после чтения.

Выделяем ключевую фразу, записываем следующий пункт цитатного плана:

2) «… я чувствую, что и нас он считает тюфяками».

Вопрос после чтения части 2:

– Итак, мы познакомились с рассказчиком и его семьёй, это наши герои. А кому из них, по-вашему, предстоит стать главными героями?

Часть 3

В части 3 требуются лишь небольшие комментарии: обращаем внимание на портрет Сони, довольно подробный. Очевидно, Соня будет одной из главных героинь повести; на то, что прошло время (Миша уже окончил школу…); объясняем, что архив – это место хранения старых документов, бумаг, а сосед Иван Иванович – не только их хранитель, но и историк; объясняем смысл слов замялся (смутился, не решается продолжить), пределикатнейший (очень вежливый, чувствительный, внимательный…); Миша прозвал его Тычинкой, можно предложить детям представить себе тычинку цветка и объяснить слово тщедушный (тонкий, слабый, худой, хилый).

Выделяем и записываем ключевую фразу части 3 в цитатный план:

3) «“Поезжайте в Золотой Бор”, – посоветовал историк-архивариус».

Вопросы после чтения части 3:

– Какие новые герои появляются?

– Какую роль сыграет старичок Иван Иванович (Тычинка) в развитии сюжета повести? Что можно предположить?

Часть 4

Часть 4 может прочитать учитель, при чтении нужны эмоциональные комментарии (например, он так и остолбенел – был просто потрясён, что такое прекрасное произведение живописи хранится в прескверном чулане). Обращаем внимание ребят, что рассказчика вдохновила мысль разыскать портрет неизвестного художника, значит… (в душе он, кажется, всё-таки изыскатель!).

Вопросы после чтения части 4:

– В этой части герои задают очень много вопросов. Перечислите их. А какие вопросы возникли у вас?

– Хочется узнать и о неизвестном художнике, и о судьбе портрета, правда? Попробуйте предположить, как будут развиваться события. Кто из героев станет главным (главными) действующим лицом? Как себя проявят наши «тюфяки»?

Предположения детей.

– Вы согласны, что поиски портрета – самое настоящее изыскательское дело? Почему?

Завершение цитатного плана:

4) «А ведь поиски портрета – самое настоящее изыскательское занятие».

II. Работа с текстом после чтения.

– Вернёмся к названию повести – «Сорок изыскателей». А у нас пока сколько? Значит, встреча с остальными впереди (читаем краткое содержание главы 2, с. 30).

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Итог.

– Перечислите всех героев, с которыми познакомились в главе 1. На какие две группы вы бы их разделили? Кого отнесёте к изыскателям, а кого – к «тюфякам», согласно Мишиной классификации?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

ΙV. Домашнее задание.

1. Прочитать главу 3.

2. Подумать, кто из героев сможет проявить себя настоящим изыскателем.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приключения изыскателей Сергея Голицына "Сорок изыскателей"

Автор: Истратий Виталина Акадьевна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 245152


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства